Социальная адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ
статья (младшая группа) по теме

Нужен ли ребенку детский сад?

Как сделать так, чтобы ребенок ходил в детский сад с удовольствием?

 

В  условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам общения и обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения и отношения с членами семьи.

В статье рассматриваются реакции протеста малыша на изменение условий  жизни,  виды адаптации к условиям ДОУ, рекомендации по предстоящему пребыванию в детском саду, признаки адаптированности, краткая характеристика психического и физического развития ребенка третьего года жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptaciya_rannego_vozrasta.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

- 1-                                                                                                                                       социальная адаптация

                                    Социальная адаптация

                        ( адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ)

                                                                                               Нужен ли ребенку детский сад?

                                                                                                   И если нужен, то какой?

                                                                                        Как сделать так, чтобы ребенок ходил

                                                                                            в детский сад с удовольствием?

Ваш малыш подрос, и уже недалек тот день, когда вы приведете его в детский сад. Многие из вас волнуются, тревожатся о том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании с близкими, с домом. Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступления в детский сад – сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики, здоровья.          В условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.

Для нас с вами, людей взрослых, перемена обстановки, встречи с новыми лицами - дело привычное. Иное дело - ребенок первых лет жизни. Его жизненный опыт невелик, и приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями, т.к. любое приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. В раннем возрасте - это особенно сложная задача.

Для большинства родителей вопрос посещения дошкольного учреждения решается просто: в садик ребенку нужно ходить потому, что маме необходимо выйти на работу, Далеко не у всех есть реальная возможность сидеть дома с малышом, оплачивать услуги квалифицированной няни, детские центры и школы раннего развития.

( родителям предлагается тест «Понимаем ли мы своих детей?»)

Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда и пугает новая обстановка: большая, гулкая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые. На первых порах непривычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе.                                                                                                                                    На эти перемены в жизни малыши отвечают реакцией осторожности или протеста:

*становятся вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, робкими, беспокойными, замкнутыми.

- 2-                                                                                                                                 социальная адаптация

* часто они упорно не хотят покидать дом, а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям.

* и в поведении могут проявляются черты, свойственные детям более раннего возраста, например, примитивнее становиться речь (дома- дай!, а в д/с- показывает на игрушку),

* возможно временное разрушение некоторых навыков: например, дома ребенок ходил на горшок, а в д/с опять начал «ходить» в штаны.

* у одних детей нарушается аппетит, у других - сон.

* в период адаптации возможность заболевания ребенка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.

Таким образом, период адаптации – тяжелое время для малышей, его родителей и персонала группы.                                                                                                                                                

                                                Различают 4 вида адаптации:                                                                                                                       легкая (от 5 дней до 1 недели)                         средняя (от 15 дней до 3 недель)                  усложненная (от 25 дней до 5 недель)          дезадаптация ( более 5 недель)  

                                                        (демонстрационная таблица)

         На характер привыкания ребенка к условиям ДОУ влияет ряд факторов:

  1. возраст ребенка                             * дети, привыкшие к общению только с родителями
  2. группа здоровья                             * чрезмерно опекаемые дети  

Общая задача педагогов и родителей на данном этапе - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Прежде всего, необходимо:                                 - максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду.                  - важно упорядочить  часы сна, питания, бодрствования, а при проведении режимных процедур всемерно поощрять детскую самостоятельность                                                                                     - приучать детей к меню  ДОУ, блюдам , включенным   в него                                                                   - о предстоящем поступлении  в детский сад сообщайте как о радостном событии, внушайте, что ему будет там хорошо, его встретят добрые воспитатели, веселые дети, много игрушек                                                                                                                                                           -  в присутствии малыша воздержитесь от высказываний своих опасений по поводу того, сможет ли он спокойно расстаться с домом, чем его будут кормить, как одевать и т.д.              – предварительно посетите группу. Лучше всего привести малыша, когда дети гуляют на участке или играют в групповой комнате                                                                                                                 - в первые дни оставлять ребенка на 1-2 часа, затем -  до обеда, потом - до полдника и только затем - до вечера.

                   

- 3 -                                                                                                                              социальная адаптация

                        Первые признаки того, что ребенок адаптировался:  

*хороший аппетит                                              * спокойный сон                                                                                  * охотное общение с другими детьми                                                                                                         *адекватная реакция на   любое предложение воспитателя                                                                       * нормальное    эмоциональное состояние  

                        Что же дает посещение детского сада ребенку? 

  1. Малыш получает возможность общаться со сверстниками и с другими, помимо родителей, взрослыми, т.е. расширяются его социальные контакты.
  2. Ребенок учится вести себя в «обществе», знакомится с определенными правилами поведения, т.е. усваивает нормы поведения в социуме.
  3. Возможность интеллектуального и физического развития : музыкальные, физкультурные занятия, рисование, лепка, конструирование, развитие речи и формирование элементарных математических представлений.

      Психическое и физическое развитие ребенка 3-го года жизни

Физическое развитие. За год, от 2 до 3 лет, ребенок вырастает в среднем на 7-8 см, его вес увеличивается на 2 кг, изменяется комплекция, удлиняются ноги, происходит окостенение скелета. Совершенствуется ходьба, но движения рук и ног остаются несогласованными. Ребенок уже может кататься на трехколесном велосипеде, подпрыгивать на 2-х ногах, лазать, подлезать, бросать мяч вперед и вниз. Малыш  почти самостоятельно может раздеться, одеться и развязать ботинки.

Психическое развитие. К третьему году у ребенка совершенствуется развитие центральной нервной системы (ЦНС) – фактически заканчивается формирование коры больших полушарий г/м, ее основных отделов ( в дальнейшем идет уже ее специализация и совершенствование). Ребенок может бодрствовать уже 6-6.5 часов. Становиться более терпеливым. Перестраиваются старые навыки, формируются новые. Но по-прежнему недостаточно развита подвижность нервных процессов – плохо реагирует на запреты, ему трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. Формирующиеся привычки не являются прочными и требуют частого подкрепления.

Детский сад – стресс для ребенка, но стресс вполне преодолимый. Поэтому малышу обязательно нужно помочь справится с этим новым и очень серьезным опытом.

( для родителей – памятка «Психологическое сопровождение маленького ребенка»)

- 4 -                                                                                                                       социальная адаптация

Литература :

  1. Руководство для практических психологов. М.Б.Борисенко, О.Е.Камышникова.       С-П, «Паритет», 2002
  2. Воспитателю о работе с семьей. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М., «Просвещение», 1989
  3. Ж. «Обруч» № 3, ст. «Успешная адаптация. Как ее «измерить»?, М., 2000
  4. Ж. «Дошколенок Кузбасса» № 3(4) 2008, Кемерово, ст. «В детский сад с радостью»

Приложение:

Памятка для родителей.

Тест для родителей  «Какой я воспитатель?»

Буклет «Коммуникативные права ребенка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Важной задачей ДОУ является организация специалистами адаптационного периода, создание системы занятий, сценариев, призванных облегчить адаптацию детей на первоначальном этапе. Важными целями такой р...

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

В презентации представлены такие вопросы, как Социальная адаптация, как она протекает....

Социальная адаптация ребенка дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Цель исследования: рассмотреть специфику социально-педагогической деятельности по адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения....