Формирование самооценки ребёнка.
консультация

Дягилева Ольга Александровна

Самооценка формируется на про­тяжении всей жизни, но дабы вос­питать человека, знающего себе цену и верящего в себя, следуйте определенным правилам уже с ро­ждения малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_samootsenki_rebyonka.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование самооценки ребёнка.

Почему один школьник, стоя у доски, краснеет и не может выдавить из себя отлично вызубренный урок, а другой в это время веселит класс остротами? Все дело в воспитании! Растить уверенного в себе человека необходимо с рождения.

Тихие и скромные дети всегда ценились на вес золота мамами, бабушками и учительницами начальных классов. Мамы с гордостью посматривали на «несчастливых» соседок. И временами словно не замечали, что у их «послушных» малышей мало друзей, они стесняются родных тетушек и дворовых сверстников, не умеют настаивать на своем и боятся попроситься в игру других детей. Конечно, не все «тихие дети» обязательно стеснительные. Если причина такого поведения спокойный темперамент и нелюбовь к «шумным» играм, если малыш умеет постоять за себя, не боится окружающих, а просто устает от чрезмерного общения - волноваться не стоит. А вот если ребенок и рад бы пошуметь и побегать со сверстниками, но стесняется - пора бить тревогу. Такие дети считают себя чем-то очень незначительным - и это принесет им немало проблем. Самооценка формируется на протяжении всей жизни, но дабы воспитать человека, знающего себе цену и верящего в себя, следуйте определенным правилам уже с рождения малыша.

1.Прислушивайтесь к ребенку

И делайте это с самых первых дней. «Мое мнение важно для окружающих» - один из главных постулатов Человека В Себе Уверенного. И маленькая личность должна это знать.

2.Проявляйте свою любовь

Вы счастливы, что у вас такой ребенок. Обязательно поставьте малыша об этом в известность. Лицо прямо заинтересованное, он должен чувствовать, что его любят несмотря ни на что.

3.Не сравнивайте его с другими

Если вы думаете, что из предложения «Ваня уже не боится воды» ваш Леша сделает вывод «И мне тоже бояться ее не надо» - это не так. Его логическая цепочка скорее будет такой: «Ваня не боится воды», а «Я ее боюсь» - следовательно, «Ваня хороший, а я плохой, я трус». И после этих слов не удивляйтесь, если в подростковом возрасте сын будет слушаться Ивана, хулигана и грозу всей школы.

4.Не критикуйте его

Вы можете осуждать его поступки, но не критикуйте его самого. Фраза: «Ты разбил чашку (вазу/весь сервиз/телевизор/коленку). Вот что бывает, когда бегаешь, не глядя по сторонам» - отличается от фразы: «Ты неуклюжий (неловкий/эгоист/плохой), ты разбил мою любимую чашку!» Не давайте ему повода винить себя, не ставьте его в угол с наказом подумать о своем плохом поведении («Я плохой, я разбил вазу, которая была так дорога маме»). Лучше попытайтесь вместе реанимировать пострадавший предмет. Привычка сразу исправлять свои ошибки поможет в будущей жизни гораздо больше, нежели готовность к самоуничижению. А долгое и тщательное склеивание вазы из 95 кусков заставит его навсегда забыть о быстром перемещении по квартире вблизи маминого сервиза.

5.Помогите ему научиться извлекать уроки из своих ошибок

Он никак не может понять, почему сегодня ботинки жмут. Малыш, конечно, вырос за ночь - но лучше честно расскажите о главной причине: он перепутал правый и левый. Потому что плохо посмотрел, прежде чем надеть их. Но вы уверены, что в следующий раз он будет внимательнее.

6.Установите для него рамки

Казалось бы, чем больше ребенку позволяют - тем больше он верит в себя. Но не все так просто, и избалованные любимые дочки, которым очень не везет во взрослой жизни, не только забавная выдумка русского фольклора. Привыкнув делать все, что хочется, не признавая ограничений в принципе, ребенок не сумеет адекватно вести себя в окружающем мире. Ничто так не вредит, как чувство вседозволенности. Но ограничения должны быть озвучены, и их не должно быть сразу много. Вводите в ваш договор с малышом новые «нельзя» постепенно. Начните с самого наболевшего, например,: «Игрушки у других ребят больше не отнимаем, девочек не бьем, дома не кричим».

7.Доверяйте ему маленькие задания

Малыш будет горд и доволен собой! Выбирайте задания по его возможностям: положить вещи в стиральную машинку, помочь разложить покупки. Похвалите! Даже если он пока еще не лучший в мире укладчик вещей в стирку и делает что-то неловко. Он будет чувствовать, что его ценят, и захочет попробовать еще.

8.Не смейтесь над ним

Особенно на людях. Самое опасное оружие из богатого арсенала изобретательного человечества - это смех. Как ни смешно, нет ничего более мучительного и унизительного. Особенно если это смех близких людей, которых малыш уважает и привык им доверять. Чье мнение для него важно. В которых видит опору, поддержку, защиту. Ваш полный остроумных подробностей рассказ о том, как сын весь день ходил в разных носках, подарит вам пять минут внимания окружающих. И на полгода заставит ребенка забыть про попытки одеваться самостоятельно. Он будет бояться вновь совершить ошибку и выглядеть смешно. Бытует мнение, что сильный человек способен посмеяться над собой вместе со всеми. Но до того, как он станет этим сильным человеком, вашему малышу еще ой как далеко... Чтобы овладеть тайным искусством самоиронии, людям часто нужна целая жизнь - а иногда и ее мало.

9.He решайте все за него

В современном мире ребенка с детства надо приучать к свободе выбора. Дабы в будущем она не обернулась проблемой выбора. Конечно, если дочка ранней весной вознамерилась пойти на прогулку в легком сарафане, отпускать ее в таком виде определенно не стоит. Но пусть иногда малыш сам выбирает, надеть красную кофту или серый свитер, съесть хлопья или бутерброд, играть с Зоей в магазин или с Пашей в индейцев. Тогда он не будет инфантилен, научится принимать решения, привыкнет думать и действовать сам.

10.Ободряйте своего ребенка

Малышу необходима ваша поддержка. Конечно, фразы: «Я знаю, у тебя все получится!», «Попробуй еще раз, ты сможешь!», «Вперед, я в тебя верю!» - напоминают о мелодрамах про людей трудной судьбы. Но все равно надо вселять в ребенка уверенность, этими ли словами, другими ли - главное, чтобы они звучали абсолютно искренне. И в трудной ситуации эти фразы вспомнятся и помогут ему («Мама говорила, что я могу - значит, я могу!»).

11.Научите его чувствовать свою ответственность как можно раньше

Доверяйте ребенку регулярные, небольшие, но ответственные задания. Пусть он ежедневно в определенное время (конечно, он определяет его не по часам, а по действиям, например, после того, как сам пообедал, позавтракал, умылся) кормит рыбок, наливает молоко кошке или поливает цветы.

Первое время малыша непременно надо будет контролировать -иначе квартирная флора засохнет, а голодная кошка включит в свой рацион не менее голодных рыбок. Напоминайте, если он забывает. И обязательно рассказывайте всем гостям, какой замечательный помощник у вас растет, какие красивые цветы благодаря ему распустились на подоконнике, а кошка и рыбки, опять же благодаря ему, здоровы и полны энергии. Перед началом рассказа не забудьте удостовериться, что «замечательный помощник» скромно стоит неподалеку и отлично вас услышит.

12.Поощряйте его приобретать свой собственный опыт

Новенькую, блестящую, полученную в подарок машину сынок разбирает на запчасти вовсе не из природной тяги к вандализму. Просто собирать ее он еще не может, а изучать окружающие предметы уже хочет. И бросает вещи об стенку не назло вам, а с целью проверки на прочность (и вещей, и стенки). Дочка испачкала новый комбинезон не потому, что она неисправимая неряха, она просто пыталась создать произведение искусства из глины. Так что лучше вам иногда забывать о фразах: «Брось! Оставь! Сломаешь! Испачкаешься!» И помнить, что дешевые машинки, которые можно разбирать на винтики, порадуют малыша гораздо больше, нежели дорогие, до которых нельзя дотронуться. Чем больше собственного опыта приобретет ребенок, тем выше будет его самооценка. Ну а вы точно не пропустите будущего конструктора или скульптора.

 13.Будьте для него примером

И лучше положительным. Не спорим, когда малыш безутешно рыдает уже полчаса, а время близится к рассвету - очень хочется сесть и порыдать рядом с ним. Или как-нибудь еще проявить свою слабость. Но ребенок формирует себя по вашему образу и подобию. Если вы храбры, оптимистичны и не привыкли сдаваться - сын или дочка извлекут из вашего наглядного примера положительные уроки.

14.Позволяйте ему рисковать

Конечно, в пределах разумного. Но его жизнь не должна состоять из бесконечных «Не бегай! Не прыгай! Не лазай!» Все равно очень волнуетесь? Купите гимнастическую стенку, а пол под ней обложите пуфиками.

15.Уважайте его ритм

Конечно, соблазн в разговоре с подругами ввернуть что-нибудь вроде: «А мой-то уже сам ходит (ест/читает/доказывает теорему Ферма)» велик. Но не торопите его, помните, что юные вундеркинды иногда во взрослой жизни ничего не достигают. Возможно, ваш случай - как раз тот, когда тише едешь - дальше будешь.

 16.Не требуйте слишком многого

Если малыш не сможет оправдать маминых надежд - это не повысит его самооценку. Скорее, наоборот, самолюбие ребенка будет уязвлено, и он решит: что-то у него определенно не получается, не стоит дальше и пытаться. В результате, даже имея неплохие данные, он на всю жизнь может забыть о пении, рисовании или танцах. Просите его сделать чуть больше того, что он уже сделал. Но не требуйте невозможного!   Например, ваш стеснительный сын боится здороваться даже с родной тетей, ну а публичные выступления для него смерти подобны. Не стоит выбивать у воспитателей главную звездную роль на детском утреннике. Он может ни слова не произнести на весь концерт - и страх закрепится надолго. Лучше пусть сперва выступит в семейном кругу или перед двумя-тремя вашими друзьями. Дайте ему почувствовать вкус первого успеха - малыш осмелеет и со временем решится на более серьезную попытку.

17.Хвалите его

В общении с будущими личностями, уверенными в себе, нужен специальный язык. Запомните: не «Непонятные каракули» - а «Море в грозовую погоду», не «Это недокорова или перекурица?» - а «Какое интересное инопланетное животное у тебя получилось!» Любое занятие начинайте с подчеркивания того, что то, что он делает, - хорошо. Когда юное дарование закончит творить, предложите повесить рисунок на стенку в его комнате. А в конце дайте несколько советов на будущее: «Тебе не кажется, что лучше гуашью проводить линии, а не размазывать ее по всему листу?»

18.Формируйте позитивный образ родителей

Ни в коем случае нельзя говорить: «Ты неряха, весь в отца!» или «Ты такой медлительный, прямо как мама!» Ребенок знает, что достойный отпрыск может быть только у достойного и благородного семейства. И если родители будут хвалить друг друга, мама говорить: «Ты умный, прямо как твой папа!», а отец заметит: «Ты трудолюбивый, весь в маму!» - малыш обязательно поймет, что у таких замечательных родителей может быть только замечательный ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка ребёнка-дошкольника

6–7 годам, к школьному возрасту, ребенок уже способен на адекватную самооценку – на суждения о значении и значимости собственных поступков, талантов. Это очень важно для успешного обучения: ребенок до...

Самооценка ребёнка дошкольного возраста

Консультация для родителей...

Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка

Данная презентация может быть использована педагогами дошкольных учреждений при работе с родителями: подгрупповая консультация, родительское собрание....

Родительское собрание для родителей воспитанников младшей группы Тема: «Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка»

Конспект родительского собрания, цель которого – повышение педагогической компетентности родителей воспитанников. На встрече родители познакомились с понятием «самооценка», получили рекомендации по фо...

2 Инновационные технологии для повышения самооценки ребёнка в дошкольном учреждении на музыкальных занятиях

Применяя различные инновационные технологии в образовательном процессе, можно добиться значительных успехов в повышения самооценки ребенка, его раскрепощении, коммуникабельности в реализации его приро...

Роль семьи в формировании самооценки ребёнка.

Консультация для родителей. Роль семьи в формировании самооценки ребёнка....

Семь правил формирования у ребёнка положительной, объективной, здоровой самооценки

Рекомендации родителям как формировать у ребёнка объективную самооценку...