Почему лопать мыльные пузыри полезнее, чем писать в прописях?
консультация

Cентемова Елена Алексеевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_lopat_puzyri_poleznee.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Почему лопать мыльные пузыри полезнее, чем писать в прописях?

Как научить ребёнка писать — известно всем. В подготовительной группе надо купить прописи и писать. Если в первом классе будут проблемы с почерком — надо купить ещё прописей, потом ещё немного и тренажёр для письма. И писать одну страницу или 30 минут в день. Многие думают, что так появится почерк. Не появится. 
Во-первых, если проблема в созревании одной из функций, участвующих в формировании навыка письма, то пока она не сформируется, ничего не получится. В лучшем случае вы закрепите неправильный навык, дефективный, где на каком-то из этапов письма одна функция берёт на себя задачи другой, не сформированной. И даже после её формирования автоматизированный навык на правильный сам по себе не поменяется. 
Во-вторых, прописи учат не письму, а списыванию и срисовыванию. Ребёнка можно замучить прописями и получить даже что-то похожее на красивый почерк. Но как только ребёнку понадобится записывать услышанное или собственные мысли (диктанты, конспекты, сочинения), этот красивый почерк «уедет», потому что он — ещё не навык письма. 
В-третьих, если бы от количества прописей зависела красота и стройность букв, лучший почерк был бы у врачей. А он у них совсем так себе после миллиона исписанных страниц. 
Чтобы записать какую-то фразу, ребёнку надо: 
🔹 различать все звуки произнесённой фразы, 
🔹 вспомнить образ каждой буквы, 
🔹 повторять её про себя, чтобы записать строчку целиком, 
🔹 в процессе думать о правилах или смысле текста. 
🔷 1. Как развивать функцию звукоразличения?
За этот этап отвечает фонематический слух. Проблемы с фонематическим слухом чаще бывают у детей с логопедическими проблемами. Именно поэтому много внимания надо уделять звукопроизношению в дошкольном возрасте. 
В качестве игры для развития фонематического слуха можно выбрать задания, где ребёнку надо найти ошибку. Например, вот такие из пособия Александры Бубновой «Развитие речи». 
— К нам в окно залетел лук (жук); 
— У дедушки на груди педаль (медаль); 
— Мальчик в конце письма поставил бочку (точку); 
— На асфальт упала лень (тень); 
— Из трубы идёт дом (дым); 
— В океане живёт кит (кот); 
— Спит на заборе кит (кот); 
— Дедушка с пасеки принёс лёд (мёд). 
Другая игра: вы договариваетесь с ребёнком, что он должен хлопать, когда услышит звук «л» («р», «м», «п» и другие). Мама произносит слова, а ребёнок хлопает в нужный момент. 
В обе игры можно играть в любое время: в очереди, в машине, где угодно. Если игра вызывает у ребёнка затруднение — обязательно обратитесь к логопеду. 
🔷 2. Образ буквы: 
За этот и следующие этапы отвечает зрительное восприятие, для его работы необходимо созревание сразу нескольких функций. 
🔹 Зрительная память 
Почему-то в нашей образовательной традиции главный способ развития памяти — это изучение стихов наизусть. Учить стихи и говорить, что это «развивает память», всё равно что делать упражнение на правую ягодичную мышцу и называть это фитнесом. Видов памяти гораздо больше, чем тренируется стихами, но в данном случае нас интересует зрительная. 
Можно играть в «Мемори», а можно каждый вечер просить ребёнка запомнить расположение баночек и бутылок на полке в ванной, а утром ответить на вопрос «что изменилось». Это сложнее, но и важнее, чем игра в «Мемори», потому что долговременное запоминание имеет большее значение, чем кратковременное. 
🔷 3. Способность писать буквы 
🔹 Зрительно-моторная координация 
Я знаю пароль, я вижу ориентир, но попасть туда не могу. Не созрела зрительно-моторная координация. Ребёнок целится ручкой в строчку, но не попадает — ошибка происходит на одном из этапов передачи информации «глаза — мозг — рука». 
Лучшую игру для развития этой функции дети придумали сами — лопать мыльные пузыри. Задача, кстати, не из простых. Амплитуда движения руки большая, пузырь всё время перемещается, ещё попробуй попади. Отличные игры — когда надо попасть по мячику ракеткой. Необязательно играть, можно бить по воланчику или шарику об стену. Очень полезно, потому что развивает ещё и саму руку, и плечевой пояс. 
Отличная игра «Съедобное-несъедобное» с мячом. Потому что к тренировке моторного навыка добавляется необходимость думать и принимать решение (в школе ребёнку придётся не только писать, но и улавливать смысл). Игра «Съедобное-несъедобное» фактически повторяет сложный исследовательский принцип, названный учёными «go/no go». 

Усложняйте и меняйте свою игру. Меняйте съедобное и несъедобное на имена девочек (ловим) и мальчиков (не ловим), на названия стран и городов, на живое и неживое. Уменьшайте мячик для игры, пусть в итоге дети играют теннисным мячиком. 
Для развития зрительно моторной-координации подойдёт ещё один неожиданный способ. Купите лазерную указку и носите её с собой. Когда в очереди или в машине выдаётся минутка, берите указку и обводите с ребёнком вывески на зданиях или кабинетах поликлиники. Сначала можно обводить вывеску по контуру, а позже — каждую букву. 
🔹 Моторные навыки 
Слитное письмо — навык нефизиологичный. В масштабах эволюции время, которое человек использует письмо, так ничтожно мало, что наши руки под него подстроиться не успели и поэтому устают. Не только руки, но и весь плечевой пояс. 
Развитию моторных навыков снова поможет бадминтон, игра на музыкальных инструментах, езда на велосипеде, плавание и акробатика. 
Чтобы развивать его и дома, договоритесь с ребёнком, что в ванную вечером вы ходите только «тачкой». Руки на полу, мама держит за ноги и «везёт тачку». Играйте так всего одну минуту, но каждый день. 
Или привяжите к двери ванной верёвку, а к её концу — палочку. И ребёнок, чтобы до ванной дойти, должен накрутить всю веревку на палку, как на веретено. Это отличная тренировка лучезапястного сустава и снова замечательное упражнение всего на одну минуту в день. 
🔷 Получается, ребёнку совсем не писать? 
Нет, почему же, писать. Но давайте договоримся, что прописей будет ровно столько, сколько требует школьная программа, и ни строчкой больше. А писать он будет под диктовку и от своего имени. 
🔹 Договоритесь с ребёнком каждый вечер писать друг другу записку из одного предложения, а утром ими обмениваться. 
🔹 Сообщите, что заявки на завтрак и ужин принимаются теперь только в письменном виде. Хочешь блины — так и напиши. 
🔹 Попросите ребёнка помогать вам с покупками. Вы диктуете список необходимого — он пишет, а в магазине вычеркивает уже положенное в корзину. 
Увеличивать объём письма можно только после того, как улучшится его качество. Попытки писать и писать, когда навык ещё «не созрел» приведут к автоматизации переписывания и искажённому навыку. 

Ребёнок может уже всё знать и уметь, но для того, чтобы это показать, ему не хватает произвольного внимания. Если проблема возникает при записи длинных сложных слов типа «шишки» — может быть не сформирована сукцессивная функция. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полезные ссылки о мыльных пузырях.

Чтобы не тратить время где найти нужную информацию, просто посмотрите на ссылки  и выберите , что вам необходимо....

"Почему мыльные пузыри всегда круглые?"

Мыльные пузыри - одно из любимых развлечений детей. Легкие, воздушные, плавно подхватываемые легким дуновением ветерка... И наверняка каждый ребенок задавался хоть раз такими вопросами: &qu...

ПРОЕКТ "ПОЧЕМУ МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ КРУГЛЫЙ?"

Проект направлен на изучение вопросов связанных с природой мыльных пузырей. Работая над проектом мы выяснили, почему мыльный пузырь круглый, и как это помогает людям использовать его в работе. Работа ...

"Почему мыльные пузыри круглые?"

Мне всегда хотелось, чтобы у меня получился пузырь не похожий на шар, чтобы форма его напоминала форму куба или голову какого-нибудь животного. Но, к сожалению, мыльные пузыри у меня получались всегда...

Почему лопать мыльные пузыри полезнее, чем писать в прописях ?

В данной статье даны простые советы,рекомендации родителям по подготовке   детей старшего дошкольного возраста к освоению навыков письма....