Почему лопать мыльные пузыри полезнее, чем писать в прописях ?
консультация (старшая, подготовительная группа)

Гафарова Лариса Платоновна

В данной статье даны простые советы,рекомендации родителям по подготовке   детей старшего дошкольного возраста к освоению навыков письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мыльные пузыри26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Почему лопать мыльные пузыри полезнее, чем писать в прописях?

(консультация для родителей)

 

Как научить ребёнка известно всем. В подготовительной к школе группе надо купить прописи и писать. Если в первом классе будут проблемы с почерком, надо купить ещё прописей, потом ещё немного и тренажёр для письма. И писать одну страницу или 30 минут в день. Многие думают, что так появится почерк. Не появится.

Во-первых, если проблема в созревании одной из функций, участвующих в формировании навыков письма, то пока она не сформируется, ничего не получится. В лучшем случае, вы закрепите неправильный навык, где на каком-то из этапов письма одна функция берёт на себя задачи другой, не сформированной. И даже после её формирования автоматизированный навык на правильный сам по себе не поменяется.

Во-вторых, прописи учат не письму, а списыванию и срисовыванию. Ребёнка можно замучить прописями и получить даже что-то похожее на красивый почерк. Но как только ребёнку понадобится записывать услышанное или собственные мысли (диктанты, конспекты, сочинения), этот красивый почерк «уедет», потому что он ещё не навык письма.

В-третьих, если бы от количества прописей зависела красота и стройность букв, лучший почерк был бы у врачей. А он у них совсем так себе после миллиона исписанных страниц.

Чтобы записать какую-то фразу, ребёнку надо:

- различать все звуки произнесённой фразы,

- вспомнить образ каждой буквы,

- повторять её про себя, чтобы записать строчку целиком, в процессе думать о правилах и смысле текста.

1.КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИЮ ЗВУКОРАЗЛИЧЕНИЯ.

Этот этап отвечает фонематический слух. Проблемы с фонематическим слухом чаще бывают у детей с логопедическими проблемами. Именно поэтому много внимания надо уделять звукопроизношению в дошкольном возрасте.

Специалисты рекомендуют решать проблемы с фонематическим слухом до начала обучения чтению (это не всегда обязательно) и письму (а вот это желательно). В качестве игры для развития фонематического слуха можно выбрать задания, где ребёнку надо найти ошибку. Например, вот такие из пособия Александры Бубновой «Развитие речи»:

К нам в окно залетел лук (жук);

У дедушки на груди педаль (медаль);

Мальчик в конце письма поставил бочку (точку);

На асфальт упала лень (тень);

Из трубы идёт дом (дым);

В океане живёт кот (кит);

Спит на заборе кит (кот);

Дедушка с пасеки принёс лёд (мёд).

Другая игра: вы договариваетесь с ребёнком, что он должен хлопать в ладоши, когда услышит определённый звук «л» («м», «р» и другие). Мама произносит звуки, потом, слоги, затем слова, а ребёнок хлопает в нужный момент.

В обе игры можно играть в любое время: в очереди, в машине, где угодно. Если игра вызывает у ребёнка затруднение, обязательно обратитесь к логопеду.

2.ОБРАЗ БУКВЫ.

За этот и следующие этапы отвечает зрительное восприятие, для работы которого необходимо созревание сразу нескольких функций.

Зрительно-пространственное восприятие

Эту способность ребёнка отлично развивают игры на узнавание предметов по контуру, геометрическое лото, поиск изображений среди наложенных друг на друга. Для подготовки к письму лучше иметь дело с образами и изображениями букв.

Повесьте в квартире доску для рисования мелом или маркером и договоритесь с ребёнком о шифре: буква «А», написанная на доске, будет означать: «Мамочка, дай, пожалуйста, попить», буква «Б» - «Завтрак готов, садись есть» можно брать пять-семь букв и раз в неделю менять шифр. Спустя время, усложните задание (кажется, папа разгадал наш шифр). Теперь рисуйте только половину буквы (по горизонтали или по вертикали), пишите букву пунктиром, пишите отдельный элемент буквы.

Зрительная память

Почему-то в нашей образовательной традиции главный способ развития памяти – это изучение стихов наизусть. Учить стихи и говорить, что это «развивает память», всё равно, что делать упражнение на одну какую-то мышцу и называть это фитнесом. Видов памяти гораздо больше, чем тренируется стихами, но в данном случае нас интересует зрительная память.

Можно играть в «Мемори», а можно каждый вечер просить запомнить ребёнка запомнить расположение баночек и бутылок на полке в ванной комнате, а утром ответить на вопрос «Что изменилось?». Это сложнее, но и важнее, чем игра в «Мемори», потому что долговременное запоминание имеет большее значение, чем кратковременное.

3.СПОСОБНОСТЬ ПИСАТЬ БУКВЫ

Зрительно-моторная координация

Я знаю пароль, я вижу ориентир, но попасть туда не могу. Не созрела зрительно-моторная координация. Ребёнок целится ручкой в строчку, но не попадает. Ошибка происходит на одном из этапов передачи информации «глаза – мозг – рука».

Лучшую игру для развития этой функции дети придумали сами – лопать мыльные пузыри. Задача, кстати, не из простых. Амплитуда движения руки большая, пузырь всё время перемещается, ещё попробуй, попади. Отличные игры, когда надо попасть по мячику ракеткой. Необязательно играть, можно бить по воланчику или шарику об стену. Очень полезно, потому что развивает ещё и саму руку, и плечевой пояс.

Отличная игра «Съедобное-несъедобное» с мячом. Потому что к тренировке моторного навыка добавляется необходимость думать и принимать решение (в школе ребёнку придётся не только писать, но и улавливать смысл).

Усложняйте и меняйте свою игру. меняйте съедобное и несъедобное на имена девочек (ловим) и мальчиков (не ловим), на названия стран и городов, на живое и неживое. Уменьшайте мячик для игры, пусть в итоге дети играют теннисным мячиком.

Для развития зрительно-моторной координации подойдёт еще один неожиданный способ. Купите лазерную указку и носите её с собой. Когда в очереди или в машине выдаётся минутка, берите указку и обводите с ребёнком вывески на зданиях или кабинетах поликлиники. Сначала можно обводить вывеску по контуру, а позже каждую букву.

Моторные навыки

Слитное письмо навык не физиологичный. В масштабах эволюции время, которое человек использует письмо, так ничтожно малО, что наши руки под него подстроиться не успели и поэтому устают. Не только руки, но и весь плечевой пояс.  

Развитию моторных навыков снова поможет бадминтон, игра на музыкальных инструментах, езда на велосипеде, плавание и акробатика.

Чтобы развивать их и дома, договоритесь с ребёнком, что в ванную вечером вы ходите только «тачкой». Руки на полу, мама держит за ноги и «везёт тачку». Играйте так всего одну минуту, но каждый день.

Или привяжите к двери в ванной комнаты верёвку, а к её концу палочку. И ребёнок, чтобы дойти до ванной комнаты, должен накрутить всю верёвку на палку, как на веретено. Это отличная тренировка лучезапястного сустава и снова замечательное упражнение всего на одну минуту в день.

Получается, ребёнку совсем не писАть?

Нет, почему же, писать. Но давайте договоримся, что прописей будет ровно столько, сколько требует школьная программа, и ни строчкой больше. А писать он будет под диктовку и от своего имени.

Договоритесь с ребёнком каждый вечер писать друг другу записку из одного предложения, а утром обмениваться. Сообщите, что заявки на завтрак и ужин принимаются теперь только в письменном виде. Хочешь блины, так и напиши. Попросите ребёнка помогать вам с покупками. Вы диктуете список необходимого, он пишет. А в магазине вычёркивает уже положенное в корзину.

Увеличивать объём письма можно только после того, как улучшится его качество. Попытки писать и писать, когда навык ещё «не созрел», приведут к автоматизации переписывания и искажённому навыку.

Наталия Романова-Африкантова

Из материалов  сетевого издания

для педагогов и учащихся образовательных учреждений

«Образовательное пространство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полезные ссылки о мыльных пузырях.

Чтобы не тратить время где найти нужную информацию, просто посмотрите на ссылки  и выберите , что вам необходимо....

"Почему мыльные пузыри всегда круглые?"

Мыльные пузыри - одно из любимых развлечений детей. Легкие, воздушные, плавно подхватываемые легким дуновением ветерка... И наверняка каждый ребенок задавался хоть раз такими вопросами: &qu...

ПРОЕКТ "ПОЧЕМУ МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ КРУГЛЫЙ?"

Проект направлен на изучение вопросов связанных с природой мыльных пузырей. Работая над проектом мы выяснили, почему мыльный пузырь круглый, и как это помогает людям использовать его в работе. Работа ...

"Почему мыльные пузыри круглые?"

Мне всегда хотелось, чтобы у меня получился пузырь не похожий на шар, чтобы форма его напоминала форму куба или голову какого-нибудь животного. Но, к сожалению, мыльные пузыри у меня получались всегда...