Главные вкладки

    Роль родителей в развити ребёнка как читателя.
    консультация

    Андреева Ирина Юрьевна
    Ребёнок- дошкольник является своеобразным читателем. Слово « читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_roditeley_v_razviti_rebyonka_kak_chitatelya.docx20.58 КБ

    Предварительный просмотр:

                Доклад на родительском собрании

         Роль родителей в развити ребёнка как читателя.

    Процесс общения ребёнка дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности.  «Привлечь (не говорю пристрастить) ребёнка к чтению – одна из первых задач воспитания. Кто полюбит читать, тот невольно, незаметно для себя приобретёт множество знаний , и нужно будет лишь внести в эти знания систему, чтобы создать человека образованного…»(В. Брюсов) и что самое главное, духовно богатого, сердечного, открытого людям, миру, добру.

    Ребёнок- дошкольник является своеобразным читателем. Слово     « читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с  книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.                                                                                                    Исследуя, как происходит читательское развитие ребёнка, психологи выделили основу этого развития, то без чего невозможно стать полноценным читателем, то, что мы как взрослые должны обязательно заложить в ребёнке. Это способность превращать содержание произведения в  содержание личного опыта ребёнка.( правильное, соответственно авторскому замыслу ,восприятие произведения, анализ художественного текста на доступном ребёнку уровне.)

     С чего же начинается читательское развитие ребёнка, как оно проходит, и что мы, взрослые должны делать на каждом этапе развития читателя – дошкольника ? Что важно для нас, как родителей?

    Чтобы разобраться в этом  , давайте вспомним, какие произведения и в какой последовательности появлялись в читательском багаже ваших детей.( чтобы проще было вспоминать воспользуемся лентой времени).                                                                                      Как взрослые общаются со своими совсем ещё крошечными детками, младенцами? (агукают,привлекают внимание к ярким погремушкам,                ……………………………………………………….)А ещё используют пестушки

    Прибаутки

    Потешки.

    Малыш вслушивается в ритм, мелодику речи, всматривается в мимику, эмоции мамы. Появляются рассказы первые о самом малыше ( И что же Танечка делает! Погремушку Танечка взяла! Гремит погремушкой! Крепко держит пальчиками!), затем рассказы о том что в данный момент происходит вокруг ребёнка- рассказы «про здесь и теперь» ), рассказы по картинкам. Вот такую форму речи специалисты называют речью ситуативной - по ситуации. Именно в этот период, на этом этапе создаётся( взрослым) основа для понимания, а затем и появления речи ребёнка( базовый уровень ВПФ). И с того момента, когда малыш научится ползать, рекомендуют уже АКТИВНО вводить книгу в «рацион» ребёнка. Тем более, что сейчас появилось много чудесных «антивандальных» книг- клеёнчатых, картонных. Их странички можно попробовать на зуб. Конечно чтением это первое знакомство с книгой назвать нельзя. Кроха будет вместе с мамой листать странички и узнавать, что «Это петушок – видишь, какой у него золотой гребешок? А это корова – му-у!». А уже после 1 года можно переходить к книжкам с текстом очень простым .В книгах для малыша главное место должно отводиться картинкам. Книга без ярких, легко узнаваемых рисунков для такого малыша смысла практически не имеет.Ребёнку ещё очень сложно воссоздатьв голове образ главного героя, если он не нарисован на картинке.

    А сейчас я предлагаю вам вспомнить как в детстве вы катались на велосипеде. Кто-то из вас и по сей день любит совершать велосипедные прогулки. Наверняка вы все хорошо знаете как устроено колесо велосипеда и даже чинили его при поломке: исправляли «восьмёрку», накачивали шины, вставляли сломанные спицы. Так вот, читательское развитие ребёнка психологи представили в виде такого « колеса чтения».

    И именно в раннем возрасте взрослые закладывают основу – ось этого колеса.(рис. Ось), формируя и обогащая личный опыт ребёнка, и первые спицы(восприятие , понимание речи ,память,внимание,эмоции…..)Пока ещё эта ось колеса чтения слаба и хрупка и спицы тонки. Но ведь рядом с ребёнком есть вы ,уважаемые родители. И ,конечно вы не останавливаетесь, и продолжаете взращивать своего малыша .(лента времени)

    Малыш растёт и ситуативная речь начинает вытесняться историями, содержание которых выходит за рамки опыта маленького слушателя. Вначале дети учатся понимать простые рассказы взрослых о том , что происходило в отсутствие детей( как мама была маленькой, как бабушка искала котёнка и т. д.)Позже эти «семейные истории»  дополнят тексты из детских книг, рассказанные, а потом и прочитанные детям.

    Это рассказы Ушинского, Л. Толстого , Тайц.

    Читая маленькому слушателю первые сказки и рассказы, следите за тем, чтобы сюжет был прост и последователен.

    Есть у малышей ещё одна особенность- рифмованные строки они воспринимают лучше, чем прозу. Стихов в мире малыша должно быть много.

    По мере взросления ребёнка усложняются и произведения для чтения  .Вначале читаем небывальшины, сказки о животных, позже к ним присоединяются сказки волшебные. А вот картинок становится меньше .И это имеет большое значение для формирования способности понимать прочитанное без опоры на конкретную ситуацию . Воспринимая на слух разнообразные тексты, постепенно усложняющиеся и по содержанию и по жанрам, дети учатся представлять себе обстановку в которой разворачиваются действия героев, прослеживать эти действия, восстанавливать ход событий, учатся сравнивать и оценивать действия героев, сопереживать им.

    А у «колеса чтения» ребёнка появляется «обод»

                   ОБОД

    Рёбёнок осваивает самые элементарные приёмы, когда содержание произведения становится личным познавательным и эмоциональным опытом ребёнка .Ребёнок понимает произведение, правильно эмоционально реагирует на него.

    Возникла основа, которая послужит для читательского развития ребёнка .Благодаря этому приобретается и расширяется первый читательский (слушательский) опыт ребёнка.

                УКРЕПЛЕНИЕ ОСИ

    Развивается читательское (слушательское) поведение, предпочтения.

    «Я заметила,--рассказывает мама 5летнего ребёнка -,что мой сын  «читает» каждую сказку раз по 10.Если мы берём с полки «Красную Шапочку»- значит мы и завтра перед сном будем читать «Красную Шапочку», и послезавтра, и послепослезавтра. И только потом, недели через полторы, начнётся эпоха «Мальчика-с-пальчика» или «Царевны лягушки»…                                                                                                                Ничего удивительного в этом нет .Каждый сюжет ребёнку нужно прожить, примерить на себя, «переварить»- поэтому не возмущайтесь: «Мы с тобой уже прочитали «Кащея Бессмертного», давай сегодня возьмём другую». Вы прочитали, а ваш ребёнок- ещё нет. Он ещё читает. Не мешайте ему. Лучше раскрывайте книжку и начинайте читать. Постепенно воображение и мышление ребёнка разовьются до такого уровня, что он уже может уследить за ходом сюжета и переживаниями героев- но пока ещё не так быстро, как у взрослых.

    Задача же взрослых на всём протяжении дошкольного возраста быть посредником между книгой и ребёнком: заинтересовать ребёнка книгой, озвучивать текст, поддерживать внимание ребёнка, сделать текст понятным (где-то объяснить слово, где-то упростить предложения), помочь осмыслить и связать содержание с личным опытом ребёнка. На протяжении всего дошкольного возраста «колесо чтения» ребёнка поддерживается, восполняется «колесом» взрослого. В школе ребёнок полностью перейдёт к самостоятельному чтению. И чтобы подготовить его к этому отрыву от взрослого, к восприятию текста при самостоятельном чтении мы подключаем просмотр телепередач, затем радиопередач, магнитофонных записей детских произведений. Уменьшается участие в процессе чтения взрослого , уменьшается количество наглядности.

    И если ребёнок успешно прошёл этот путь, то к началу обучения в школе он приобретает необходимый для дальнейшего литературного образования читательский опыт. Сформируется потребность проживать вместе с героями книг их жизнь, активно действовать в неожиданных обстоятельствах сюжетов книг. Дети учатся общаться, сочувствовать другим, разбираться в чужих поступках и мотивах. Появляется способность к эстетическим и нравственным оценкам , способность эмоционально реагировать на события сюжета.(психологи уже давно создали шкалу не только IQ –коэффициента интеллекта, но и EQ- эмоционального интеллекта). Выяснилось, что люди, чей эмоциональный интеллект низок, с большим трудом приспосабливаются к жизни в обществе. Недаром говорят, что главный талант , который открывает перед человеком все двери-это талант общения.А ребёнку жить в мире людей.)

    Очевидно , что к обучению грамоте и восприятию предлагаемых школьной программой учебных и художественных текстов такой ребёнок подойдёт достаточно подготовленным.

    При этом кажется, что все эти важные компоненты будущего самостоятельного чтения сформировались у такого ребёнка самостоятельно.

    К сожалению в современном обществе такой вариант развития

         ЛЕНТА       КОЛЕСО

    Скорее исключение, чем правило. Многие современные родители невнимательно относятся к особенностям читательского развития своего ребёнка.

    Как вы думаете , если в раннем возрасте отсутствует или недостаточно ситуативное общение, не даётся книга соответствующая возрасту, что происходит с развитием ребёнка?

    ( не развивается или тормозится понимание речи, не накапливается личный опыт )

    Ось « колеса» не формируется .И даже при сохранном зрении, слухе, психических процессах  не происходит развития ни восприятия, ни мышления , а значит не будет и спиц.. Тормозится процесс общего развития. Не на что крепить обод.

    Если при переходе к дошкольному возрасту не отходить от ситуативного общения, не расширять круг чтения ребёнка, не знакомить его с событиями выводящими за рамки личного опыта?

    (Не разовьётся понимание произведений художественных и познавательных. Не сформируется потребность проживать как свою жизнь героев книг.)

    Если на протяжении всего дошкольного детства воспитывать ребёнка на книжках с картинками, комиксах, мультфильмах, компьютерных играх?

    ( Не разовьётся способность представлять обстановку в которой разворачиваются события книги ,героев.Обедняется воображение.)

    Не сформируется обод « колеса».Это наиболее часто встречающееся нарушение .Не превращается содержание текста в личный опыт: нет ни эмоционального, ни познавательного отклика. Текст «запускает» воспоминания об известном событии, возникают образы вызванные собственными действиями и воспоминаниями.

    Произведение читается бездумно.

    И тогда ребёнок, казавшийся беспроблемным в дошкольном детстве, и, даже ,успешно освоивший технику чтения в школе, будет затрудняться в чтении и понимании прочитанного на всех этапах дальнейшего обучения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль родителей в развитии ребёнка.

    Будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей соей собстве...

    Анкета для родителей « Оценка роли воспитателя в развитии ребёнка»

    В рамках аттестации воспитателя группы, которую посещает ваш ребенок, просим вас дать всестороннюю оценку его педагогической деятельности, ответив на вопросы анкеты....

    Консультация для родителей: “Роль родителей в развитии речи ребёнка”.

    Речь ребенка не возникает сама собой. Она развивается постепенно со значительными трудностями. И только благодаря усилиям взрослых. К сожалению, случается, что родители обращают внимание на плохую реч...

    Консультация для родителей "Роль родителей в развитии речи ребёнка"

    Консультация для родителей "Роль родителей в развитии речи ребёнка"...

    Консультация для родителей "О роли родителей в развитии речи ребёнка"

    Консультация для родителей "О роли родителей в развитии речи ребёнка"...

    Консультация "Роль игры в жизни ребёнка. Как играть вместе с ребёнком".

    Консультация "Роль игры в жизни ребёнка. Как играть вместе с ребёнком"....