Семинар-практикум для родителей на тему: «Развитие речи детей раннего возраста через мелкую моторику рук»
консультация (младшая группа)

Очеретова Ирина Викторовна

Цель: показать родителям методы и способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста (2-3 года) в домашних условия.

Задачи: - сформировать у родителей представление о важности 

                                         мелкой моторики в развитие речи;

                                       - познакомить с видами дидактического материала,        

                                         направленных на развитие мелкой моторики рук (в   

                                         том числе сделанных в домашних условиях);

                                       - вызвать у родителей желание заниматься с ребенком         

                                         дома;

                                       - укрепить взаимодействии родителей и воспитателей.

Участники: родители, воспитатели.

Место проведения: групповая комната.

План проведения: - вступление;

                                - введение в проблему;

                                - основная часть;

                                - изготовление с родителями пособия для    

                                  развития мелкой моторики в домашних  

                                  условиях;

                                - вывод.

Предварительная работа: подбор литературы и просмотр интернет-сайтов; подбор и изготовления игр и пособий по теме; приглашение родителей на мастер-класс.

 

Ход семинара-практикума:

 

    - Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли, я рада видеть вас. Сегодня мы с вами поговорим, о развитие речи у детей раннего возраста через мелкую моторику рук. Уважаемые родители, кто ответит на вопрос: что такое мелкая моторика рук? (ответы родителей)

     - Есть известные слова М.М. Кольцовой «Есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения руки есть еще одна речевая зона мозга».

     Мелкая моторика - это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Область мелкой моторики включает разнообразные движения: от простых жестов (захват игрушки) до очень сложных (писать, рисовать). Еще в старину наши предки пели детям песенки-потешки, пестушки, играли в «Ладушки», «Идет коза», «Сорока-белобока», сопровождая речь движением рук. Учеными доказано, что развитие руки тесно связанно с развитием речи и мышлением ребенка. Это объясняется, тем что в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. И поэтому для своевременного развитие речи ребенка необходимо много внимания уделять развитию мелкой моторики.

     Если развитие движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, но если развитие движение пальцев отстает, то речевое развитие задерживается, хотя общая моторика может быть в норме. Для развития мелкой моторики рук много интересных приемов и дидактического материала. Чтобы заинтересовать ребенка, в овладение новой информации, нужно превратить обучение в игру.

Традиционные методы развития мелкой моторики рук:

Пальчиковые игры (с предметами/без предметов) -  очень эмоциональны и увлекательны, дети с удовольствием играют в них. Они не только влияют на развитие мелкой моторики, но и развивают внимание, память, тактильную чувствительность. Мы играем в них во всех режимных моментах.

     - Давайте и мы с вами попробуем поиграть.

         Моя семья                                                             Шалун

Этот пальчик - мамочка,                                 Наша Маша варила кашу.

Этот пальчик - папочка,                                  Кашу сварила, малышей кормила

Этот пальчик - бабушка,                                 Этому дала,

Этот пальчик - дедушка,                                 Этому дала,

Этот пальчик - я.                                              Этому дала,

Вот и вся моя семья!                                        Этому дала,

                                                                           А этому не дала.

                                                                           Он много шалил.

                                                                           Свою тарелку разбил.

Лепка - по предпочтению можно брать пластилин, тесто или глину, можно мять пальцами или всей рукой, катать, детям очень нравится этот вид деятельности.

Пазлы и мозаика - очень хорошо влияют на развитие мелкой моторики и воображения (в соответствие возрасту).

Раскраски и рисование - способствует умение правильно держать кисть или карандаш, хорошо влияет на развитие моторики кисти рук. Летом можно рисовать мелками.

Шнуровки - это увлекательная гимнастика для рук, вставка шнурка в отверстие.

Миски-вкладыши - которые вкладываются друг в друга, играя с ними ребенок не только развивает моторику рук, но и формирует умение отличать большое от маленького.

Рамки-вкладыши - способствует развитию моторики пальцев рук и мышлению.

Сортеры - вставляя фигуры в соответствующие отверстия у ребенка развивается и моторика рук и пальцев, и логическое мышление.

Конструирование - можно брать разные по величине детали из разного материала (безопасные для ребенка), делая постройки у ребенка развивается, и моторика рук и воображение.

Чудесный мешочек - способствует развитию тактильных ощущений.

Не традиционные методы развития мелкой моторики рук:

Закрывание крышек - тренировка для кисти руки, завинчивать и развинчивать крышки (используя бутылки и банки разных форм и размеров).

Игры с бумагой - это увлекательное занятие, которое может надолго увлечь и развивать способность владеть руками. Ребенок может рвать, мять бумагу.

Игры с крупой - совершенствует моторику рук и обостряет тактильные ощущения. Можно придумать очень много разных игр с крупой (рисование пальцем на крупе, поиск клада, просеивание через сито большой крупы от мелкой).

Прищепки - они очень забавляют детей и развивают моторику пальцев, можно давать задание прикреплять их к чему-угодно.

Игры с фасолью - очень хорошо развивает моторику рук и усидчивость (разноцветная фасоль - смешанную фасоль ребёнок разделяет по цветам).

Игры с губкой - влияет на развитие моторики руки. Ребенок может собирать воду губкой и выжимать ее в тарелку.

Игры с крышками (от сока) - развивает моторику рук. Много игр можно придумать для игры с ребенком («Бусы», «Коньки для пальцев», «Фигуры»).

     - Но не забываем уважаемые родители про технику безопасности ваших детей, не оставляйте их одних с мелкими предметами!

     - А теперь уважаемые родители, я хочу вам предложить сделать игрушку для развитие мелкой моторики у детей. (родители делают игрушку)

Материалы: воздушные шары (на каждого родителя), разная крупа (манка, рис, гречка, пшено, горох, пшеничка, фасоль), перманентные маркеры (разных цветов), разноцветные нити (для украшения).

Описание как делать игрушку: взять воздушный шарик, насыпать в него крупу, завязать разноцветной нитью и нарисовать перманентным маркером глаза, рот, нос, брови.                    

     - Дорогие родители! Большое спасибо, что вы приняли участие в моем мастер-классе. Я Вас сегодня познакомила с малой частью того чем мы занимаемся с детьми в детском саду и чем Вы можете занять своего ребенка дома. Как бы хорошо ни работали педагоги детского сада, для ребенка самое важное это его семья. Она для него - весь мир, в семье ребенок учится любить, сочувствовать, радоваться. В семье родители должны не только наставлять и поучить ребенка, а научиться налаживать контакт со своим ребенком, уделять больше времени в общение с ним.

   Раздать родителям памятку «Пальчиковых игр» для игры с детьми дома.

 

Список используемой литературы:

1) Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста 2-3 года ФГОС. - М.: издательство «Мозаика-Синтез», 2017.

2) Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - М.: «Просвещение», 1985.

3) Ушакова О.С., Струнина Е.М., Шаврина Л.Г. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики

Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция...

«Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики»

Работа по развитию речи детей раннего возраста посредством  мелкой  моторики....

Методическая разработка "Развитие речи детей раннего возраста через мелкую моторику рук"

Цель – создать положительный фон для развития речи детей 1-2 года жизни.Задачи:1.     Создать положительный настрой детей и родителей на занятия.2.     Ра...

Развитие речи детей раннего возраста через мелкую моторику рук

Цель – создать положительный фон для развития речи детей 1-2 года жизни.Задачи:1.     Создать положительный настрой детей и родителей на занятия.2.     Ра...

семинар-практикум 2020 «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста».

Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм в пед...

Развитие речи детей дошкольного возраста через мелкую моторику и методы ТРИЗ

Проект направлен на формирование и развитие речи  детей дошкольного возраста  через  мелкую моторику и методы ТРИЗ...