Способы адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ
статья (младшая группа)

Андреева Ирина Владимировна

 

Статья посвящена рассмотрению конкретных способов деятельности педагога ДОУ, направленных на содействие адаптации ребенка раннего возраста к среде ДОУ. В статье приводятся  рекомендации воспитателя и основные аспекты обсуждения проблемы с родителями  ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Аннотация:

Статья посвящена рассмотрению конкретных способов деятельности педагога ДОУ, направленных на содействие адаптации ребенка раннего возраста к среде ДОУ. В статье приводятся  рекомендации педагога и основные аспекты обсуждения проблемы с родителями ребенка.

Ключевые слова:

адаптация, ДОУ, детский сад, воспитатель, родители

Понятие адаптации, применяемое к условиям дошкольного образовательного учреждения крайне актуально, так как ДОУ – первый институт взаимодействия ребенка с внешним миром. При этом, этап ДОУ крайне важен для развития, так как именно на раннем возрасте задаются основные элементы воспитания, целевые установки и морально-этические нормы.

При этом резкий переход из семьи, из привычной среды, из определенного круга общения (часто ограниченного родителями и/или ближайшими родственниками) является для ребенка существенным стрессом.

Социально-психологическая или социальная адаптация это результат самых разных изменений, в том числе, морально-психологических, социальных, демографических, социально-психологических, и т.д [3].

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям [2].

Важно определить, какие действия должен совершить воспитатель, как он может воздействовать на родителей, чтобы процесс адаптации прошел максимально быстро и безболезненно для ребенка.

Для определения сущности таких действий, выявим основные причины стресса для ребенка:

  • Строгий (часто новый) режим дня
  • Контакт с новыми людьми
  • Постоянный контакт со сверстниками
  • Длительное отсутствие родителей или ближайших родственников
  • Новые правила и нормы
  • Новое помещение, среда
  • Новые (отличающиеся от семейных) требования к деятельности [1]

На адаптацию ребенка влияют два основных фактора – выстраивание адаптации в ДОУ (воспитателем) и мероприятия по адаптации, проводимые родителями. Очевидно, что родители, не имея педагогического образования, могут не знать, в чем заключается их задача по сопровождению адаптации их ребенка, также ими может не придаваться значения этому действию. Задача воспитателя в этом случае – предложить родителям рекомендации по взаимодействию с ребенком и сотрудниками ДОУ в адаптационный период.

В начальный период адаптации рекомендуется посещение ребенком ДОУ на неполный день, начинать продолжительность можно с 0,5-2 часов, постепенно увеличивая время. В первые дни возможно посещение с матерью (или отцом, в случае если отец занимается ребенком большее количество времени). Если ребенок тяжело переносит посещение группы ДОУ, пребывание можно перенести на время прогулки, начиная знакомство ребенка с группой и средой детского сада на прогулке с другими детьми.

Режим пребывания ребенка может быть гибким – свободное время прихода и ухода в первую неделю, дополнительные выходные дни (посещение ребенком детского сада от 1 раза в неделю).

Очень важно, чтобы воспитатель знал индивидуальные особенности, привычки и увлечения ребенка до его первого посещения – это позволит разработать индивидуальный маршрут адаптации ребенка. Для этого необходимо проведение собраний с родителями до начала учебного года. На собрании должны быть рассмотрены основные аспекты деятельности ДОУ в рамках адаптации ребенка, чтобы родители понимали, какую роль в этом процессе играют они. Важно донести до родителя, что период адаптации – это в первую очередь особый период для всей семьи, не только для ребенка. Состояние ребенка в это время определяется не только естественными базовыми функциями и потребностями (питание, сон, культура туалета), но и эмоциональным состоянием, проявляющимся через изменение поведения и желаний (в том числе и дома).

Важно донести до родителя, что период адаптации к детскому саду – крайне сложен для ребенка, в этот период он может стать более капризным, менее послушным, более или менее активным, иметь нарушения сна или аппетита. Родителям необходимо отмечать эти изменения и сообщать о них воспитателю.   Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Для определения индивидуальных особенностей родителям может быть предложено написать мини-эссе, состоящее из ответов на следующие вопросы:

  • Какими именами (словами, прозвищами) обычно называют ребенка дома?
  • Как Вы проявляете, что недовольны его поведением (слова, действия, наказания)?
  • Как Вы проявляете похвалу ребенка (слова, действия, поощрения)?
  • Как проходит распорядок дня? Опишите обычный день: во сколько встает ребенок, чем занимается, в какое время принимает пищу, ходит на прогулку, какими видами деятельности занимается – играет с игрушками, смотрит телевизор, играет с родителями, животными…
  • Что нравится и что не нравится ребенку?
  • Боится ли чего-то ребенок?
  • Есть ли что-то еще, что мы должны о нем знать?

Предложенный перечень вопросов является примерным (опорным) и может быть дополнен или скорректирован в соответствии с потребностями каждого ДОУ (его контингента), ребенка или воспитателя.

В период ранней адаптации рекомендуется сохранение по возможности имеющихся у ребенка привычек.

Важно вселить в ребенка уверенность, а для этого необходимо сформировать понимание, что такое детский сад, а также понимание своей социальной роли (воспитанника детского сада). Для этого родителям рекомендуется рассказать ребенку о ДОУ, объяснить, чем он будет там заниматься, какие существуют правила, что ему следует, а что не следует делать, подкрепляя слова положительным отношением к ОУ («это будет очень интересно и весело»).

От соответствия потребностям ситуации действий педагога ДОУ и родителей, а также от индивидуальных особенностей ребенка, адаптация может продлиться разное количество времени. Определяют легкую адаптацию (около месяца), средней тяжести (около двух месяцев), тяжелую адаптацию (более трех месяцев) и  крайне тяжелую адаптацию (свыше полугода).

Важно отметить, что чем более легко проходит адаптация, тем меньший стресс испытывает ребенок, а существенный стресс в раннем возрасте может оказать негативное влияние на психофизиологическое развитие.

Список использованной литературы и источников:

  1. Алексеева С.С. Адаптация детей раннего возраста к среде ДОУ// Социокультурная среда и ее развитие в условиях глобализации современного общества. Материалы V Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. Урал. гос. пед. ун-т. 2013. – С. 50-56
  2. Перадзе О.В. Психолого-педагогические основы организации адаптации и организация адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ//Наука и мир. – Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Научное обозрение", 2015. – С. 82-84
  3. Промтова Е.Е. Влияние типа семьи на социально-психологическую адаптацию детей раннего возраста к условиям ДОУ//Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. ¬ Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества", 2015. – С. 91-93

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Нужен ли ребенку детский сад?Как сделать так, чтобы ребенок ходил в детский сад с удовольствием? В  условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, ...

Особенности процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Важной задачей ДОУ является организация специалистами адаптационного периода, создание системы занятий, сценариев, призванных облегчить адаптацию детей на первоначальном этапе. Важными целями такой р...

Способы адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Статья посвящена рассмотрению конкретных способов деятельности педагога ДОУ, направленных на содействие адаптации ребенка раннего возраста к среде ДОУ. В статье приводятся  рекомендации педагога ...