семинар-практикум 2020 «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста».
учебно-методический материал (младшая группа)

Сыроватко Елена Ивановна

Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм в педагогическом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_2019_folklor_2.docx42.7 КБ

Предварительный просмотр:


Семинар-практикум

«Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста».

 

Цель: повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм в педагогическом процессе.

Задачи:

- актуализация роли развивающей речевой среды;

- развитие речевой деятельности детей в различных видах деятельности с использованием малых фольклорных форм;

- формирование у педагогов понимания значимости использования устного народного творчества в воспитании детей.

План:

I 1.1Приветствие

1.2 Теоретическая часть

Выступление с презентацией на тему: «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

II 2.1 Практическая часть

Тренинг-игра для педагогов

«Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Слово «фольклор» появилось в XIX веке,

пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

Устное - из уст в уста

Народное - автор - народ

Творчество - создано в результате труда

Актуальность

Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому, считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

Актуальность, направленная на фольклор в современной педагогике раннего детства, подтвердила важные положения.

Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод, гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.

Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Цель: Использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Задачи

-Освоение разговорной речи;

-Расширение словарного запаса;

-Воспитание звуковой культуры речи;

-Формирование связной речи;

- Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);

- Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

- Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

-Установить двусторонний контакт с малышом в адаптационный период;

- Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

Жанры фольклора:

  • потешки,
  • заклички,
  • скороговорки,
  • считалки,
  • дразнилки,
  • пословицы,
  • колыбельные песни,
  • игры,
  • поговорки,
  • пестушки,
  •  загадки,
  • приговорки,
  • прибаутки,
  • сказки.

Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет.

Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями — играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт. Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.

Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр (пальчиковый, маски и т. д.). Так же могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют и запоминают сказки, потешки и т. д. Надевая маску или костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем.

Потешки

Это короткие стишки (реже песенки, предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потешек, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешек — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние.

Пример:

Трушки ту-тушки!

Пекла бабка ватрушки.

Всем по ватрушки

Да молока по кружке.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Всех угощала.

Считалки — вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей. Считалки исполняются в особой манере, так, чтобы ударный слог или отдельное слово совпадали с указанием на одного из участников игры; тот, на которого пришелся заключительный слог, выбывает из жеребьевки. Считалка произносится до тех пор, пока не останется последний, которому выпадает водить в игре.

Я – зверек

И ты – зверек,

Я – мышонок,

Ты – котенок.

Ты хитер,

А я умен.

Кто умен,

Тот вышел вон.

Жанр уникален в том отношении, что является стихотворным, но не песенным.

Колыбельные песни — песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели. Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега.

Только звездам, только ночке

В синей сини над селом…

А для нашего сыночка

Сами песню мы споем.

Мы сыночка покачаем

Под припевочку свою:

В ней начало: «Баю-бай!»

А конец: «Баю-бай!»

Преобладающие темы — убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить ребенка, если бы только он понимал слова песни.

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

Кушай, кушай, котик!

Открывай свой ротик:

Кашку и оладушки,

Да сыграй нам "Ладушки"

Ладушки, ладушки,

Вкусные оладушки!

Прибаутка (от слова баять, то есть рассказывать) —это небольшой стишок, в котором присутствует сюжет — действующим персонажем может быть любое животное, птица или человек.

Помимо того, что прибаутки помогают ребенку познавать окружающий мир в веселой игровой форме, они развивают в нем позитивное восприятие. В прибаутках для детей используются слова, которые несут сильную эмоциональную окраску, настраивая ребенка на будущее здоровье, счастье и радость.

— стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Коровушка-буренушка,

Встает она до солнышка,

Травку в полюшке жует,

Молочко домой несет!

Девочкам и мальчикам -

Всем нальет в стаканчики:

"Пейте, пейте, пейте,

И еще налейте!"

Заклички один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Радуга-дуга,

Перебей дождя –

Опять в ночь

Льет во всю мочь;

Перебей гром,

Не попал бы в дом.

Дразнилки тесно связаны с прозвищами, употребление которых уходит корнями в древнюю Русь. В крестьянской среде фамилий не было, их заменяли прозвища, которые давались человеку окружавшими его людьми. В каждом из прозвищ отражалась какая-нибудь внешняя примета его носителя, чаще всего – иронически преувеличенная. От таких прозвищ и произошли дразнилки, которые по значению и представляют собой рифмованные прозвища, развернутые в небольшие стихотворения.

Плакса, вакса, гуталин,

На носу горячий блин.

Плакать не годиться,

Можно простудиться.

Игры детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки.

Загадки жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ. Как правило, большинство загадок построено на перечислении признаков загаданного предмета. Значение загадок трудно переоценить. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают в детях догадливость, воображение.

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно.

(Ежик)

Сказки повествовательный жанр фольклора, в котором на основе фантастической условности воссоздаётся обобщённое изображение мира и человека. Выделяют несколько разновидностей жанра

  • Волшебная
  • Бытовая
  • О животных

Скороговорка — зародились на Руси в глубокой древности. Они выполняли очень важную функцию: помогали научить ребенка быстро и отчетливо говорить. Употребление скороговорок детьми также помогало освоить произношение трудных сочетаний звуков, которые встречаются в некоторых словах. Скороговорки широко распространены и в современной жизни. Они используются и как развлечение (одна из игр, и как своеобразное лечебное средство, с помощью которого можно избавиться от косноязычия.

Уж бежал кривой дорожкой,

Ни одной не топал ножкой.

Он бы топнул да не мог,

Потому что был без ног.

Пословица — представляют собой краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни. Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Пословицами называют один из наиболее древних жанров народного творчества. Они возникли еще во время первобытнообщинного строя, задолго до появления первых литературных памятников. Поскольку они передавались из уст в уста, то главной их особенностью стали точность и лаконичность содержания. Чтобы передать нужную информацию, авторам пословиц приходилось быть предельно осторожными в выборе тех или иных слов.

Поскорее подрастай да к работе поспевай.

Поговорками называются выражения, употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность. Поговорки называются также «присловьями» и «присказками». Поговорки

«золотой запас» русского языка, поскольку являются одним из ярких изобразительных приемов.

Как рак на горе свистнет

Приговорки - общение с природой один на один. Приговорки» обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Приговорка, построенная по принципу просьбы - пожелания, самим словесным строем настраивает ребёнка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде. Для каждого растения своё определение, ласковое слово:

Божья коровка,

Что завтра будет:

Дождь или погодка?

Как теперь – то лети!

Как в четверг – то сиди!

Приговорки во время игр - это своеобразные просьбы к природе в доброй помощи. Они обращены к ветру, ручью.

Хороводная игра с деревянными ложками

(На расставленных по кругу стульях лежат ложки. Играющих больше, чем стульев. Под музыку играющие бегут вокруг стульев, с окончанием музыки каждый должен взять со стула ложку. Кто не успел взять ложку и занять стул, - выбывает из игры).

Тренинг

Цель: Формирование у педагогов целостного представления о русском народном фольклоре, его формах, методах работы с детьми раннего возраста с использованием малых форм фольклора.

Правила игры: игра состоит из двух частей – синий и красный геймы. В каждом гейме по 16 вопросов, по 4 в каждой теме. В синем гейме вопросы более простые, они подразделяются по темам:

  • «Поэзия пестование»;
  • «Бытовой фольклор»;
  • «Потешный фольклор»;
  • «Игровой фольклор»

Каждая тема – по 4вопросов. За правильные ответы присуждаются баллы от 10 до 40 (первый правильный ответ 10, второй 20 и т. д.). За неправильные ответы баллы минусуются. В красном гейме предлагаются вопросы по темам:

«Герои народного фольклора»;

«Формы и методы работы с детьми раннего возраста с использованием малых форм фольклора»;

«Народные сказки»;

«Фольклор и русская литература».

За правильные ответы присуждаются баллы от 10 до 40, соответственно вычитаются за неправильные.

В игре принимают участие две команды. Победившая считается та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

Синий гейм

I часть «Поэзия пестования».

1 вопрос – Как называются песни, которыми убаюкивают малышей?

Ответ: (колыбельные) – 10 баллов

2 вопрос – Какая форма народного фольклора направлена только на физическое развитие ребенка?

Ответ(пестушки) – 20 баллов

3 вопрос – Как называется смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок?

Ответ: (прибаутка) – 30 баллов

4 вопрос – На какую особенность мышления детей рассчитаны колыбельные песенки?

Ответ(конкретно образное мышление) – 40 баллов

Вывод:

Фольклор как народная художественная педагогика начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек и потешек. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается с помощью пестушек не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки. Пестушки, колыбельные песенки вводят его в мир, настраивая на определенный музыкально-поэтический лад, как бы успокаивая.

II часть «Бытовой фольклор»

1 вопрос – Как называют стихотворные обращения детей к различным явлениям природы?

Ответ: (заклички) – 10 баллов

2 вопрос – Как называют стихотворные обращения детей к животным?

Ответ: (приговорки) – 20 баллов

3 вопрос – Как называют следующие выражения«Витя-титя-карапуз съел у бабушки арбуз»«Ябеда-беда, козья борода»

Ответ(дразнилки) – 30 баллов

4 вопрос – Кому принадлежат слова «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии»

Ответ(Л. С. Выготскому) – 40 баллов

Вывод:

Бытовой фольклор в простой и доступной для детей форме знакомит их с явлениями окружающей жизни, помогает осознать видимые для взрослых закономерности природы, человеческих взаимоотношений.

III часть «Потешный фольклор»

1 вопрос – Назовите форму потешного фольклора:

У Ивашки - рубашка,

у рубашки - кармашки,

Кармашки - у рубашки,

рубашка - у Ивашки.

Ответ(скороговорки) – 10 баллов

2 вопрос – Какой детский писатель рассматривал перевертыши как собственное творчество детей?

Ответ: (К. И. Чуковский) – 20 баллов

3 вопрос – Как еще называют перевертыши?

Ответ: (скоморошины) – 30 баллов

4 вопрос – Какая форма потешного фольклора знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысле словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления, и силу воображения?

Ответ: (загадки) – 40 баллов

Вывод:

Потешный фольклор очень тонко, интересно пробуждает в ребенке желание узнать больше и глубже об окружающих предметах, учит понимать переносное, скрытое значение некоторых слов и выражений.

IV часть «Игровой фольклор»

1 вопрос – Как называются игры «Каравай»«Колпачок» и т. д.

Ответ: (хороводные) – 10 баллов

2 вопрос – Как называются короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре?

Ответ: (считалки) – 20 баллов

3 вопрос – С чем связаны хороводные игры на Руси?

Ответ: (с народными обрядами) – 30 баллов

4 вопрос – Наличие чего обязательно в детских народных играх?

Ответ: (правил) – 40 баллов

Вывод:

Игра – ведущая деятельность ребенка. Народная педагогика предусмотрела все закономерности игровой деятельности: правила, состав участников, роли и т. д. Дети не только играют, но и учатся человеческим взаимоотношениям. Причем усваивают их легко и с интересом

Красный гейм

I часть «Герои народного фольклора»

1 вопрос – Кому из зверей народной речи дают следующие названия: лесник, ломака, ломыка, костоправ.

Ответ: (медведь) – 10 баллов

2 вопрос – Кто это: зловещая ведьма, похитительница детей, повелительница гусей-лебедей и разных лесных тварей?

Ответ: (баба-яга) – 20 баллов

3 вопрос – Вариантов сказки с этой героиней очень много у разных народов, но неизменно в них плачут баба и дед. Кто эта героиня?

Ответ: (курочка-ряба) – 30 баллов

4 вопрос – Из какой сказки следующие герои: комар-пискун, слепень-жигун, муха-горюха?

Ответ: (терем-теремок) – 40 баллов

Вывод:

Великое множество героев русского фольклора, но дети с раннего детства знают их по сказкам, знакомятся с их характеристиками и особенностями. Именно сказки порождают в детях положительное или отрицательное отношение к чертам человеческого характера и поведения.

II часть «Формы и методы работы с детьми раннего возраста с использованием малых форм фольклора»

1 вопрос – Когда используется пестушка «С гуся вода, с лебедя вода, с Пети вся худоба».

Ответ: (при купании) – 10 баллов

2 вопрос – Какая форма фольклора учит ребенка диалогической речи?

Ответ(прибаутка) – 20 баллов

3 вопрос – В каких играх и занятиях эффективно использование закличек?

Ответ: (ознакомление с природой, с животными) – 30 баллов

4 вопрос – В каких режимных моментах можно использовать малые формы фольклора, начиная с рождения?

Ответ: (в режимные моменты – одевание, кормление, купание, укладывание спать) – 40баллов

Вывод:

Использование народного фольклора в различных формах и методах воспитания детейзначительно облегчает работу педагогов в проблеме разностороннего развития ребенка.

III часть «Народные сказки»

1 вопрос – В какой сказке чрезмерное любопытство героя было причиной его постоянного выкрадывания?

Ответ: (петушок-золотой гребешок) – 10 баллов

2 вопрос – В какой сказке поведение матери по отношению к своим детям можно назвать безответственным?

Ответ: (волк и семеро козлят) – 20 баллов

3 вопрос – Какое животное – самый популярный герой в русском «животном эпосе»?

Ответ: (лиса, почти 70 сказочных сюжетов) – 30 баллов

4 вопрос – Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям.

Ответ: («Теремок» — дружба; «Репка» — трудолюбие; «Кот, петух и лиса» — дружба, взаимовыручка и др.) – 40 баллов

Вывод:

Понять тонкости человеческих взаимоотношений не всегда просто даже взрослым. Но для детей есть сказки, в которых добро всегда побеждает зло, и отличить одно от другого помогают детям сказочные герои.

IV часть «Фольклор и русская литература»

1 вопрос – В произведении, какого поэта есть строки:

«Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги бросали …

Ответ: (Василий Жуковский, баллада «Светлана») – 10 баллов

2 вопрос – Назовите известного писателя – природоведа, которому принадлежат слова «Я вышел из фольклора».

Ответ: (Михаил Пришвин) – 20 баллов

3 вопрос – О каком чуде природы рассказал в своей известной сказке русский писатель Аксаков?

Ответ: (об аленьком цветочке) – 30 баллов

4 вопрос – Этот русский писатель более 50 лет отдал созданию выдающихся памятников народной языковой культуры: своду «Пословиц русского народа» и «Толковому словарю». Кто это?

Ответ(Владимир Даль) – 40 баллов

Вывод:

Фольклор – связующая нить веков, которую умело, использовали в своем творчестве русские писатели. Этим они подчеркивали неразрывность связи народного художественного слова и авторской поэзии.

Заключительная часть.

Фольклор всегда считается элементом народной педагогики, накапливаем опыт воспитания детей целых поколений. Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений.

Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

Список использованной литературы: 

  • Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: 2007.
  • Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. 2 – е изд., доп., испр., - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  • О.Э. Литвинова Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 . – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС:,2017.
  • О.Э. Литвинова Речевое развитие детей раннего возраста. Восприятие художественной  литературы.  Конспекты занятий. Ч. 2 . – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС:, 2016.
  • О.Э. Литвинова Речевое развитие детей раннего возраста. Владение речью как средством общения.  Конспекты занятий. Ч. 3 . – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС:, 2016.
  • Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  • Якупова  Н.Н. Развивающие занятия для детей раннего возраста  /  Н.Н. Якупова. – М . : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017
  • Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. 2002. №5-6. С.5-8.
  • Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С.61-68.
  • Бережнова О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. №12. 2002. С. 9.
  • Большакова М. Фольклор в познавательном развитии // Дошкольное воспитание, 2004, №9, С.47- 49.
  • Гавриш Н., Загрутдинова М. Использование малых фольклорных жанров // Н. Гавриш, М. Загрутдинова / Дошкольное воспитание, 2001. № 9. С15-18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: " Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Данная презентация показывает как можно использовать народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста...

«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...

Мастер-класс "Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм....

Семинар-практикум «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста».

Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм в пед...

семинар "многообразие фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста"

Цель: Развитие связанной речи у детей дошкольного возраста с помощью  многообразия русского фольклора малого жанра....

Семинар-практикум «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм в пед...