Советы родителям будущих первоклассников: как выбрать школьный ранец?
статья (подготовительная группа)

Вера Михайловна Абашкина

Скоро Ваш ребенок впервые пойдет в школу, предстоить решить многие вопросы, связанные с обучением: как сделать, чтобы предметы, сопровждающие ребенка в школу, были безопасные, удобные, современные, технологичные?

Работая в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста, мне часто приходится давать родителям консультации и советы: какой ранец к школе выбрать, по каким критериям и что самое важное в выборе?

И я решила поделиться своими знаниями и той информацией, которую я узнала. Думаю, это будет интересно будущим первоклассникам и их родителям!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_ranets.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям будущих первоклассников:

как выбрать школьный ранец?

Работая в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста, мне часто приходится давать родителям консультации и советы: какой ранец к школе выбрать, по каким критериям и что самое важное в выборе?

И я решила поделиться своими знаниями и той информацией, которую я узнала. Думаю, это будет интересно будущим первоклассникам и их родителям!

Зимой на улице бежит,

А летом в комнате лежит.

Но только осень настаёт,

Меня он за руку берёт.

И снова в дождик и в метель

Со мной шагает мой портфель.

В. Берестов

Школьный ранец, портфель, сумка… Что же выбрать? Такой вопрос задают себе тысячи учеников и их родителей, когда ребенку покупают в школу эту необходимую вещь. Школьный портфель не только долгожданный атрибут ученика, но и важная школьная принадлежность. От того, какой у школьника портфель, во многом зависит его внешний вид, настроение и здоровье. Наблюдаю за учениками, часто вижу, что они носят тяжелые школьные портфели. А не влияет ли вес портфеля на здоровье ребенка? Какой же выбрать портфель? По каким критериям? Чем больше думаешь об этом, тем больше возникает вопросов. Действительно, как выбрать? Какой лучше?

Очень важно выяснить, соответствует ли выбор школьного портфеля и его вес возрасту ребенка и разработать рекомендации по его приобретению на следующий учебный год.

Для этого интересно узнать:

- историю появления школьного портфеля;

- виды школьных портфелей;

-  каким должен быть современный ранец;

- влияет ли вес ранца на здоровье ребенка;

- что такое осанка и выяснить, влияет ли вес ранца на осанку;

и  дать рекомендации для родителей и будущих учеников.

Заинтересовавшись, я узнала, что портфель – слово французского происхождения. В переводе на русский язык означает «носить лист». Основное его значение – четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг. Параллельно с портфелем школьной сумкой можно считать  рюкзак и ранец. Слово ранец (заплечная сумка) появилось на Руси в 17-м веке. Через 150-200 лет это слово вошло в школьный обиход. Рюкзак по праву считается одной из удобнейших вещей в обиходе, которые придумал человек. Еще древние люди поняли, что во время охоты или в хозяйстве им будет необходимо иметь при себе некую сумку, переноску, чтобы обе руки были свободны для работы. Так появился прадедушка рюкзака. Его приблизительный возраст – около 2700 лет до нашей эры. Об этом свидетельствует уникальная находка в леднике в Альпах, сделанная в 1992 году. Ученые обнаружили тело прекрасно сохранившегося доисторического человека. На спине его находился кожаный рюкзак, закрепленный на дугообразной раме из бруска орешника. Изначально иметь при себя сумку или рюкзак было привилегией мужчин – потому как именно мужчине отводилась социально активная роль – он был охотником, пастухом, торговцем или просто странником. Долгое время самыми популярными материалами для изготовления рюкзаков и сумок у древних людей были мех, выделанная кожа рыб и животных. Облегченным вариантом можно считать плетеные короба из бересты и лыка. Много позже, с развитием широкомасштабных войн, рюкзак был замечен у римских легионеров, рыцарей-тамплиеров. Североамериканские же индейцы-охотники проявили большую изобретательность: рюкзак представлял собой доску, которая крепилась к спине перекинутыми за плечи лямками или без них, и дополнительно на лоб человека накидывался мягкий кожаный ремень. Таким образом, нагрузка распределялась равномерно, и такая конструкция позволяла носить весьма тяжелые грузы!

Мне удалось узнать, что основное отличие портфеля-ранца от простого школьного портфеля – это форма или конструкция такого изделия. Портфель-ранец больше вытянут вертикально, а школьный портфель имеет горизонтальное расположение. У ранца жесткий корпус с плечевыми ремнями, предназначенный для переноски школьных принадлежностей на спине. Имеет твердую спинку, в отличии от рюкзака, и поддерживает спину школьника в прямом положении и не деформирует позвоночник.

Современный портфель, в том числе и ранец, должен соответствовать определенным критериям:

1) вес;

2) наличие ортопедической спинки;

3) наличие светоотражающих элементов.

Большую роль играет вес; масса ранца для учащихся первых и вторых классов – 1,5 килограмма. В третьем-четвертом классе школьники могут носить уже два килограмма поклажи, при этом вес ранца со всем содержимым должен составлять не более 10 % от веса ребенка. А если у школьника ранец не соответствует общепринятой норме, влияет ли это на его здоровье? С этим вопросом я обратилась к нашему врачу-педиатруАнастасии Юрьевне. Она подтвердила мои догадки, что при ношении тяжелого ранца могут быть проблемы со здоровьем, и это влияет на формирование осанки. А значение  осанки особенно велико у детей в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к искривлению позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы. Стало очевидно, что неправильное ношение тяжелых предметов может отрицательно сказаться на позвоночнике, и именно школьный ранец может стать «другом» или «врагом» для нашего здоровья.

Основной причиной превышения веса ранца, на мой взгляд, является отсутствие контроля за содержимым школьного ранца – помимо учебных принадлежностей в ранцах могут лежать лишние предметы: игрушки, учебники по предметам, которых нет в расписании, а иногда и пустой ранец не соответствует норме.

Поработав с информацией и побеседовав со своими выпускниками при встрече в детском саду, я могу дать следующие рекомендации при выборе школьного ранца:

  1. Покупать ранец легкий по весу с анатомической спинкой, с твердым внутренним каркасом и мягкой внешней обивкой;
  2. Ранец не должен быть слишком большим и должен быть подобран по росту ребенка. Нижний край ранца должен проходить по линии талии;
  3. Ширина ранца не должна быть шире плеч ребенка;
  4. Материал ранца – прочный полиэстер с водоотталкивающей пропиткой;
  5. Замки и застежки должны быть надежны, удобны и легко открываться даже одной рукой;
  6. Вес ранца со всем содержимым должен составлять не более 10 % от массы ребенка. Это необходимо учитывать, приобретая школьные принадлежности, они тоже должны быть легкими. Обязательно стоит следить за тем, чтобы ребенок не брал в школу лишние учебные предметы и посторонние вещи. Собирая портфель, надо помнить о том, что самые тяжелые учебники и вещи должны находиться максимально близко к спине. Чем ближе к внешней части – тем легче они должны быть.

Следуя этим рекомендациям, у будущих школьников не будет заболеваний, связанных с ношением тяжелого ранца, и родители ответственно отнесутся к выбору школьного ранца на следующий учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации родителям будущих первоклассников "Как достичь школьных радостей?"

В настоящей работе родители будущих первоклассников получат практические советы о том, как помочь своему малышу стать первоклассником....

Рекомендации родителям будущих первоклассников по развитию школьно-значимых функций

Данная памятка подготовлена мною для родителей детей старшей и подготовительной групп. Особенность предлагаемых игр и упражнений состоит в том, что они не требуют специально организованных занятий и м...

Тренинг для родителей будущих первоклассников "На пороге школьной жизни". Занятие №1

Организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе....

Тренинг для родителей будущих первоклассников "На пороге школьной жизни". Занятие №2. Тема: "Мотивационная готовность"

Психологическое просвещение родителей по вопросу формирования и развития мотивационной сферы дошкольника...

Советы психолога Советы родителям будущих первоклассников

Почему  необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что  такое «готовность к школе»? Для чего это нужно ...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...