Формирование гуманно-нравственных качеств дошкольников через воспитание сказкой
консультация

Панфилова Татьяна Александровна

В статье рассказывается , как сказки могут нравственно воспитывать детей, даются советы по подбору сказок для детей разного возраста. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Консультация для родителей

Тема: « Формирование гуманно-нравственных качеств дошкольников через воспитание сказкой».

        Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

       Роль детских сказок в развитии детей многогранны – от развития фантазии до развития правильной речи.

Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому, если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства - сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок – развивать фантазию и воображение ребенка, а также его творческий потенциал.

Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребенок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра.

         Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать, как способ снятия тревоги у ребенка.

        Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учитывать

ряд моментов, связанных с особенностями каждого ребенка. В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребенок воспринимает образно. Если ребенок неоднократно видел сцены насилия по телевизору, то он не может это образно воспринимать в сказках. Нужно объяснить ребенку, что плохое должно погибнуть. В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Жизнь внесет свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадет. Тогда ему будет легче справляться с жизненными трудностями.

Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребенка. Через сказку ребенку легче понять, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок представляет себя положительным сказочным героем.

         Сказка является одним из самых доступных средств для полноценного развития ребенка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребенка.

         Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок.

           Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

        «Сказка будит и пленяет мечту. Она дает первое чувство героического… она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды от кривды» писал И.А. Ильин.

         При чтении и разыгрывании сказок особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости (как, например, в сказках « Заюшкина избушка», «Кот петух и лиса», торжестве правды над обманом «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят» и др., об опасности зазнайства и стремления к «легкому хлебу»( «Заяц-хваста», «Легкий хлеб», «Колосок»)…

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать:

как дружба помогает победить зло «Зимовье зверей»;

как добрые и миролюбивые побеждают «Волк и семеро козлят»;

что зло наказуемо «Кот, петух и лиса», « Заюшкина избушка».

           Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

          Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей», « Уважай старших», « Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки « Теремок», « Зимовье» учат дружить. Наказ «слушаться родителей» звучит в сказках « Гуси - лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Снегурочка». Страх и трусость высмеивается в сказке « У страха глаза велики», хитрость – в сказках « лиса и журавль», « Лиса и тетерев», « Лисичка – сестричка и серый волк». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается «Крошечка – Хаврошечка», « Мороз Иванович», « Царевна – лягушка». Забота о близком поощряется в сказке «Бобовое зернышко».

Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба-Яга, Див, Кощей Бессмертный). И поведение, и поступки характеризуют их с плохой стороны. Развивая перед детьми картину действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.

            Герои волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа.

            Волшебные сказки и героический эпос (былина) могут ответить на естественную, зарождающуюся в душе ребенка, жажду подвига. А если в вашей группе найдется место для «богатырского облачения» и кукольных персонажей к былинам, то с их помощью ребенок сможет самостоятельно придумывать сюжеты к своим играм.

           Подобные сюжетно-ролевые игры - прекрасная и увлекательная альтернатива натиску монстров - трансформеров.

Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет-нарушение-кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или «страшилки». Они включаются в фольклорный репертуар детей 5-6 лет (не раньше). Взрослые иногда отрицательно относятся к «страшилкам», но они также традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных. В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей, (они умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи; внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец с тремя сыновьями, дочка с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дает только полная семья, только присутствие матери. В страшилках нет добрых помощников, и пощады не бывает, если дети не одумаются, т.е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка.

         В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детей строить жизнь по законам добра и красоты.

          Сказки позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи христианские принципы православия. Темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок.

          Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Воспитание христианских добродетелей создают реальные психологические условия для формирования социальной адаптации: развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребенка, которые в полной мере определяют внутренний мир ребенка.

          Выбирая детскую сказку для детей , обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна. Необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенность в себе, в своем будущем, а не пугать его. Даже если ребенок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать сказки вслух. В любое время совместное чтение сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, именно рассказанная малышу. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

       И в заключении хочу добавить, что в нравственном воспитании не нужно забывать и той атмосферы, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью и безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

        Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Памятка для родителей

1. Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день.

2. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.

3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.

4. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.

5. Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.

6. До и во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.

7. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал.

8. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.

9. Какие слова или выражения запомнились ему?

10. Чему учит эта книга?

11. Предложите ребенку нарисовать рисунок к самому интересному отрывку или выучить его наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гуманно-нравственных качеств дошкольников через воспитание сказкой

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни...

Опыт работы по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание

Воспитание духовно-нравственных качеств старших дошкольников через организацию  работы экологического кружка...

Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа

Вопросы нравственного воспитания были актуальны всегда. Но особенно остро они встают сегодня, когда меняются ценности общества. Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. ...

Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через художественную литературу.Педчтения.

       Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с...

Формирование нравственно- патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа

laquo; РУССКИЙ народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой…Национальные отличия сохранят...

Программа по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность "В хороводе народных традиций".

Данная программа построена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и направлена решать следующие задачи:-  Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развити...

Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через ознакомление их с наследием родного края

Современные дети мало знают о родном поселке, символике родного края, страны, особенностях народных традиций; часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко ...