Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Клевцова Наталья Алексеевна

В презентации представлены такие вопросы, как Социальная адаптация, как она протекает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация адаптация106 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Клевцова Н.А педагог-психолог

Слайд 2

Механизмы биологической адаптации ребенка к окружающей внешней среде начинают действовать в период новорожденности. Ребенок выживает за счет врожденных рефлексов (сосательный, хватательный, защитные и др.). Первые проявления социальной адаптации и социального развития появляются в 2 месяца с возникновением «комплекса оживления» - ребенок выражает свое отношение к взрослому, которого видит.

Слайд 3

С первых дней жизни в семье у ребенка формируются привычки, привязанности, определенное поведение, в основе которого лежит динамический стереотип. Этот стереотип становится довольно устойчивым к 2-3 годам. При поступлении в ДОУ привычные условия жизни в семье меняются, что требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения и зачастую приводит к стрессу .

Слайд 4

С посещением ДОУ начинается новый этап адаптации – к условиям общественного воспитания. Исследования К.Л. Печора показали, что: 18,2 % детей готовы к посещению ДОУ 75,8 % - условно готовы 6 % - не готовы Ранний возраст наиболее уязвим для адаптации, т.к. ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним.

Слайд 5

Проявления стрессового состояния ребенка при адаптации Неустойчивость и нарушения эмоционального состояния (напряженность, беспокойство или заторможенность) Дети-флегматики ведут себя заторможенно, холерики излишне возбуждены, часто плачут. Нарушение аппетита, сна Повышение температуры тела Потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков Ухудшение физического развития (потеря веса, заболеваемость) Снижение уровня речевой активности

Слайд 6

Длительное стрессовое состояние может привести к появлению у ребенка невротических реакций Рвота Пристрастие к личным вещам Наличие страхов Неуправляемое поведение Стремление спрятаться от взрослых Истерические реакции Тремор (дрожание) подбородка, пальчиков

Слайд 7

Определение группы (степени) адаптации при поступлении ребенка в ДОУ Основные параметры поведения 1 группа (степень) легкая адаптация 2 группа (степень) средняя адаптация 3 группа (степень) тяжелая адаптация Эмоции Положительные Неуравновешенные (при отсутствии взрослого – плачет) Отрицательные (плач, слезы) Взаимоотношения со взрослыми Положительные, инициативные Положительные, ответного, плана Отрицательные, негативные Взаимоотношения со сверстниками Кратковременные Отсутствуют Отсутствуют, негативные Деятельность Активная, инициативная Наблюдения, ответного характера Бездействие, метание по группе Речь Ответная, инициативная Ответного характера (вспоминает о маме) Связана с воспоминаниями о близких

Слайд 8

Легкая адаптация Длительность 1-2 недели Постепенно нормализуется сон, аппетит Восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок достаточно активен, но не возбужден Снижение иммунитета выражено незначительно, к концу второй-третьей недели он восстанавливается Острых заболеваний не возникает

Слайд 9

Средняя адаптация Нарушения в поведении и общем состоянии выражены ярче Сон и аппетит восстанавливаются через 30-40 дней Настроение неустойчиво, значительно снижается активность ребенка (малоподвижен, часто плачет, почти не разговаривает) Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной системы (функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки) Заболевания в форме острой респираторной инфекции

Слайд 10

Тяжелая адаптация Длительность привыкания до нескольких месяцев Длительная и тяжелая заболеваемость Неадекватное поведение ребенка, граничащее с невротическим состоянием Длительное и стойкое снижение аппетита, отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить (снижение веса) Ребенок плохо засыпает, вскрикивает во сне, просыпается со слезами ; сон чуткий и короткий Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно По всем линиям замедляются темпы развития

Слайд 11

Проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в период адаптации детей к ДОУ Дети боятся входить в группу и выходить из нее Ничего не умеют делать (не одеваются; не едят, не принимают определенную пищу; не моют руки; не пользуются горшком) Не умеют общаться с посторонними, с другими детьми У детей плохая, невнятная речь

Слайд 12

Факторы, влияющие на адаптацию ребенка к ДОУ Возраст ребенка (наиболее тяжело адаптируются дети от 8 мес. до 1г. 2 мес., когда совпадают беспокойство при разлуке с матерью и страх посторонних) Состояние здоровья и уровень физического развития ребенка Индивидуальные особенности ребенка Биологические факторы (характер внутриутробного развития ребенка и перенесенные заболевания на первом году жизни) Социальные факторы (условия жизни в семье; режим дня; сформированные у ребенка умения и навыки) Степень сформированности общения и предметной деятельности

Слайд 13

Основные критерии готовности ребенка к поступлению в ясли и благополучной адаптации Состояние здоровья Умение общаться со взрослыми и сверстниками Сформированность предметной и игровой деятельности Психологические особенности родителей, особенно матери, характер взаимоотношений в семье

Слайд 14

Мероприятия со стороны семьи для подготовки ребенка к поступлению в ДОУ Предварительное ознакомление с условиями ДОУ и приближение к ним условий воспитания в семье. Обучение ребенка навыкам общения со сверстниками. Посещение с ребенком детского сада для создания положительного настроя. Постепенное увеличение времени пребывания ребенка в детском саду. Щадящий режим дома.

Слайд 15

Перед поступлением ребенка в ДОУ воспитателю следует обсудить с родителями следующее: Каков распорядок дня ребенка? Как в семье проводятся режимные моменты? Какой тип общения предпочитает малыш? Стремится ли ребенок к самостоятельной игре? Стремится ли ребенок к самостоятельности в самообслуживании и в ходе режимных процедур? Как ребенок относится к посторонним взрослым? Умеет ли ребенок общаться с другими детьми, какие чувства он испытывает в обществе сверстников?

Слайд 16

Мероприятия со стороны ДОУ при приеме детей Подготовка к приему вновь поступающего ребенка (проведение за 2-3 недели родительского собрания). Выяснение воспитателем в беседах с родителями условий воспитания в семье, привычек, индивидуальных особенностей ребенка. Регулирование заведующей приема детей по времени (не более 1-2 в неделю). Реализация личностно-ориентированного общения с ребенком: избегание неприятных процедур; чуткое отношение к неудачам ребенка

Слайд 17

Общение воспитателя с ребенком в период адаптации В группе имеются игрушки, вещи из дома На спинке кроватки – фотография мамы Не игнорирует слова ребенка, отвечая на каждый его запрос утвердительно, помогая поверить, что скоро он увидит свою маму Переключает внимание малыша на игрушки, вместе с ним «путешествует» по комнате Отлучается ненадолго, а затем возвращается Подключает ребенка к своим делам Уделяет внимание не только беспокойным детям Играет с детьми в эмоциональные игры – «прятки», «догонялки», «сорока-ворона»

Слайд 18

Общая стратегия организации адаптационного периода в ДОУ Этапы становления психологической автономности ребенка: «Мы играем только вместе» (мама и ребенок – одно целое) «Я играю сам, но ты будь рядом» (постепенный отрыв ребенка от мамы, которая продолжает оставаться опорой и защитой) «Иди, я немножко поиграю один» (мама ненадолго отлучается в приемную и обязательно возвращается) «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя» (завершающий этап в процессе постепенного обретения самостоятельности)

Слайд 19

Показатели окончания адаптационного периода (Н.М.Аксарина, Р.В.Тонкова-Ямпольская) Глубокий сон Хороший аппетит Бодрое устойчивое эмоциональное состояние Хорошее физическое самочувствие Доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам Полное восстановление имеющихся привычек и навыков Активное поведение, увлеченность в действиях с предметами Соответствующая возрасту прибавка в весе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Нужен ли ребенку детский сад?Как сделать так, чтобы ребенок ходил в детский сад с удовольствием? В  условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, ...

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...