Памятка "Знакомство с цветом, формой и величиной предметов"
консультация по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ильдеркина Светлана Николаевна

в памятке раскрыты этапы формирования у дошкольников представлений о форме, цвете и величине предметов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл памятка 157.54 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТОМ ПРЕДМЕТОВКартинки по запросу картинка дошкольник изучает цвет предметов

Этапы формирования представления о цвете предметов

  • 1 этап – идентификация предметов по признаку цвета. Показывают ребенку “парные” идентичные игрушки, отличающиеся только по цвету, при этом обязательно одна из игрушек должна быть красного цвета, так как он наиболее интенсивно воздействует и привлекает внимание ребенка, а контрастная игрушка синего или зеленого цвета.

  • 2 этап – соотнесение цвета предмета с эталоном цвета. Цвета изучаются в следующем порядке, сначала красный, синий, желтый, зеленый, затем фиолетовый, оранжевый и в последнюю очередь, черный и белый. Предметы даются без фона. Только после достижения результата можно использовать фон на картоне.

  • 3 этап – выбор предмета определенного цвета по словесной инструкции взрослого. Ребенку предлагаю выбрать все красные, синие и т.д. предметы. Отрабатываю реакцию на речевую инструкцию. На данном этапе начинаю работать не более чем двумя цветами.

  • 4 этап – формирование словесного обозначения цвета предмета. Отрабатывают с ребенком название цвета на определенных предметах.

  • 5 этап – обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.

  • 6 этап – обучение передачи цвета предметов в продуктивной деятельности. Закрепление постоянного признака цвета за предметом.

Использую игры типа “Помоги художнику”, “Раскрась соответствующим цветом”, аппликации.

  • 7 этап – формирование представления об оттенках цвета.

Предлагают ребенку 3 позиции, один цвет красный, другой цвет светлее красного, третий цвет темнее красного. Оттенки изучаются в последовательности: красный, синий, желтый, зеленый. Навыки обязательно закрепляю в продуктивной деятельности.

ЗНАКОМСТВО С ФОРМОЙ ПРЕДМЕТОВКартинки по запросу картинка дошкольник изучает ФОРМУ предметов

Этапы формирования представления о форме предметов

  • 1 этап – идентификация предметов в целом. Берут две идентичные игрушки и одну – контрастную. Учат сравнивать предметы, и находить сходство.

  • 2 этапа – идентификация предметов по форме. Необходимо учитывать, что ребенок первоначально усваивает объемную форму.  

  • 3 этап – соотнесение формы предмета с эталоном формы. Для обучения правильному соотнесению предмета с эталоном формы – используется  “Почтовые ящики” с двумя прорезями.

  • 4 этап – выбор геометрической фигуры по словесной инструкции.

  • 5 этап – формирование умения обозначать форму предмета. Для закрепления этого умения складывают геометрические фигуры из счетных палочек.

  • 6 этап – обобщение одно– или разноцветных геометрических фигур. На этом этапе использую геометрические фигуры только одного цвета и размера.

  • 7 этап – классификация по форме. На этом этапе обучают классификации одноцветных, затем разноцветных геометрических фигурок.

  • 8 этап – нахождение в окружающем мире предметов определенной формы.

ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИЧИНОЙ ПРЕДМЕТОВКартинки по запросу картинка дошкольник изучает величину предметов

Формировать представления о величине можно только после освоения ребенком представлений о форме и цвете.

  • 1 этап – формирование представления о больших и маленьких предметах.

  • 2 этап – формирование представления о длине предмета: “Длинный – короткий”.

  • 3 этап – формирование представления о ширине: “Широкий – узкий”.

  • 4 этап – формирование представления о высоте: “Снизу – вверх”.

  • 5 этап – построение рядов по признаку (начиная с 3-х элементов до 10).

Для закрепления понятия о величине поиграйте с детьми:

1."Кто скорее свернет ленту". Возьмите длинную и короткую ленту, начните соревноваться, кто первый свернет ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого разложите ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна, но ничего не говорите. Затем поменяйтесь с ребенком лентами, после этого разложите ленты опять на стол, и предложите ребенку самому выбрать ленту. Спросите, почему он хочет эту ленту. После ответа ребенка, назовите ленты: "короткая", «длинная", "Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно".

2.«Сломанная лесенка»

3. «Матрешки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета.

Материал по ознакомлению детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета...

Консультация для родителей:«Учимся, играя: знакомство с цветом, формой и величиной предметов»

Данная консультация поможет родителям и их деткам выучить и запомнить основные цвета, начиная с раннего возраста....

Консультация для родителей «Учимся, играя: знакомство с цветом, формой и величиной предметов»

Восприятие цвета, формы, величины предметов не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь увидеть мир красок, различать форму и величину. Группировать предметы между собой, сравнивать...

Статья "Развитие сенсорных способностей детей третьего года жизни через ознакомление с цветом, формой и величиной предметов".

В статье раскрыта система работы по развитию сенсорных способностей детей третьего года жизни через ознакомление с цветом, формой, величиной....

Методическая разработка "Учимся,играя: знакомство с цветом,формой и величиной предметов"

quot;Учимся играя: знакомимся с цветом,формой и величиной предметов"...

Дидактические игры по восприятию цвета, формы и величины предмета у детей 3 – 4 лет.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начина...