Главные вкладки

    успешная адаптация ребенка к детскому саду как показатель качества дошкольного образования
    методическая разработка (младшая группа)

    Поверина Ольга Евгеньевна

    Рекомендация родителям и воспитателям об успешной адаптации ребенка к условиям детского сада

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

    Савинский детский сад №2

    Успешная адаптация ребёнка к детскому саду как показатель качества дошкольного образования

                                                                                                                                             Подготовила:

     Поверина О. Е.

    Воспитатель

     МКДОУ Савинского детского сада №2

    2019 год

     (2)   Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном) и направляется на достижение равновесия в системе «человек — среда». Современное научное представление о феномене адаптации основывается на трудах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, К. Бернара. Оно включает несколько основных тезисов, которые позволяют утверждать, что адаптация — это свойство любого живого организма; процесс приспособления к постоянно изменяющимся условиям среды, достижение оптимального равновесия между организмом и средой; результат активного взаимодействия человека со средой; цель, которую организм избирает для себя как приоритетную и к которой он настойчиво стремится. Оптимальным, по мнению социологов, культурологов, психологов, педагогов является творческий стиль адаптации к окружению. Можно предположить, что дети раннего и дошкольного возраста способны освоить этот стиль в грамотно организованном образовательном пространстве детского сада.( 3 )

        В идеале детский сад должен представлять для ребенка среду, в которой протекает естественная и реальная жизнь, что станет предпосылкой для решения двух взаимосвязанных задач:

     1) позволит максимально приблизить образовательные ситуации к реалиям детской жизни, что, в свою очередь, поможет личностному принятию их ребенком;

     2) научит ребенка общаться и действовать в ситуациях, максимально приближенных к жизни широкого социума.(4)

        Важной задачей дошкольных образовательных организаций является создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно адаптироваться к детскому саду и максимально реализовать себя.            Образовательное пространство призвано стимулировать моторную, сенсорную, познавательную и творческую активность ребенка, способствовать коммуникативному развитию и накоплению социального опыта. Оно является местом, которое ребенок с первых дней пребывания воспринимает как комфортное, стабильное, дружелюбное, интересное для познания и практического освоения.(5)

        Поступления ребёнка в дошкольное учреждение- процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это - сильное стрессовое переживание, отрыв от родных людей который необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Адаптация у детей проходит по-разному. Часть детей адаптируется относительно легко и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревожность значительно снижается. Если же ребёнок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжёлой и требует помощи специалиста- психолога. Из наблюдения в период работы с детьми раннего возраста мною замечено, что легче адаптироваться:

    - детям, чьи родители готовят их к посещению детского сада заранее;

    - детям физически здоровым;

    - детям, имеющим навыки самообслуживания;

    - детям, чей режим близок к режиму сада;

    - детям, чей рацион питания приближен к садовому.(6)

          Чтобы привыкание детей к новому образу жизни было максимально безболезненным, коллективом нашего детского сада был выработан комплексный подход к решению проблемы адаптации. Одним из важных направлений работы д./с по успешной адаптации детей мы считаем заинтересованность родителей в согласованности своих действий и действий воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и в детском саду.

        Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в беседе с родителями и в процессе анкетирования можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы, склонности. Исходя из этого можно сделать прогноз готовности ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение и разработать для него приёмы и подходы. Поэтому при поступлении ребёнка в д/сад мы проводим собрание для родителей наших будущих воспитанников. На котором подробно рассказываем об успешной адаптации детей к условиям доу, знакомим с воспитателями. Так же предлагаем заполнить анкету и получить памятку, которая помогает выработать единые требования к воспитанию и развитию ребёнка.(7)

          Чрезвычайно важен стиль общения педагога с детьми. Уважение к личности ребенка, искреннее внимание к его вопросам и интересам, готовность прийти на помощь и поддержать, ласковый и вместе с тем уверенный тон, общий мажорный настрой убеждают как детей, так и родителей лучше всяких слов о любви и заботе.

          Во многих детских садах воспитатели начали осмыслять такое явление, как «имидж педагога», в котором большое значение имеет эстетический компонент. Очень ценно, что педагоги задумываются о том, как видят их не только родители, но и дети. Именно личность воспитателя, его профессионализм, готовность стать другом детей и «проводником» в мир культуры, имидж и стиль общения определяют успешность адаптации детей к детскому саду.

          Педагог — новый взрослый, который из «чужого» постепенно становится «близким». Впервые недели адаптации педагог организует деятельность с детьми в форме доверительного общения, сотрудничества, сотворчества. Он вызывает интерес к себе как к носителю новой для детей информации, увлекательного содержания, позитивного стиля общения. Иногда педагоги берут на себя невыполнимую задачу «заменить маму», но профессиональная задача педагога иная — стать не мамой, а другим близким взрослым, эмоционально и социально значимым для ребенка. Здоровый ребенок готов к расширению контактов, открыт для общения с миром. И педагог выполняет чрезвычайно важную миссию — он становится «проводником» детей в мир природы, человеческой культуры и искусства.(8)

    Следующее направление нашей работы - создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

    Мы уверены, что формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Первые контакты с ребёнком - это помощь и забота. Основная задача педагога на первом этапе - заслужить доверие ребёнка.

       Чрезвычайно важен стиль общения педагога с детьми. Уважение к личности ребенка, искреннее внимание к его вопросам и интересам, готовность прийти на помощь и поддержать, ласковый и вместе с тем уверенный тон, общий мажорный настрой убеждают как детей, так и родителей лучше всяких слов о любви и заботе. Детям нравится, когда воспитатели: эмоциональны и искренны, добры и отзывчивы. У них весёлое настроение, они умеют создать его другим, они способны увлечёно играть и придумывать истории.

    Чтобы ребёнку хотелось с удовольствием идти в сад мы «одомашниваем» группу: предлагаем принести любимую игрушку малыша, для детей старшего возраста(3 года и более) можно принести фотографию мамы или всей семьи. Малыш в любой момент может увидеть своих близких и уже не так будет тосковать вдали от дома.(9)

       Из опыта работы можно сказать, что сгладить адаптационный период помогают игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребёнка с взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых лаской, улыбкой, интонацией, проявлением заботы каждому малышу.

        Очень важно в момент адаптации проводить индивидуальные и фронтальные игры, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Чтобы это осуществить мы предлагаем:

    - игры « Ладушки», «Нежно гладим мы зверят», «Карусели», «Киска, брысь!», «Лошадка», « Весёлый бубен», «Разноцветные колечки», «Прятки», «Дождик», «Солнечные зайчики», «Хоровод»;

    - пальчиковые игры « Утёнок», «Моя семья», «Наш малыш», «Встали наши пальчики», «Полетели птички», «Повстречал ежонка ёж…».

    - поэтическое народное слово (потешки, пестушки, колыбельные песенки.) (10)

    Ребенок более легко привыкает к организации и регламентации своей жизни в детском саду, если эта жизнь насыщена разными делами, интересным содержанием, позитивными эмоциями. Художественное творчество может быть организовано в более свободных формах, не связанных с размещением детей за столами и высиживанием положенного времени на стульях. Это художественно  дидактические игры, игровые упражнения, рассматривание и обследование красивых предметов, художественный труд, конструирование на полу, на магнитной доске.

          Не стоит планировать на день много приёмов работы с детьми. Планируя игровое взаимодействие, следует подбирать разнообразные виды игр: сюжетные, игры с водой, игры с песком, пальчиковые игры, игры с дидактическими игрушками, игры- забавы.(11)

          В направлении «Играем и строим» осуществляется деятельность детей с пластмассовыми и деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей.(12)

           В раздел «Формируем эмоциональную отзывчивость» мы включаем: чтение стихотворений, пение песенок, слушание музыки, рассказывание сказок, рассматривание игрушек, книжек, картинок, наблюдение за объектом природы, рисование.(13)

           Планируя раздел «Развитие ребёнка» мы подбираем: игровые упражнения, подвижные игры, музыкальные игры, пальчиковые упражнения.(14)

              В период адаптации очень важно создавать ситуации для самостоятельной деятельности детей, в процессе которой педагог не вмешивается в детские замыслы, но внимательно наблюдает за  детьми и их эмоциональным состоянием, прислушивается к комментариям, рассматривает и анализирует результаты деятельности.

            В период адаптации именно художественное творчество, как и игра, позволяет «отыгрывать» страхи, тревоги, напряжения, условности, ограничения и другие негативные состояния. Кроме того, именно творчество дает ребенку возможность выйти за рамки этих условностей и ограничений, изменить наличную ситуацию и самостоятельно прийти к состоянию душевного комфорта.

          Ребенку сложно привыкнуть к тому, что в течение дня он находится среди других детей, поэтому надо умело организовать детей для игры, общения, художественного творчества в парах и малых группах. И при этом предоставлять каждому ребенку право побыть одному, уединиться, сделать что-то индивидуально. Для этого можно использовать невысокие, легкие ширмы, ротонды (свисающие с потолка ленты или тонкие ткани, образующие купол), подвесные зонты, игровые центры, напольный конструктор.  (15)              

     Успешность адаптации можно наблюдать в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Выделяют четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит.

         Мы заметили, что длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребёнок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.

          Адаптационный период считается законченным, если: ребёнок ест с аппетитом; быстро засыпает, вовремя просыпается; эмоционально общается с окружающими; играет.(16)

            Таким образом, периоды адаптации к новым жизненным условиям — неизбежные этапы человека на пути его развития и взросления. Средства художественного творчества расширяют возможности взрослых по проектированию процесса адаптации. Разные виды искусства и предметы культуры выступают помощниками, посредниками  при взаимодействии взрослого с ребенком, осваивающим новые для него жизненные обстоятельства, используются в качестве терапевтических, компенсирующих, развивающих, воспитательных, досуговых средств. А совместная деятельность педагога и родителей делает процесс адаптации более лёгким.



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

    Савинский детский сад №2

    Успешная адаптация ребёнка к детскому саду как показатель качества дошкольного образования

                                                                                                                                             Подготовила:

     Поверина О. Е.

    Воспитатель

     МКДОУ Савинского детского сада №2

    2019 год

     (2)   Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном) и направляется на достижение равновесия в системе «человек — среда». Современное научное представление о феномене адаптации основывается на трудах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, К. Бернара. Оно включает несколько основных тезисов, которые позволяют утверждать, что адаптация — это свойство любого живого организма; процесс приспособления к постоянно изменяющимся условиям среды, достижение оптимального равновесия между организмом и средой; результат активного взаимодействия человека со средой; цель, которую организм избирает для себя как приоритетную и к которой он настойчиво стремится. Оптимальным, по мнению социологов, культурологов, психологов, педагогов является творческий стиль адаптации к окружению. Можно предположить, что дети раннего и дошкольного возраста способны освоить этот стиль в грамотно организованном образовательном пространстве детского сада.( 3 )

        В идеале детский сад должен представлять для ребенка среду, в которой протекает естественная и реальная жизнь, что станет предпосылкой для решения двух взаимосвязанных задач:

     1) позволит максимально приблизить образовательные ситуации к реалиям детской жизни, что, в свою очередь, поможет личностному принятию их ребенком;

     2) научит ребенка общаться и действовать в ситуациях, максимально приближенных к жизни широкого социума.(4)

        Важной задачей дошкольных образовательных организаций является создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно адаптироваться к детскому саду и максимально реализовать себя.            Образовательное пространство призвано стимулировать моторную, сенсорную, познавательную и творческую активность ребенка, способствовать коммуникативному развитию и накоплению социального опыта. Оно является местом, которое ребенок с первых дней пребывания воспринимает как комфортное, стабильное, дружелюбное, интересное для познания и практического освоения.(5)

        Поступления ребёнка в дошкольное учреждение- процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это - сильное стрессовое переживание, отрыв от родных людей который необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Адаптация у детей проходит по-разному. Часть детей адаптируется относительно легко и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревожность значительно снижается. Если же ребёнок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжёлой и требует помощи специалиста- психолога. Из наблюдения в период работы с детьми раннего возраста мною замечено, что легче адаптироваться:

    - детям, чьи родители готовят их к посещению детского сада заранее;

    - детям физически здоровым;

    - детям, имеющим навыки самообслуживания;

    - детям, чей режим близок к режиму сада;

    - детям, чей рацион питания приближен к садовому.(6)

          Чтобы привыкание детей к новому образу жизни было максимально безболезненным, коллективом нашего детского сада был выработан комплексный подход к решению проблемы адаптации. Одним из важных направлений работы д./с по успешной адаптации детей мы считаем заинтересованность родителей в согласованности своих действий и действий воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и в детском саду.

        Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в беседе с родителями и в процессе анкетирования можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы, склонности. Исходя из этого можно сделать прогноз готовности ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение и разработать для него приёмы и подходы. Поэтому при поступлении ребёнка в д/сад мы проводим собрание для родителей наших будущих воспитанников. На котором подробно рассказываем об успешной адаптации детей к условиям доу, знакомим с воспитателями. Так же предлагаем заполнить анкету и получить памятку, которая помогает выработать единые требования к воспитанию и развитию ребёнка.(7)

          Чрезвычайно важен стиль общения педагога с детьми. Уважение к личности ребенка, искреннее внимание к его вопросам и интересам, готовность прийти на помощь и поддержать, ласковый и вместе с тем уверенный тон, общий мажорный настрой убеждают как детей, так и родителей лучше всяких слов о любви и заботе.

          Во многих детских садах воспитатели начали осмыслять такое явление, как «имидж педагога», в котором большое значение имеет эстетический компонент. Очень ценно, что педагоги задумываются о том, как видят их не только родители, но и дети. Именно личность воспитателя, его профессионализм, готовность стать другом детей и «проводником» в мир культуры, имидж и стиль общения определяют успешность адаптации детей к детскому саду.

          Педагог — новый взрослый, который из «чужого» постепенно становится «близким». Впервые недели адаптации педагог организует деятельность с детьми в форме доверительного общения, сотрудничества, сотворчества. Он вызывает интерес к себе как к носителю новой для детей информации, увлекательного содержания, позитивного стиля общения. Иногда педагоги берут на себя невыполнимую задачу «заменить маму», но профессиональная задача педагога иная — стать не мамой, а другим близким взрослым, эмоционально и социально значимым для ребенка. Здоровый ребенок готов к расширению контактов, открыт для общения с миром. И педагог выполняет чрезвычайно важную миссию — он становится «проводником» детей в мир природы, человеческой культуры и искусства.(8)

    Следующее направление нашей работы - создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

    Мы уверены, что формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Первые контакты с ребёнком - это помощь и забота. Основная задача педагога на первом этапе - заслужить доверие ребёнка.

       Чрезвычайно важен стиль общения педагога с детьми. Уважение к личности ребенка, искреннее внимание к его вопросам и интересам, готовность прийти на помощь и поддержать, ласковый и вместе с тем уверенный тон, общий мажорный настрой убеждают как детей, так и родителей лучше всяких слов о любви и заботе. Детям нравится, когда воспитатели: эмоциональны и искренны, добры и отзывчивы. У них весёлое настроение, они умеют создать его другим, они способны увлечёно играть и придумывать истории.

    Чтобы ребёнку хотелось с удовольствием идти в сад мы «одомашниваем» группу: предлагаем принести любимую игрушку малыша, для детей старшего возраста(3 года и более) можно принести фотографию мамы или всей семьи. Малыш в любой момент может увидеть своих близких и уже не так будет тосковать вдали от дома.(9)

       Из опыта работы можно сказать, что сгладить адаптационный период помогают игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребёнка с взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых лаской, улыбкой, интонацией, проявлением заботы каждому малышу.

        Очень важно в момент адаптации проводить индивидуальные и фронтальные игры, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Чтобы это осуществить мы предлагаем:

    - игры « Ладушки», «Нежно гладим мы зверят», «Карусели», «Киска, брысь!», «Лошадка», « Весёлый бубен», «Разноцветные колечки», «Прятки», «Дождик», «Солнечные зайчики», «Хоровод»;

    - пальчиковые игры « Утёнок», «Моя семья», «Наш малыш», «Встали наши пальчики», «Полетели птички», «Повстречал ежонка ёж…».

    - поэтическое народное слово (потешки, пестушки, колыбельные песенки.) (10)

    Ребенок более легко привыкает к организации и регламентации своей жизни в детском саду, если эта жизнь насыщена разными делами, интересным содержанием, позитивными эмоциями. Художественное творчество может быть организовано в более свободных формах, не связанных с размещением детей за столами и высиживанием положенного времени на стульях. Это художественно  дидактические игры, игровые упражнения, рассматривание и обследование красивых предметов, художественный труд, конструирование на полу, на магнитной доске.

          Не стоит планировать на день много приёмов работы с детьми. Планируя игровое взаимодействие, следует подбирать разнообразные виды игр: сюжетные, игры с водой, игры с песком, пальчиковые игры, игры с дидактическими игрушками, игры- забавы.(11)

          В направлении «Играем и строим» осуществляется деятельность детей с пластмассовыми и деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей.(12)

           В раздел «Формируем эмоциональную отзывчивость» мы включаем: чтение стихотворений, пение песенок, слушание музыки, рассказывание сказок, рассматривание игрушек, книжек, картинок, наблюдение за объектом природы, рисование.(13)

           Планируя раздел «Развитие ребёнка» мы подбираем: игровые упражнения, подвижные игры, музыкальные игры, пальчиковые упражнения.(14)

              В период адаптации очень важно создавать ситуации для самостоятельной деятельности детей, в процессе которой педагог не вмешивается в детские замыслы, но внимательно наблюдает за  детьми и их эмоциональным состоянием, прислушивается к комментариям, рассматривает и анализирует результаты деятельности.

            В период адаптации именно художественное творчество, как и игра, позволяет «отыгрывать» страхи, тревоги, напряжения, условности, ограничения и другие негативные состояния. Кроме того, именно творчество дает ребенку возможность выйти за рамки этих условностей и ограничений, изменить наличную ситуацию и самостоятельно прийти к состоянию душевного комфорта.

          Ребенку сложно привыкнуть к тому, что в течение дня он находится среди других детей, поэтому надо умело организовать детей для игры, общения, художественного творчества в парах и малых группах. И при этом предоставлять каждому ребенку право побыть одному, уединиться, сделать что-то индивидуально. Для этого можно использовать невысокие, легкие ширмы, ротонды (свисающие с потолка ленты или тонкие ткани, образующие купол), подвесные зонты, игровые центры, напольный конструктор.  (15)              

     Успешность адаптации можно наблюдать в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Выделяют четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит.

         Мы заметили, что длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребёнок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.

          Адаптационный период считается законченным, если: ребёнок ест с аппетитом; быстро засыпает, вовремя просыпается; эмоционально общается с окружающими; играет.(16)

            Таким образом, периоды адаптации к новым жизненным условиям — неизбежные этапы человека на пути его развития и взросления. Средства художественного творчества расширяют возможности взрослых по проектированию процесса адаптации. Разные виды искусства и предметы культуры выступают помощниками, посредниками  при взаимодействии взрослого с ребенком, осваивающим новые для него жизненные обстоятельства, используются в качестве терапевтических, компенсирующих, развивающих, воспитательных, досуговых средств. А совместная деятельность педагога и родителей делает процесс адаптации более лёгким.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Успешная адаптация детей к детскому саду – как фактор эмоционального благополучия.

    Мой педагогический стаж -23года. В МАДОУ ЦРР№ 7 работаю с 1990г. В моём данном докладе раскрыта актуальность проблемы «Успешная адаптация детей к условиям детского сада», раскрыто состояние рабо...

    Памятка для родителей по успешной адаптации ребенка к детскому саду

    Памятка для родителей по успешной адаптации ребенка к детскому саду...

    Изобразительная деятельность как средство успешной адаптации ребенка к детскому саду

    Рисование – одно из самых больших удовольствий ребенка. Оно приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. А поскольку изоб...

    СЕКРЕТЫ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

    Памятка для родителей                      «ПЕРВЫЙ  РАЗ  В  ДЕТСКИЙ  САД»...

    Советы родителям для успешной адаптации ребенка к детскому саду

    Советы родителям для успешной адаптации ребенка к детскому садуКаждый малыш привыкает к новому окружению по-своему. Кому-то на адаптацию в детском саду нужна всего лишь неделя, а кому-то и целый месяц...

    «Адаптация ребенка к детскому саду: как облегчить её для ребенка и для родителей».

    приемы адаптации ребенка к детскому саду и советы родителям....

    «Адаптация ребенка к детскому саду: как облегчить её для ребенка и для родителей»

    Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к жизни в детскому саду....