Папка раскладушка для родителей 2 младшей группы.
учебно-методический материал (младшая группа)

Зубатова Ольга Александровна

Развитие детской изобразительной деятельности у детей от 3 до 4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papka_-_peredvizhka_ot_3_do_4_let.docx957.66 КБ

Предварительный просмотр:

Папка раскладушка для родителей 2 младшей группы.

Подготовила воспитатель МБДОУ

 д/с № 33 «Золотая рыбка» г. Кстово

Зубатова О.А.

2017 г.


Развитие детской изобразительной деятельности у детей от 3 до 4 лет.

C:\Users\Ольга\Pictures\картинки для категории\children-with-special-needs[1].jpg

В данный возрастной период дети продолжают осваивать способы использования карандашей и красок в изобразительной деятельности. Сначала для рисования детям дают цветные карандаши. Чтобы не рассеялось внимание детей, набор карандашей вначале ограничивается один – двумя цветами. У детей 3 – 4 лет цвет карандаша вызывает представление о знакомых предметах: зелёный – трава, красный – флажок. Постепенно представляется возможность выбрать любой цвет для передачи окраски различных предметов. Продолжая выполнять изображения с помощью краски дети рисуют одной краской какого – либо основного цвета.  Постепенно дети 3 – 4 лет переходят к рисованию несколькими красками. Дети знакомятся с навыком промывания кисти, умением одной и той же кистью набирать краски различного цвета, накладывать их на бумагу.  Дети данной возрастной категории должны различать и называть: красный, жёлтый, зелёный, синий, белый и чёрный цвет; самостоятельно раскрашивать некоторые изображаемые в рисунке предметы в характерный для них цвет, выбирая его среди других (зелёная ёлочка...). Это указание направлено на развитие у детей преднамеренности при выборе цвета. Однако оно не исключает избирательного отношения к цвету в процессе рисования, так как цвет помогает детям создавать выразительные образы.

Дети  в течение учебного года учатся проводить прямые линии в определённых направлениях (слева на право, снизу вверх). Уже в первом квартале они учатся замыкать их в округлые формы, рисовать прямоугольные формы, изображать предметы, состоящие из нескольких знакомых им форм, линий. Также организуется комплекс занятий по изобразительной деятельности по замыслу. Взрослый развивает у детей интерес к результату своей работы.

В отличие от раннего возраста, у детей 3 – 4 лет в рисунках уже видно  объективное сходство с предметами, явлениями, «оживление образа» происходит в тот момент, когда ребёнок замечает сходство изображения с каким – то предметом. В таких случаях меняется характер восприятия изображения. Дети оживлённо рассказывают друг другу и взрослым о том, что у них получилось.

C:\Users\Ольга\Pictures\картинки для категории\DSC04501.JPG     C:\Users\Ольга\Pictures\картинки для категории\DSC04505.JPG

Е. А. Флерина отмечала, что для рисования младших дошкольников (четвёртого, пятого года жизни) характерно возникновение «временного образа». Образ, возникший в рисунке, может быстро исчезнуть. Ребёнок, заштриховав изображение, объясняет его исчезновение тем, что «зайчик убежал в лес», «дом сгорел» и т. д. Е. А. Флерина, указывая на «временной» характер образа в рисунках младших дошкольников, имеет в виду способность детей видеть в штрихах, формах знакомые им объекты, «живые существа».

Дети раннего возраста, нанося на бумагу линии, полоски, называют их «дорожками», «цветами», «травкой», так как протяженность линий вызывает у них представления и связь с окружающей действительностью. Постепенно линии замыкаются, образуя линейный контур знакомых детям предметов. К трём годам они уже овладевают изображением замкнутой формы, что расширяет их изобразительные возможности.

С развитием сюжетно – игрового замысла в рисунках детей 3 – 4 лет происходит освоение пространства листа. Если дети  двух лет свободно заполняют пространство листа, то в рисунках детей 3 – 4 лет изображение подчиняется сюжетному рисованию. Прежде всего лист бумаги становится местом действия изображаемых персонажей. Дети уже владеют передачей формы. Поэтому изображаемые объекты находятся как бы в определённом соотношении друг с другом. В рисунках детей 3 – 4 лет вначале можно наблюдать некоторую хаотичность в расположении изображаемых предметов. Однако то, что кажется хаосом, для ребёнка понятно и объяснимо. Он свободно разбирается в лабиринте линий, форм. Рассматривая рисунок ребёнка, в котором изображены одна над другой две фигурки, взрослый остаётся в недоумении. «Это девочки бегают кругом, они догоняют друг друга», - объясняет ребёнок свой рисунок. Такое расположение фигур на рисунке сделало его действительно оригинальным, оно позволило передать движение, сделало рисунок выразительным.

Освоив изображение различных форм, дети вносят некоторую выразительность в передачу образа. Так, Лена (3года 2 мес.) рисует фигурку с большой головой, большими глазами и объясняет: «Это страшная девочка». «Эта девочка катается с горы», - говорит она и рисует фигурку, чуть наклоненную вперёд.

В рисунках детей этого возраста наблюдается стремление к выражению действия и связного содержания. Кое-что ребёнок дорисовывает, но многое объясняет на словах. Каждый изображённый предмет – конкретный живой образ для ребёнка. В процессе рисования у детей происходит развитие «сюжета». Люда (3 года 6мес.) говорит: «Я рисую домик красной краской, а нём живут зайцы, они убежали погулять».

В рисунках детей 4 года можно увидеть понятные для окружающих изображения (дома, машины, фигуры человека, животных). Детей увлекает передача образа человека. Вначале изображение неполно, отсутствуют отдельные признаки, и эти ещё несовершенные изображения они называют «мамой», «девочкой».

Изображение человека ребёнок связывает с определённой жизненной ситуацией. Поэтому он волнуется, когда взрослый не понимает его изобразительного замысла, старается словами объяснить то, что ему не удалось изобразить. Ребёнок говорит: «Девочка с шариком идёт на праздник». Обязательно нарисует более ярким цветом платье, яркое солнце на небе.

Предметный мир в рисунках ребёнок хочет видеть динамичным, живым. «Девочка катается на коньках» (ноги в повороте с удлинёнными ступнями), «Девочка танцует» (фигурка человека с поднятыми вверх руками).

C:\Users\Ольга\Pictures\картинки для категории\DSC04506.JPG

Дети 4 лет в процессе обучения уже освоили рисование разных форм и придают этим формам различное значение. Например, овладение формой круга даёт детям возможность создавать целую вереницу образов, которые возникают в рисунке (это может быть и колобок, и неуклюжий снеговик, и забавные человечки). Детям, которые остаются на уровне простого повторения раз найденных форм необходимо помогать в процессе выполнения тех или иных заданий.

Создание образа младшими дошкольниками не есть процесс создания художественного образа, однако возникающее у детей отношение к изображаемому проникнуто чувствами, эмоциями.

C:\Users\Ольга\Pictures\картинки для категории\мальчик.jpg

В процессе восприятия рисунка ребёнок иногда как бы обнаруживает новые интересные детали. Ребёнок так же, как и взрослый, другими глазами смотрит на свой рисунок, который находится в некотором отдалении от него. Вова рисовал мазками падающий на деревья снежок. Когда он рассматривал рисунок, помещённый на стенде, то воскликнул: «У меня метель!» Вероятно, сочетание мазков, их разный характер вызвал у него образ снежной метели. Тут же Вова обнаружил следы зверей на земле: «А вот зайчик пробежал по лесу». Он как бы продолжает развитие сюжета, раскрывает содержание рисунка. Рассматривая свои работы, дети часто выбирают те, в которых выразительнее передана цветовая гамма, ритмичнее композиция.

Итак, овладев изобразительными средствами – формой, линейным контуром, ритмом, цветовым пятном, композицией, - дети младшего дошкольного возраста имеют возможность полнее и выразительнее передавать образы окружающей их действительности. Для рисования детей четвёртого года жизни характерно развитие сюжетно – игрового замысла, освоение различных форм.

C:\Users\Ольга\Pictures\картинки для категории\девочки.jpg

Рисование детей младшего дошкольного возраста представляет собой сложный процесс перехода от внешних действий, образующих комплекс разнообразных движений с карандашом и кистью, к внутренним, интеллектуальным процессам узнавания, называния и образного восприятия того, что получилось в результате рисования.

C:\Users\Ольга\Pictures\картинки для категории\рисует.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка-раскладушка для родителей "Наши милые друзья"

Полезно иметь в доме кого-нибудь из животных, например, кошку или собаку... Человек - друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства....

Папка-раскладушка для родителей "Развитие осязания и мелкой моторики посредством лепки"

Мелкая моторика – чрезвычайно важная составляющая роста. Исследования ученых доказали, что успешное формирование некоторых значимых центров мозга - плотно связано с развитием мелкой моторики. Такие че...

папка-раскладушка для родителей "Весна"

народные приметы, народный календарь и много интересного материала о весне...

Папка раскладушка для родителей 1 младшей группы.

Изобразительная деятельность в жизни детей (от 2 до 3 лет)....