консультация "Развитие эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста в музыкально-ритмической деятельности"
консультация

Лобканова Марина Александровна

советы педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.docx18.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация

«Развитие эмоционально – образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста в музыкально – ритмической деятельности»

 С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Содержание музыки эмоционально. Ритм же – одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание.

Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют и на здоровье ребёнка. Как показывает практика, а также исследования психологов, педагогов, музыковедов выразительные движения способствуют развитию восприятия музыки детьми с раннего детства. Овладевая навыками ритмичного выразительного движения, ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка.     

Ž Наблюдения свидетельствуют о том, что дети с раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов - спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Благодаря музыке в ребёнке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к своей Родине, формирует полноценную личность человека, способного чувствовать и сострадать.

  Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Теоретические и методические подходы к занятиям по музыкально-ритмическому воспитанию были обоснованы с научной точки зрения в начале 20 века. А впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики. Его метод сводится к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластичную выразительность движений, творческое воображение. Далькроз считал, что процесс занятий с детьми должен приносить радость.

  Именно в детском саду ребенок может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям».

Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Навыки выразительного движения – это запас движений, которые заимствованы из физической культуры: гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений; из области сюжетной драматизации: изображение птиц, зверей, человека и его деятельности. Из области танца элементы народных плясок, бальных танцев.

‘ Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах.

’ - Музыкальные игры – ведущая форма организации ритмических движений. Они способствуют запросам детей дошкольного возраста.

- Детские пляски, танцы, хороводы, включающие элементы народных и классических танцевальных движений  являются следующей формой музыкально-ритмических движений.

“ - Свободные пляски, которые носят творческий характер. Дети, используя знакомые элементы танцев, построений, упражнений, комбинируют их по новому, придумывая «свою» пляску.

- Хороводы плясового характера, чаще связаны с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями.

” - Детский «бальный танец», включающий разнообразные польки, галопы, вальсовые движения. Легкий, оживленный характер музыки сопровождается всё время повторяющимися танцевальными элементами (шаг польки, шаг галопа и т.д.)

- Характерный танец, в котором плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец Петрушки, танец снежинок, мишек, зайчиков).

• - Коммуникативные танцы – игры с несложными движениями, включающие в себя элементы невербального общения, смену партнёров, игровые задания и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё более облегчает их запоминание. Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе. Ценность и польза коммуникативных танцев – играх очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми – на занятиях, на праздниках и на развлечениях.

ŒŒ Музыкально-ритмическая деятельность органично интегрируется с другими видами деятельности, повышает познавательную и двигательную активность детей. В условиях интересной, увлекательной деятельности совершенствуется музыкально – эстетическое развитие ребенка. Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер. Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями.

Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребенок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему и в новых, необычных связях, комбинируя элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения, передает не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.

Œ Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность благотворно влияет не только на физическое, состояние ребенка, она выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект

ŒŽ Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду, хотим мы этого или не хотим, слышат и наши дети. Её ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.

Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить детей от такой музыки, дать им возможность узнать и полюбить другую, настоящую музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Музыкально-ритмическиедвижения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образ...

Консультация для воспитателей Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Этот материал полезен для объяснения педагогом о необходимости совместной работы, помощь музыкальнуму руководителю...

Технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

• Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие познавательного процесса дошкольников — творческое воображение.• Педагогическая...

Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста

"Влияние музыки на детей - благодатно и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой язык её невыговариваемых глаголов, но запечатают их в сердце... пе...

«Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста»

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), с...