Главные вкладки

    Консультация для родителей «Учимся, играя: знакомство с цветом, формой и величиной предметов»
    консультация (младшая группа) на тему

    Власова Елена Викторовна

    Восприятие цвета, формы, величины предметов не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь увидеть мир красок, различать форму и величину. Группировать предметы между собой, сравнивать предметы, называть их своими именами, выделять среди других нужный предмет (по цвету, форме, величине). Все эти навыки приходят со временем, но их нужно постепенно развивать. А лучший эффект от обучения у детей возникает во время игры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kons_ult_po_fgos.docx38.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Учимся, играя: знакомство с цветом, формой и величиной предметов»

    Уже с маленького возраста малыши исследуют окружающий мир, им интересно буквально все: величина, формы предметов, и, конечно же, цвет.

    Пришло время изучать величину предметов: маленький, средний, большой… Хорошо бы познакомить ребенка с цветами: красный, желтый, зеленый, синий… Да и пора бы уже различать фигуры: квадрат, треугольник, круг…

    Восприятие цвета, формы, величины предметов не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь увидеть мир красок, различать форму и величину. Группировать предметы между собой, сравнивать предметы, называть их своими именами, выделять среди других нужный предмет (по цвету, форме, величине). Все эти навыки приходят со временем, но их нужно постепенно развивать. А лучший эффект от обучения у детей возникает во время игры.

    Для начала – разговаривайте с малышом. Акцентируйте его внимание на каких-либо предметах и говорите: это – шкаф, он красный; это твой стульчик, он маленький; это – телевизор, он квадратный. Повторяйте это много раз, тогда ребенку будет легче это запомнить. То же самое с другими предметами, фруктами, одеждой. Это нужно для того, чтобы в сознании малыша это отложилось. Рассказывая о цветах, форме и величине предметов, также просите показать те или иные цвета, ту или иную фигуру, определенной величины.

    Получилось придумать для этой цели игры, которые можно проводить как дома, так и в детском саду.

    Игры, направленные на развитие восприятия цвета.

    «Собери цветик-семицветик». Выложить круги разных цветов. Ребенок должен подобрать лепестки соответственно цвету середины.

    «Помоги рыбкам». Вырезать рыбок-мам и рыбок-детишек основных цветов (красный, зеленый, желтый, синий). Предложить ребенку разложить рыбок-детишек соответственно цвету своих мам-рыбок.

    «Поможем ежику». Вырезать ежиков основных цветов и грибочки. Ребенок должен помочь собрать ежикам грибы соответственно цвету ежика.

    Игры, направленные на развитие восприятия формы.

    «Найди пару по форме». Вырезать парные геометрические фигуры из картона разного цвета. Одну пару фигур раздать ребенку, а вторую – разложить на столе. Попросить ребенка внимательно рассмотреть фигуры, а затем найти пары для своих фигур.

    Также можно выложить ряд из кругов и положить один квадратик. Попросить ребенка рассмотреть фигуры. Потом нужно найти и показать лишнюю фигурку.

    «Башни». У всех дома есть конструкторы (пластмассовые или деревянные). Взять кубики круглые и квадратные, перемешать их. Предложить ребенку построить две башни. Одну башню из круглых кубиков, а вторую – из квадратных.

    Игры, направленные на развитие восприятия величины.

    «Накрой шляпой». Для этой игры нужна , предметы и игрушки разной величины. Предложить ребенку по очереди спрятать под волшебную шляпу игрушки разной величины. Отметьте, что под шляпу помещаются только маленькие предметы.

     «Большой – маленький». Вырезать из бумаги кружочки большие и маленькие, цветные. Попросить ребенка подобрать к маленькому кружочку большой кружок. Потом можно добавить средний кружок. Попросить построить снеговика, сначала выложить большой кружок, потом средний кружок, далее маленький кружочек.

    Также занимаясь своими делами по дому, на кухне, можно предложить помочь вам: подать маленькую ложечку, большую кружку и т. д.

    Хочу предложить еще одну игру, в которую играла со своими детьми. Нужно взять несколько игрушек (сначала три, далее уже пять, семь). Поставить их перед ребенком в ряд. Рассмотреть, перечислить. Потом попросить малыша отвернуться и в этот момент убрать одну игрушку. Повернувшись, ребенок должен ответить, какой игрушки нет. Развивая внимание и память, можно вспоминать цвета, формы, и величину. Например: посадить трех зайцев разного цвета – тогда для правильного ответа ребенок должен сказать: «Нет зайца такого-то цвета». В следующий раз положить разные фигуры: круг, квадрат, треугольник. Ребенок должен ответить: «Нет треугольника».

    Все эти игры помогут вашему ребенку накопить разнообразный сенсорный опыт, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

    Список использованной литературы:

    1) Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 72 с.

    2) Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. – М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 120 с.

     

    «Математика для малышей» (в помощь родителям для домашних игр)

    Ни у кого не вызывает сомнений успехи в подготовке малышей к школе, в их физическом, психическом, нравственном и общем интеллектуальном развитии. Важно помнить о роли родителей в причастности к формированию личности ребенка, к обучению его чтению,

    письму, математике Математическая подготовка ребенка осуществляется под руководством взрослого постепенно. Занятия могут проходить в форме игры, беседы, рассказа и объяснений взрослого, а также организацией практических действий самих детей (накладывание, прикладывание, измерение, вырезание, штриховка и т. п.

    Под влиянием обучения внимание ребенка становится целенаправленным и более

    устойчивым, совершенствуется его память, мышление и речь.

    К концу младшего дошкольного возраста, т.е. к четырем годам, ребенок должен знать, что окружающие его предметы отличаются друг от друга по величине (большой - маленький,

    высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий), по форме (круглый – не круглый, пространственному расположению (вверху, внизу, справа, близко, далеко). Дети должны

     брать предметы правой рукой, раскладывать их в ряд слева на право, накладывать одни

    предметы на другие, сравнивать группы предметов по количеству без счета (больше, меньше, поровну).

    Для занятий дома родители должны иметь: мелкие игрушки, предметы; карточки – картинки; силуэты птичек, фруктов, животных; геометрические фигуры разные по цвету и величине.

    Этот материал должен храниться отдельно от игрушек, которыми ребенок играет ежедневно

     и для каждого занятия отбирается в строгом соответствии с целью игры – занятия.

    Например, на одном занятии ставится цель: ознакомить ребенка с тем, что предметы

    отличаются друг от друга по величине, они бывают большие и маленькие. Для этого самый подходящий материал матрешки, пирамидки. Также можно использовать разнообразный подручный материал: фрукты разной величины, овощи, кастрюли, обувь (детская и взрослая)

    и т.д.

    Цели игр – занятий могут быть разными. Знакомство со множеством, где можно использовать пособия, но так же потешки, поговорки («Сорока – белобока», «Этот пальчик дедка…» и т.п.)

    Следующей целью может быть определение формы предметов. В этом возрасте надо

    ознакомить ребенка с квадратом, кругом, шаром, кубом. Для обучения используйте любые игрушки ребенка (мячик, машинки, кубики и т. п.)

    Ориентировка в пространстве имеет важное значение в развитии ребенка, поэтому важно

     помочь ребенку научится определению сторон на самом себе; вверху – там где голова;

    внизу – там где ноги; впереди – это где лицо ; сзади – где спина. Родители непринужденно разговаривают с ребенком во время умывания, одевания, называя части тела: вымой щечки,

    надень рукавичку на правую руку…Следует помнить, что навыки ориентировки в

    пространстве требуют многократного повторения.

    Также к четырем годам ребенок должен иметь некоторые представления о времени: было,

     есть, будет. Называть части суток: утро, вечер, ночь, день. Понимать слова, указывающие

    на длительность и временные отношения: долго, недолго, сейчас, позже, раньше. Ребенок

    лучше усваивает эти знания, если их связать с конкретными действиями, событиями: ночью

     спят, утром встают…

    Каждое занятие направлено на подготовку малышей к школе, на их физическое, психическое, нравственное и в общем интеллектуальное развитие. Важно помнить о роли родителей в причастности к формированию личности ребенка, к обучению его чтению, письму,

    математике. Математическая подготовка ребенка осуществляется под руководством взрослого постепенно. Занятия могут проходить в форме игры, беседы, рассказа и объяснений взрослого,

    а также организацией практических действий самих детей (накладывание, прикладывание, измерение, вырезание, штриховка и т.п.)

    Каждое занятие можно и нужно повторять 2-3 раза, используя при этом новые игрушки,

     картинки, менять форму деятельности, материал должен быть доступен ребенку.

    Консультация для родителей

    «Что такое ФГОС дошкольного образования?»

    Уважаемые родители!

    С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на

     новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

    Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?

    Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию к дошкольному образованию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом

     Стандарта можно познакомиться по ссылке:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-

    dok.html

    Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?

    Стандарт выдвигает три группы требований:

    • Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
    • Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного

    образования.

    • Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного

     образования

    Что является отличительной особенностью Стандарта?

    Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

    Каков должен быть выпускник ДОУ?

    Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение

    к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

     Т. е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

    Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

    Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на

     выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к

     разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет

    жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.

     При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.

    Пример: Ребенку 3 лет дали картинки из А.Пушкина, он приставил пальчики и стал

    раздвигать эту картинку в книге. Но она, естественно, не двигалась, и он, обиженно вытянув

    губки, отбросил книгу. Когда уже к 2.5-3 годам дети приобщаются к информационной социализации, уже становятся информационными акселератами, они становятся другими.

     Для них нужны совсем другие игры. А чем с ними заниматься?

    Будут ли учиться дошкольники как в школе?

    Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения.

     Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские

     виды деятельности. Через игру, экспериментирование, общение дети знакомятся с

    окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.

    Каково участие родителей?

    Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады,

    семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

    Как играть с детьми в развивающие игры

    Консультация

    «Как играть с детьми в развивающие игры Б.П.Никитина».

    Вы хотите, чтобы ваши дети были

    способными и талантливыми?

    Тогда помогите им сделать первые шаги по

    ступенькам творчества

    но не опаздывайте, и, помогая, думайте сами.

    Эта консультация об играх, но играх необычных и о том, как сними играть. Но нельзя

    купить в магазине, а надо сделать самим. Их нельзя просто дать ребенку и сказать «Играй!

     -  может не пойти. Их нельзя показывать ребенку все сразу, а только по одной; и

    следующую, может быть не раньше, чем через неделю или через месяц, а некоторые

    через год. Их можно называть спортивным комплексом, но для ума, для развития

     способности ребенка.игра

    Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью

    кубиков кирпичиков. Задачи распложены примерно в порядке возрастания сложностей:

    от простого к сложному.

    От доступных, до непосильных среднему возрасту. Нельзя по этому объяснить ребенку

    способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, не жестом, не взглядом.

    Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальных действительности. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил

     задачу. Он возможно ещё не дорос, не созрел надо подождать день, неделю, месяц.

    Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми задачами, а позволяет

    детям и родителями составлять, придумывать новые варианты и даже заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. С какой игры начать? Лучше начать с заведомо более легких, которые явно под силу. И первый раз даже закончить, нисходя до трудных и

    непосильных заданий. И, конечно учитывая характер и темперамент ребенка. И всё-таки,

     лучше начать с игры «сложи узор». После того. Как освоены первые задания игры

    «Сложи узор». Через неделю, другую. Можно ввести в строй следующие игры: «Рамки и

    вкладыши Монтессори; а затем постепенно вводить «Уникуб», «Сложи квадрат».

    «Обезьянка», «Точечки», «Внимание», «Кирпичики», «КБ САМ». Этот порядок сугубо ориентировочно, и его можно изменять применительно к возрасту, уровню возраста

    ребенка, и того интереса, который начнет появляться у ребенка.

    Сколько же новых игр давать сразу? И как вводить? Ведь игр много, надо их как то сочетать

     одну с другой? Здесь нельзя дать жестких рекомендаций. К этим творчески, имея главную

    цель - успешное развитие ребенка, рост его способностей – и помня, что должна приносить радость. Дети переживают свои увлечения периодами и обычно исчисляемыми днями.

     Интерес к развивающим играм также подчинен закону «волны» и игру «Сложи узор» дети выполняют сначала каждый день, а потом все реже. И реже, пока совсем её не оставят.

     Не надо настаивать на продолжении игры. Ведь невозможно справиться за неделю совсем заданиями, рассчитанными на несколько лет. Поэтому нужно забывать игру. Пусть пройдет

     неделя две или три, или даже месяц. В это время может на «волне» подняться другая .

    Но когда ребенок, забыв об игре, снова возвращается к ней, она приобретает прелесть почти

     новой.

     И теперь непреодолимые прежде узоры могут быть играючи выполнены, пока на пути не встретятся новые трудности, новые барьеры. А можно ли в один день играть две или три развивающие игры? конечно можно но только, чтобы минимум две из них были ребенку

    хорошо известно и чтобы у него было настроение за них браться.

    Это условие надо соблюдать всегда. Не следует ставить цель: «»Играть

    10 минут или 5 минут. Такая обстановка может убить всё живое.  превратиться в 5-10

     минутную «отсидку». Пусть ребенок играет сколько хочет, и пусть ему никто не делает замечаний, если он принёс «Уникуб», через 5 минут сложив только одно задание 7-35, или просидит над сложной двусторонний шахматной доской 7-50 целый час, зато он закончит

    дело: сложит то задание которое давно собирался сделать.

     Игру лучше начинать достаточно легких для ребенка, чтобы он чувствовал

    удовлетворения от успешной работы. Но вот он добрался до трудного задания и, несмотря

    на все усилия сегодня его не одолел. Как же быть завтра? Начинать с этого трудного? Нет,

    лучше попробовать взять препятствие с разного; то есть начать игру с более легких или уже преодоленных заданий. Если задание неодолимо, то лучше пропустить неподатливое и

    взять

     какое-либо из следующих но не всегда более трудных. Но долю взрослых в таких трудных

    случаях выпадает обязанность, во-первых, похвалить ребенка за уже достигнутые, а

    во-вторых поддержать бодрость духа на будущее пояснить, что сразу не у кого не

    получается и даже папа в его возрасте не мог решать такие трудные задачи. Для детей

    характерно образное мышление. Оно используется для привлечения внимания ребенка к развивающим играм. Возбудить интерес к ним. В эти игры можно играть на полу, лёжа,

     стоя кому как удобно.

    Радуйтесь успехом вместе с детьми. Ищите свои правила, задания, чтобы стало ещё

    увлекательнее! Желаю успеха!

    Дидактическая игра

    «Дидактическая игра
    и её значение в умственном воспитании детей»

    Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление:

    она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения

    и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

    Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Покажем возможности дидактической игры в воспитании его основных качеств: умственное воспитание, содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к

    явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира.

    Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, развивает речь детей.

    Дидактическая  как форма обучения, играя дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

    Воспитывающее обучение, обеспечивая рост знаний, умений ребёнка, способствует развитию

    ума, интересов, влияет на его поведение. , учение, труд - это разные формы деятельности

    ребёнка - дошкольника, посредством которых он овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает свои способности. Но, имея много общего, эти формы деятельности ребёнка, в

    частности учение и игра, выполняют разные функции в процессе умственного и

    нравственного развития ребёнка. Вместе с тем они могут взаимно дополнять друг друга, обеспечивая формирование сознания ребёнка, влиять на его поведение.

     Дидактическая  как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель является и учителем, и участником игры. Он учит и

    играет, а дети, играя, учатся. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания. Дидактические игры развивает речь детей: пополняется

    и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается речь,

    умение правильно выражать свои мысли. В процессе многих игр развитие мышление и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

    Дидактические игры - обучающие игры. Поэтому нужно тщательно подбирать их к

    определённому программному содержанию занятий, а не просто проводить те игры,

    которые знает воспитательница, или какие есть (настольно - печатные) в группе.

    Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных

    затруднений в умственной и нравственной деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета.

    Материал по ознакомлению детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета...

    Консультация для родителей:«Учимся, играя: знакомство с цветом, формой и величиной предметов»

    Данная консультация поможет родителям и их деткам выучить и запомнить основные цвета, начиная с раннего возраста....

    Методическая разработка "Учимся,играя: знакомство с цветом,формой и величиной предметов"

    quot;Учимся играя: знакомимся с цветом,формой и величиной предметов"...

    Памятка "Знакомство с цветом, формой и величиной предметов"

    в памятке раскрыты этапы формирования у дошкольников представлений о форме, цвете и величине предметов...

    Дидактические игры по восприятию цвета, формы и величины предмета у детей 3 – 4 лет.

    Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начина...