Консультация для родителей Роль родителей в развитии грамматически правильной речи ребёнка
консультация

Новолодская Наталья Андреевна

Роль родителя в формировании речи ребёнка одна из главнейших. Самые первые слова, которые произносит ребёнок – это «мама», «папа». И именно  мамы и папы учат произносить  первые слова и фразы. Родители знакомят ребёнка с окружающим миром, показывают, как он устроен.

Наша речь тоже имеет свое строение, свои правила. И ознакомление с этими правила начинается дома с общения ребёнка с родителями.

Для того чтобы показать как грамматически правильно согласовывать одно слово с другим, образовывать новые слова, изменять окончание слов, строить предложения не нужны специальные уроки, нужна грамотно построенная игра. Можно прямо на кухне. Возьмите ребёнка с собой, когда готовите кушать. Расскажите ему, какие продукты вы кладете в блюдо, посчитайте, сколько их, расскажите какие они, что с ними будете делать жарить, тереть, попробуйте их на вкус, опишите свои ощущения.

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. 

Окружающий нас мир, является лучшим пособием для формирования лексико-грамматического строя речи детей, а родители первыми и самыми лучшими педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль родителей в формировании грамматически

правильной речи у ребёнка»

Роль родителя в формировании речи ребёнка одна из главнейших. Самые первые слова, которые произносит ребёнок – это «мама», «папа». И именно  мамы и папы учат произносить  первые слова и фразы. Родители знакомят ребёнка с окружающим миром, показывают, как он устроен.

Наша речь тоже имеет свое строение, свои правила. И ознакомление с этими правила начинается дома с общения ребёнка с родителями.

Для того чтобы показать как грамматически правильно согласовывать одно слово с другим, образовывать новые слова, изменять окончание слов, строить предложения не нужны специальные уроки, нужна грамотно построенная игра. Можно прямо на кухне. Возьмите ребёнка с собой, когда готовите кушать. Расскажите ему, какие продукты вы кладете в блюдо, посчитайте, сколько их, расскажите какие они, что с ними будете делать жарить, тереть, попробуйте их на вкус, опишите свои ощущения.

Например, возьмем морковь. Посмотри, какая она грязная, немытая. Сейчас я её помою, она стала чистой, оранжевой.  Можно взять несколько морковок и посчитать их, при этом проговаривая «Одна морковка, две морковки, три морковки, четыре морковки, пять морковок» или даже усложнить «Одна чистая морковка, две чистых морковки, три чистых морковки, четыре чистых морковки, пять чистых морковок». Обратить внимание, что на счете «пять» изменяется окончание слова. Можно дать ребёнку одну морковку, себе забрать остальные, проговаривая «У тебя одна морковка, у меня много морковок». Затем спрятать морковь и спросить у ребёнка чего не стало, чего нет? (нет морковки, нет морковок).

Дальше морковку нужно почистить, потереть на терке и сделать из нее салат. Составляем предложение и проговариваем «Я чищу морковку от кожуры. Я режу морковку на кусочки. Один кусочек получился больше, другой меньше. Я тру на терке морковку. Я кладу морковку в салат. У меня получился морковный салат».  

Вот в такой игровой форме можно отработать согласование слов с числительными, изменение слов в множественном числе, образование нового слова от слова морковь – морковный, а также строить фразы и предложения, употреблять предлоги, глаголы и прилагательные.

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий.

 На прогулке. Подведите ребенка к дереву, пусть он рукой ощутит шероховатость ствола, а затем прикоснется к гладкой поверхности стены дома, почувствует разницу. Так при помощи тактильных ощущений, будет происходить понимание противоположных по смыслу слов (антонимов).

Обратите внимание на погоду. Попросите рассказать о сегодняшнем летнем (или зимнем) дне, используя как можно больше прилагательных. Какой сегодня день? (солнечный, теплый, радостный, летний и т. д.). Так ненавязчиво, как будто невзначай, вы познакомите ребенка, с понятием синонимы. Обратите на деревья, которые вас окружают, сообщите их названия, порадуйтесь букашке, проснувшейся после зимнего сна, попросите прочесть надпись на рекламном щите, посчитать кошек, греющихся на солнце.

Окружающий нас мир, является лучшим пособием для формирования лексико-грамматического строя речи детей, а родители первыми и самыми лучшими педагогами.

 

Посмотрите, какие ещё бывают игры на развитие лексико-грамматического строя речи.

1. Дать «ласковые имена»: Катя – Катенька, Катюша, Катюшка. Экспериментируйте с именами ваших родных и близких.  

2. Покажи на себе и на кукле и назови лоасково: Голова – головка, лоб – лобик, уши – …, нога – … рот – …, живот – … и т.д.

3. Игра «Один и много». Вы называете один предмет, а ребёнок много. Огурец — огурцы, Баклажан -… Редька -… Помидор -… Кабачок -… Редиска -… Боб -… Тыква -… Патиссон -… и т.д.

4. Игра «1-2-3-4-5».  Считай предметы от одного до пяти по образцу:  Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров.

5. Игра «Есть – нет». Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет». Например, У меня есть свежая капуста. — У меня нет свежей капусты и т.п.

Примерные слова для игры: красный помидор, зелёный огурец, синяя машинка, зелёный кубик, красный ботинок.

7. Игра «Маленькие предметы». Учите детей правильно называть маленькие предметы. Вы называете большой предмет, а ребёнок маленький. Стол – столик, булка -…, стул -…, чашка -…, тарелка -…, конфета -…, диван -…, полка -…, нож -…, кружка -… и т.п.

8. «Подбери слово». Подобрать по несколько существительных к прилагательным мужского, женского и среднего родов. Например,  

Красная машина, ручка, стулья, блюдца.

Синее небо, море, пальто

Холодный суп, ветер

9. Игра «Доскажи словечко». Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками. Машина в гараж (въезжает). Мальчик из школы (выходит). Шофёр к машине (подходит). Девочка с горы (съезжает). Старушка через улицу (переходит). Девочка через лужу (перепрыгивает). Птичка из клетки (вылетает).

10. Игра «Чьё это?». Образуйте притяжательные прилагательные по образцу: Хвост собаки – собачий хвост. Молоко коровы – коровье молоко. Грива льва - …,  Зубы тигра - …,  Копыта лошади - …, Шерсть кролика - …, Усы кошки - …,  Следы зайца - … и т.п.

11. Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные) Солнце, как мяч, – круглое. Руки, как лёд,-… Нож, как бритва -… Снег, словно пух - …,  Трава, как изумруд - …

12. «Расхвалить» каждую картинку, подобрать как можно больше слов определений.

Например: Рукавички новые, красивые, дорогие, красные, удобные, шерстяные, вязаные, тёплые.

13. «Образуй слово». Учить образовывать относительные прилагательные. Скажи по образцу, из чего сделана – какая посуда. Из стекла – стеклянная. Из металла - …, Из глины - …,  Из дерева - …,  Из хрусталя - …,  Из серебра - …, Из пластмассы - …

Играя со своими детьми, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Верьте в силы ребенка!
  • Обучайте в игре!
  • Умейте выслушать ребенка.
  • Следите за произношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его.

      Уделяйте постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"...

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"

Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребенком дидактические упражнения и игры. Выходные дни желательно проводить на природе, так как ...

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у ребенка очень важна, так как следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Главное,...

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»

повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях....

Консультация для родителей: " Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста"

Повысить компетентность родителей в вопросах развития правильной речи в домашних условиях....

Консультация для родителей: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"

Одним из мощных факторов и стимулов развития ребенка служит речь, которая является основным средством общения людей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетлив...