Картотека дидактических игр для развития восприятия цвета, формы и величины
картотека по рисованию

Сорокина Ирина Анатольевна

Игры помогут сформировать представление о внешних свойствах предметов и явлений. Это и представление о форме предмета, его величине. Конечно же, это и знакомство с цветовыми гаммами , запахом, вкусом и т.д. Помимо развитиявсех форм восприятия, дидактические упражнения направлены на активную тренировку мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_tsvet.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное детство – это период познания детьми окружающего мира.

Невозможно научить ребёнка чему – либо только рассказами. Это должен

быть системный подход, в котором всё взаимосвязано. Невозможно

ограничиться только монологами – рассказами и тем самым вызвать у

ребёнка познавательный интерес. В младшем дошкольном возрасте

ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр – занятий,

так и в форме дидактических игр, где правильное решение задач

способствует достижению цели игры. Особое внимание необходимо уделить

реализации активности каждого ребёнка по отношению к окружающему

миру.

Сенсорика — это необходимость ощущать воздействие из вне. Важность

чувственного восприятия подтверждается тем, что оно ставится на один

уровень вместе с умственным развитием.

Если интегрировать дидактические занятия, то они помогут сформировать

представление о внешних свойствах предметов и явлений. Это и

представление о форме предмета, его величине. Конечно же, это и

знакомство с цветовыми гаммами , запахом, вкусом и т.д. Помимо развития

всех форм восприятия, дидактические упражнения направлены на активную

тренировку мелкой моторики рук.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры —

приоритетное направление в деятельности на дошкольных занятиях, так как

оно не только показывает высокую результативность, но и нравится детям.

Таким образом, можно сделать вывод, что время дошкольного детства

является временем интенсивного сенсорного развития детей, от уровня

которого зависит успешное умственное, физическое, эстетическое

воспитание детей.

Дидактические игры по развитию сенсорных эталонов

Дидактические игры на восприятие цвета

1. Дидактическая игра «Какой цвет?»

Цель: Формировать умение различать и называть цвета (красный,

синий, жёлтый и зелёный, развивать у детей координацию движений пальцев

рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость.

Ход игры: Высыпаем крышки из ведёрок и перемешиваем. Потом

предлагаем детям вспомнить цвета: задаём вопросы, например, «Что бывает

зелёного цвета? » или «Какого цвета трава? ». Затем предлагаем детям найти

крышки зелёного цвета и вставить их в отверстие ведёрка, на крышке

которого изображена трава. И так далее. Потом игру усложняем: предлагаем

детям рассортировать крышки по ведёркам. По окончании игры внимательно

рассматриваем содержимое ведёрок: нет ли в них крышек другого цвета.

Если есть, то выясняем какого цвета крышка и помещаем её в нужное

ведёрко. Чтобы восприятие цвета у детей не ассоциировалось только с одним

предметом, картинки на крышках ведёрок со временем необходимо менять.

Это делается так же для активизации интереса детей к игре.

2. Дидактическая игра «Найди домик для пчёлки»

Цель: Учить различать цвета; обогащать речь словосочетаниями :

«одинакового цвета»,» «такого же цвета».

Оборудование: Четыре цветка, выполненных из картона (красный,

синий, желтый ); четыре плоскостные фигурки пчелы такой же окраски, как

цветы

Ход игры: Предложить детям помочь пчёлкам найти свои цветы-

посадить на такой цветок такого же цвета, чтобы их не видно было и

никто не смог их поймать. В конце игры дети называют цвет пчёлок и

цветов.

3. Дидактическая игра «Спрячь зайчика»

Цель: Продолжать обучать детей различению цветов, подбору

одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой( приложение,

наложение); упражнять в выделении заданного цвета и правильно называть

эти цвета.

Оборудование: Плоскостные домики-норки красного, синего, желтого

цветов из картона с изображением зайчика; картонные прямоугольники –

«двери» аналогичных цветов

Ход игры: Детям раздаются домики с изображением зайчика, у

педагога

«двери» разных цветов вперемешку. Педагог просит детей спрятать

своего зайчика от лисы и предлагает подобрать «дверь» такого же цвета,

чтобы его спасти

4.Дидактическая игра «Цветные коробочки»

Цель: Формировать умение анализировать цвет предмета; учить

узнавать и называть цвет; учить группировать предметы по общему

признаки.

Оборудование: Цветные коробочки (красная, желтая, зеленая, синяя,

сделанные из картона, вырезанные котята из картона с бантами тех же цветов

( красный, желтый, зеленый, синий).

Ход игры: - Спросить у детей, какого цвета коробочки?

- Какого цвета бантики у котят на шее?

- Рассадите котят в коробочке так, чтобы цвет коробочки

совпадал с цветом бантиков у котят.

5.Дидактическая игра «Воздушные шары»

Цель: Способствовать формированию у детей цветовых

представлений, обучать соотносить цвета разнородных предметов.

Оборудование: Воздушные шары, нитки соответствующих цвету

шаров

Ход игры: Воспитатель показывает детям картонную полосу, к

которой прикреплены разноцветные нитки. Дети должны для нитки

определенного цвета подобрать соответствующий шарик.

Дидактические игры на определение формы

1. Дидактическая игра «Подбери фигуру»

Цель: Закрепить представления младших дошкольников о

геометрических фигурах, упражнять в их назывании, научить подбирать

фигуры по образцу, закрепить навык обследования геометрических форм

приемом обведения и накладывания.

Оборудование: Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник,

вырезанные из картона.

Раздаточный материал: Карточки с контурами 5 геометрических

фигур, по 1 фигуре каждой формы той же величины, как и контурные

изображения на карточке.

Ход игры:

1. Посадить младших дошкольников за стол и вынести из раздевалки

большого, мягкого зайца. «Смотрите, кто к нам пришел. Это зайчик из лесу

прискакал. Он совсем не знает, что такое геометрические фигуры. Он

перепутал все фигуры и ни одной не вставил правильно. Сейчас мы с вами

поиграем в очень интересную игру «Подбери фигуру» и объясним зайчику,

какие бывают фигуры и как их обследовать.

2. Показать круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется

эта фигура, какая она по форме?» Показать овал, тоже обводит его пальцем.

«А это какая форма?». То же самое проделать с другими фигурами в

следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник.

Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и

ошибочные ответы младших дошкольников воспитатель исправляет.

Попросить младших дошкольников обводить пальцем каждую фигуру,

лежащую на подносе, затем накладывать ее на наклеенную фигуру и только

при полном совпадении - класть формы и такие же фигуры на подносах.

Разложить все фигуры на карточках так, чтобы они совпадали с

нарисованными.

2. Дидактическая игра «Кому какая форма».

Цель: Научить младших дошкольников группировать геометрические

фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Оборудование: Большие мишка и матрешка.

Раздаточный материал: по 3 круга и овала разных цветов и размеров, по

2 небольших подноса для каждого ребенка.

Ход игры:

1. Сейчас я вам расскажу одну историю, про игрушки. Жили - были

мишка и матрешка. И были у них яркие, красивые фигурки. Как - то раз

разбаловались мишка и матрешка и перемешали все фигуры. А так как они

внешне очень похожи, то сами не смогли отличить овал от круга. Вот и

принесли к нам в группу, чтобы мои умные ребятки разложили по подносам

овалы от круга.

2. Воспитатель демонстрирует круг и овал, просит младших

дошкольников вспомнить название этих фигур, показать, чем они

отличаются друг от друга, обвести контуры фигур пальчиком. « А теперь все

кружочки положите на один поднос - матрешке, а все овалы на другой

поднос - мишке». Наблюдает, как дети выполняет задание, в случае

затруднений предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она

называется.

3. Дидактическая игра «Круг, квадрат»

Цель: Учить группировать предметы по форме.

Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Ход игры: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры,

произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это – круг, вот это

– квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную

тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим

местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это?

(Квадрат) и т.п.».

4.Дидактическая игра «Спрячемся от дождика»

Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по

форме. Оборудование: Предварительно изготавливаются геометрические

фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик

по одной геометрической фигуре, это образец для детей.

Ход игры: Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли

геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная

серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и

треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же

спрятаться?”

Дидактические игры на определение величины

1. Дидактическая игра «Какой мяч больше?

Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по

словесному указанию.

Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно

перемешанные.

Ход игры: Воспитатель стоит на расстоянии 3 – 5м от ребенка и

просит принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель

объясняет и показывает разницу, давая малышу подержать большой и

маленький мячи. Рукой ребенка воспитатель обводит по окружности

большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или

«маленький» мяч. Игра повторяется.

2. Дидактическая игра «Угости зайчика»

Цель: Учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по

пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

Ход игры: Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его

рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему

собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что

морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую

морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в

маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за

помощь. По такому же принципу можно группировать и другие большие и

маленькие предметы в различные по величине емкости. Например, играя в

следующие игры «Помоги кукле собрать кубики», «Положи мячи в

корзинки», «Поставь машины в гараж» и т.д.

3. Дидактическая игра «Спрячь в ладошке»

Цель: Познакомить с понятием величины.

Оборудование: предметы и игрушки разной величины (колечки,

шарик, резиновые игрушки, по количеству детей).

Ход игры: Сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите их

спрятать в ладошках. Затем таким же образом предложите спрятать

предметы разной величины, разложенные на разносе (каждый ребенок берет

по одному предмету).

4. Дидактическая игра «Покормим кукол»

Цель: Знакомить с величиной в ходе практических действий с

предметами, с понятиями большой, маленький, средний по величине.

Оборудование: Миски одного цвета, большая маленькая ложка,

большая и маленькая куклы.

Ход игры: Возьмите две миски, резко отличающиеся по величине, и

предложите ребенку покормить большую и маленькую кукол. Подберите

куклам тарелки и ложки подходящие по величине: «Большая кукла ест из

большой тарелки большой ложкой. А маленькая кукла ест из маленькой

тарелки маленькой ложкой. Давайте покормим кукол. Теперь пошли гулять».

5. Дидактическая игра «Найди такую же рыбку!»

Цель: Учить обращать внимание на величину предметов; формировать

умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и

различия объектов по величине; учить понимать слова «такая», «не такая»,

«большая», «маленькая».

Оборудование: Разноцветные рыбки (разные по величине).

Ход игры: «Поставь под рыбкой такую же большую (маленькую)

рыбку!», «Обрати внимание на цвет и размер!».

6. Дидактическая игра « Большой, поменьше, маленький»

Цель: Продолжать развивать умение различать геометрические

фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память,

умение различать основные цвета.

Оборудование: Набор геометрических фигур круг, квадрат,

треугольник разных цветов и величины.

Ход игры: Воспитатель показывает набор геометрических фигур круг,

квадрат, треугольник разных цветов и величины, и предлагает показать

сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру

можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»

«Большой круг желтого цвета» «Поменьше квадрат желтого цвета»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние предметной деятельности на развитие восприятия цвета, формы и величины у дошкольников 3-4 лет

Предметная деятельность, как одна из важнейших форм деятельности ребенка, первична по отношению к развитию многих психических процессов. Восприятие младших дошкольников (3-4 года) носит предметный хар...

Практическое занятие по развитию зрительного восприятия на тему: «Развитие восприятия цвета, формы, величины с применением компьютерных технологий»

Целью данного мероприятия является закрепление умений соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки,строить объемные конструкции по инструкции, соотносить контурные и силуэтные изобр...

Дидактические игры по восприятию цвета, формы и величины предмета у детей 3 – 4 лет.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начина...

Методическая разработка «Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста» (2–3 года)

Период раннего возраста является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития человека.Сенсорное развитие ребенка-это развитие ...

Развитие восприятия цвета, формы и величины с детьми раннего возраста посредством вовлечения их в дидактические игры»

Цель: Создание условий для последовательного ознакомления детей 2-3 лет с элементами сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, ) посредством дидактических игр....

Дидактические игры для развития восприятия цвета, формы и величины

Дошкольное детство – это период познания детьми окружающего мира. Невозможно научить ребёнка чему – либо только рассказами. Это должен быть системный подход, в котором всё взаимосвязано. Н...

«Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста»

Сенсорное воспитание является основной организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятия и представлений де...