Дидактические игры по восприятию цвета, формы и величины предмета у детей 3 – 4 лет.
картотека (средняя группа) на тему

Зубкова Людмила Владимировна

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по восприятию цвета, формы и величины предмета у детей 3 – 4 лет.


Дидактические игры на различие величины

Игры – поручения.

Цель: Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Оборудование: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики,         матрешка

Ход: Воспитатель показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задание:

  • Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленького
  • Покатай матрешку в большой машине;
  • Поставь маленькую собаку возле матрешки;
  • Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а         для маленькой из маленьких;
  • Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;
  • Возьми большую собаку и посади ее в большую коробку;
  • Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие в большую. Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).

Посади бабочку на цветок.

Цель: Развивать у детей умение различать предметы по размеру, соотносить предметы по соответствующему размеру.

Оборудование: Карточка с изображением цветов большого и маленького размеров. Набор бабочек, большого  и маленького размеров.  

Игровая задача: найти для бабочки цветок соответствующего размера.

Ход: Предложить ребенку выбрать на карточке большой цветок и посадить на него большую бабочку, затем найти маленький цветок и посадить на него маленькую бабочку.

Помоги зайчику.

Цель: Учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

Ход: Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь. По такому же принципу можно группировать и другие большие и маленькие предметы в различные по величине емкости. Например, играя в следующие игры «Помоги кукле собрать кубики», «Положи мячи в корзинки», «Поставь машины в гараж» и т.д.

Куклы заблудились.

Цель: Учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование: Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик.

Ход: На столах или ковре в разных сторонах стоят игрушечные домики. Напротив, на небольшом расстоянии сидят куклы. Воспитатель показывает детям куклы. Вместе с детьми рассматривает их, отмечает, что куклы большие и маленькие. Затем говорит, что куклы заблудились и предлагает помочь куклам найти свой домик, поясняя, что большие куклы живут в большом домике, а маленькие куклы живут в маленьком домике. Дети выполняют задание, куклы благодарят их за помощь. С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Покатаем мишек на машинах», «Угости собачек косточкой», «Собери цветы» и т.д. Игры проводятся так же, как и предыдущая, но с использованием другого соответствующего оборудования.


Дидактические игры на различие формы

Разложи печенье на тарелочки.

Цель: Учить группировать предметы по форме.

Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные, на столе и говорит: «Это-печенье, вот это круглое печенье, а это квадратное печенье, указывая на соответствующие формы. Затем говорит: «Круглое печенье я положу на круглую тарелочку, а квадратное - на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг - круглое печенье). А это? (Квадрат - квадратное печенье) и т.п.

Волшебная коробочка.

Цель: Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики.

Игровая задача: спрячь кубик и шарик.

Ход: Воспитатель показывает детям коробочки с «окошками» и говорит, что в них можно протолкнуть  («спрятать») шарики и кубики. Затем обводит пальцем круглое отверстие, отмечая, что оно круглое, что у него нет уголков, и проталкивает в него шарик. То же самое проделывает и с квадратным отверстием, отмечая, что оно квадратное и у него есть уголки и проталкивает в него кубик. Далее, задание выполняют дети. При каждом проталкивании, воспитатель удивленно-восхищенным тоном восклицает: «Ой, нет шарика! Спрятался! Ой, нет кубика!», тем самым, стимулируя ребенка продолжать игру и вызывая положительные эмоции.

Заштопай штанишки.

Цель: Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Картонное изображение мишки (матрешки, куклы и т.п.) с отверстиями круглой, квадратной, прямоугольной и  треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты, прямоугольники и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.

Ход: Воспитатель показывает детям мишку и обращает их внимание на то, что у мишки дырявые штанишки. Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры  заплатки и предлагает помочь мишке зашить штанишки. Дети выполняют задание, мишка благодарит их. Эту игру можно проводить с усложнением, например  «заштопать» у матрешек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.


Дидактические игры на различие цвета

Елочки и грибочки.

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на панели елочку  элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков. Игру проводят как закрепление после соответствующего занятия. С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Гуси с гусятами» - используют мозаику белого (гусь) и желтого (гусенок) цвета. «Домики и флажки» - используют мозаику белого (домик) и красного (флажок) цвета. В игре «Домики и флажки» элемент красного цвета размещают над элементом белого цвета.

Угостим медведя ягодой.

Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев. Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку), вставляет ее в панель и предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей. С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Найди солнышко», «Посади травку», «Облачка на небе» и т.п., с той лишь разницей, что ребенку предлагается выбрать соответственно элементы желтого, зеленого и синего цвета из нескольких предложенных.

Поставьте букет цветов в вазу.

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.

Оборудование: Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же цветов.

Ход: Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.

Разноцветные шары.

Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.

Оборудование: Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными полосками – «ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от друга, вырезанные из картона шары тех же цветов.

Ход: Воспитатель показывает детям шары и предлагает привязать к ним ниточки, чтобы шары не улетели. Затем берет шар, например, желтого цвета и прикладывает его к желтой полоске - «ниточке» желтого цвета. Далее задание выполняют дети. Эту игру можно проводить с другим оборудованием: разноцветные карточки - «книжки» с вырезанными «окошками» - шарами, карточки-вкладыши таких же цветов. Тогда ход будет такой: воспитатель показывает детям карточки с шарами и предлагает детям закрасить эти шары соответствующим цветом, предварительно показывая как это сделать.

Помоги кукле кате подобрать чашки к блюдцам.

Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.

Оборудование: Чашки и блюдца четырех основных цветов, кукла.

Ход: Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.

Помоги куклам собраться на прогулку.

Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.

Оборудование: Вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы.

Ход: Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку, но не могут найти свои варежки, т.к. варежки перепутались. Затем воспитатель берет одну варежку (например, красную), спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу найти такую же красную варежку. Ребенок выполняет задание и игра продолжается.

Подбери по цвету.

Цель: Закрепление у детей знания основных цветов, умение соотносить предметы по цвету.

Оборудование: А) Карточки с изображением трех сарафанов основных цветов (красный, зеленый, синий), три кармана соответствующего цвета. Б) Карточки с изображением трех домов основных цветов (красный, зеленый, синий), три крыши соответствующего цвета.

Ход: Предложить ребенку (пришить) к зеленому сарафану карман зеленого цвета (красного, синего); домам подобрать крышу соответствующего цвета.

Посади бабочку на цветок.

Цель: Развивать у детей умение различать предметы по цвету, соотносить предметы по соответствующему цвету.

Оборудование: Набор цветов, вырезанных из картона четырех основных цветов. Набор бабочек из картона тех же цветов.

Игровая задача: найти для бабочки цветок соответствующего цвета.

Ход: Предложить ребенку выбрать цветок и посадить на него бабочку такого же цвета.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:«Учимся, играя: знакомство с цветом, формой и величиной предметов»

Данная консультация поможет родителям и их деткам выучить и запомнить основные цвета, начиная с раннего возраста....

Консультация для родителей «Учимся, играя: знакомство с цветом, формой и величиной предметов»

Восприятие цвета, формы, величины предметов не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь увидеть мир красок, различать форму и величину. Группировать предметы между собой, сравнивать...

Методическая разработка "Учимся,играя: знакомство с цветом,формой и величиной предметов"

quot;Учимся играя: знакомимся с цветом,формой и величиной предметов"...

Развитие восприятия цвета, формы и величины с детьми раннего возраста посредством вовлечения их в дидактические игры»

Цель: Создание условий для последовательного ознакомления детей 2-3 лет с элементами сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, ) посредством дидактических игр....

Дидактические игры для развития восприятия цвета, формы и величины

Дошкольное детство – это период познания детьми окружающего мира. Невозможно научить ребёнка чему – либо только рассказами. Это должен быть системный подход, в котором всё взаимосвязано. Н...

Картотека дидактических игр для развития восприятия цвета, формы и величины

Игры помогут сформировать представление о внешних свойствах предметов и явлений. Это и представление о форме предмета, его величине. Конечно же, это и знакомство с цветовыми гаммами , запахом, вкусом ...