Консультация "Развитие восприятия формы и величины предметов на занятиях и в индивидуальной работе"
консультация

Данный материал направлен на развитие у детей восприятия формы и величины предметов. Даются игры и упражнения по возрастам. Материал предназначен для педагогов и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Российская Федерация

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД  113

Консультация на тему:

«Развитие восприятия формы и величины предметов  на занятиях и в индивидуальной работе»

                                                       

                                                 Учитель-дефектолог

                                                               Буздырина Ольга Борисовна

Калининград 2019

    Развитие представлений о форме и величине предметов у детей с нарушением зрения имеет свои особенности. Проведенное изучение особенностей развития представлений о форме и величине предметов у детей с нарушением зрения  показало, что у них даже на пятом году жизни не сформированы действия дифференциации и соотнесения формы сенсорных эталонов (геометрических фигур) с формой реальных предметов и их изображений.

   Чтобы научить ребенка различать геометрические фигуры, ему нужно освоить ряд практических действий, которые помогут ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины. Это такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, сопоставление элементов фигур, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование. После усвоения практических действий ребенок может узнать любую фигуру, выполняя эти же действия в уме.

  Замечено, что осязательно-зрительный способ выделения и анализа формы в сравнении со зрительным, дает возможность детям с нарушением зрения более успешно анализировать форму и величину предметов. Это показывает необходимость включать в процесс зрительного восприятия других видов восприятий: тактильно-двигательных, зрительно-двигательных.

   Снижение уровня перцептивных действий при нарушении зрения сказывается на овладении детьми программным материалом по развитию представлений у детей о форме и величине предметов. В связи с этим надо проводить специальную коррекционную работу на занятиях и повседневной жизни.

    Упражнения направлены на  формирование у детей умение выделять, дифференцировать, классифицировать группы предметов по их основным признакам: форме и величине.

    При овладении представлениями о форме геометрических фигур даны задания на формирование навыков зрительного анализа и умений видоизменять, создавать и преобразовывать геометрические фигуры, составлять из нескольких фигур другие разной величины. Дети учатся соотносить форму геометрических фигур с реальными предметами, что способствует обогащению их зрительно-сенсорного опыта. Например, в задании на формировании понятий «широкий - узкий», «длинный – короткий», можно предложить детям в зависимости от величины объекта (машина, велосипед, мотоцикл) нарисовать дорожки соответствующей ширины, и в зависимости от того, на какой из этих машин можно уехать дальше, нарисовать дорожки разной длины.

  Овладение формой и величиной предметов осуществляется как на занятиях по математике, так и в индивидуальной работе. Данный материал могут использовать родители для того, чтобы  ребенок успешно освоил форму и величиноу предметов.

Игра «На что похожа эта фигура?» (3-4 года)

Цель: учить  соотносить форму сенсорных эталонов (геометрических фигур) с формой реальных предметов.

Материал: круг, квадрат и треугольник  из картона.

Руководство: покажите ребенку геометрические фигуры. Предложите ему обвести эти фигуры пальцем. Попросите ребенка найти предметы, похожие на эти фигуры в комнате или на улице. Пусть он обводит эти предметы руками. Если ребенок не может найти эти предметы, помогите ему, покажите эти предметы.

Игра «Найди фигуру» (3-4 года)

Цель: учить находить одинаковые фигуры разной величины.

Материал: большие и маленькие квадраты – по 5 штук, большие и маленькие треугольники – по 5 штук, большие и маленькие круги – по 5 штук. Все фигуры одного цвета.

Руководство: Разложите все фигуры перед ребенком. Попросите его собрать все треугольники и разложите их в ряд. Покажите, как это надо делать. Затем попросите найти все круги и разложите их в ряд, затем все квадраты. Попросите назвать все разложенные фигуры.

Игра «Обведи фигуру» (4-5 лет)

Цель: развивать глазодвигательные функции, мелкую моторику рук,

умение соотносить плоскую и объемную форму.

Материал: круг, квадрат, треугольник и  овал из картона;  фломастер, карандаш, лист бумаги;  геометрические тела: куб, шар, призма, эллипсоид.

Руководство: положите фигуры на чистый лист бумаги и обведите их вместе с ребенком карандашом по контуру. Попросите ребенка обвести контур фломастером и раскрасить. Разместите геометрические тела на соответствующие фигуры.

Игра «Соедини фигуры» (5-6 лет)

Цель: учить соотносить форму с предметным изображением, развивать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук.

Материал: слева на листе бумаги нарисованы геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Справа – предметы соответствующей формы, карандаш.

Руководство:  ребенку предлагают соединить линиями геометрические фигуры с предметами соответствующей формы. Попросите его рассказать, какие фигуры он соединил с предметами.

Игра «Сложи из палочек» (6-7 лет)

Цель: учить составлять из палочек геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник и треугольник.

Материал: набор палочек.

Руководство: предложите ребенку сложить из палочек геометрические фигуры. Попросите посчитать, сколько палочек использовано для каждой фигуры. Предложите ребенку составить квадрат, сторона которого равна двум палочкам. Затем треугольник, сторона которого равна двум палочкам и прямоугольник, меньшая сторона которого равна двум палочкам. Попросите ребенка посчитать количество палочек в каждой фигуре.

Игра «Подбери домик» (5-6 лет)

Цель: учить соотносить предметы по величине, развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Материал: изображения медведя, лисы и зайца разной величины,  лист бумаги, карандаши.

Руководство: предложите ребенку обвести по контуру изображения животных, расположив их в ряд слева направо. Попросите его нарисовать под каждым животным домик соответствующего размера. Пусть ребенок расскажет, какие домики по величине он изобразил и почему.

Игра «Нарисуй дорожки» (6-7 лет)

Цель: формировать понятие «широкий - узкий», развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Материал: изображение велосипеда, коляски и автобуса, лист бумаги, карандаши.

Руководство: предложите ребенку разместить на листе слева сверху вниз изображения велосипеда, детской коляски и автобуса и нарисовать для них дорожки соответствующей ширины. Пусть ребенок расскажет, какие дорожки по ширине он изобразил и почему.

Игра «Обведи по контуру» (6-7 лет)

Цель: учить соотносить предметы по величине, развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Материал: изображение четырех бабочек разного размера и соответствующие им цветы.

Руководство: Предложите ребенку обвести изображение цветов и бабочек разного размера. Вверху – цветов, внизу – бабочек. Попросите его соединить различными линиями (волнистой, прямой, пунктирной) цветы и бабочки соответствующих размеров. Пусть ребенок расскажет, какие цветы и бабочки он соединил и почему.

Литература: Л. И. Плаксина «Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения», М., 2001 год

Т. В. Башаева «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук», популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль, «Академия развития» 2005год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека игр на восприятие формы, цвета, величины

в картотеке представлены игры на развитие у детей восприятия цвета, формы, величины...

Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета.

Материал по ознакомлению детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета...

Консультация для родителей:«Учимся, играя: знакомство с цветом, формой и величиной предметов»

Данная консультация поможет родителям и их деткам выучить и запомнить основные цвета, начиная с раннего возраста....

Дидактические игры по восприятию цвета, формы и величины предмета у детей 3 – 4 лет.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начина...

Конспект индивидуального занятия для детей с растройством аутистического спектра "Цвет, форма и величина предметов."

Конспект индивидуального занятия для детей с растройством аутистического спектра "Цвет, форма и величина предметов."...

Конспект индивидуального занятия для детей с растройством аутистического спектра "Цвет, форма и величина предметов."

Конспект индивидуального занятия для детей с растройством аутистического спектра "Цвет, форма и величина предметов."...