Гиперактивность.
консультация

Что такое гиперактивность? Актуальность проблемы в наши дни. причины возникновения. Психолого-педагогическое сопровождение. Рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Гиперактивность.122.24 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое гиперактивность.

Гиперактивность – в переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы.

Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответсвующего возрасту, развитию ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, чрезмерной подвижностью.

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда  возбуждение преобладает над торможением.

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот  период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка.

Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.

1. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

2. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

3. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

4. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

5. Не может играть тихо, спокойно.

6. Болтливый.

7. Часто мешает другим, пристает к окружающим.

8. Часто теряет вещи.

9. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на дорогу, не оглядываясь по сторонам).

Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.

Актуальность проблемы в наши дни.

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. В последнее время родители и педагоги всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке. С такими детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело и убегают, не дослушав задание до конца.

Таких детей называют гиперактивными . Гиперактивное поведение начинает проявляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. В силу своей неусидчивости, быстрого переключения внимания с одной темы на другую, с одного предмета на другой, неспособности внимательно выслушать педагога, гиперактивные дети часто отстают в развитии от своих сверстников. Но при всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы. Поэтому очень важную роль играет  их психолого-педагогическое сопровождение в детском саду, в ходе которого разрабатываются индивидуальные методики, учитывающие особенности каждого ребенка и позволяющие вовремя скорректировать отстающие функции развития.

Надо помнить, что в каждом человеке с детства заложены огромные и часто не реализованные резервы, как физические, так и интеллектуальные. Постоянная работа по развитию этих возможностей может любого ребенка превратить в уникальную личность с присущими ему яркими талантливыми чертами.

Гиперактивность у детей: что это такое и как ее вылечитьКартинки по запросу гиперактивные дети фотоКартинки по запросу гиперактивные дети фото

Причины возникновения гиперактивности.

Существует множество мнений по причинам проявления у детей гиперактивности. Наиболее распространенные из них:

  • генетическая предрасположенность (наследственность);
  • биологические (родовые травмы, органические повреждения мозга малыша во время беременности);
  • социально-психологические (алкоголизм родителей, микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Доктор медицины Росс Кэмпбелл  считает, что причинами возникновения детской гиперактивности являются три ошибки воспитания родителями:

1. недостаток эмоционального внимания к ребенку, часто подменяемое медицинским уходом. Для устранения первой причины родители должны больше общаться с ребенком, играть с ним, вникать в его проблемы, беседовать «по душам»;

2. недостаток твердости, последовательности в воспитании и отсутствие контроля над поведением ребенка. Эту ошибку можно исправить, если составить список запретов (что надо контролировать родителям  сегодня, завтра, через неделю) и четко ему следовать;

3. неумение воспитывать в ребенке навыки управления гневом, злостью.

Гиперактивность ребенка проявляется еще в дошкольном возрасте. Дома гиперактивных детей постоянно сравнивают с их старшими братьями, сверстниками, у которых хорошая успеваемость и образцовое поведение, от чего те очень страдают.

Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных детей.

Цель подхода в воспитании и обучении гиперактивного ребенка – восстановление или компенсация нарушенных функциональных связей центральной нервной системы ребёнка и адаптация его в коллективе и обществе. Для эффективной работы с детьми необходимо взаимодействие всех специалистов ДОУ (психолога, воспитателей, логопеда, муз. работника, физкультурного работника). Все вместе они проводят комплексную диагностику, а затем составляют план коррекционно-развивающей работы. Подход должен носить комплексный характер и в общем случае включать:

– консультирование родителей;

– педагогическую и социально-педагогическую работу с ребёнком;

– двигательные занятия с ребёнком;

–психологическую помощь;

1) по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);

2) по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

3) при необходимости должна осуществляться работа с гневом;

– медикаментозную поддержку.

Рекомендации родителям.

Можно выделить основные моменты во взаимодействии с гиперактивным ребёнком:

  • «не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;
  • применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по головке, прижать к себе;
  • во время организованной деятельности размещать ребёнка ближе к себе чтобы уменьшить отвлекающие моменты;
  • давать возможность в процессе организованной спокойной деятельности подвигаться выполняя какое-либо поручение;
  • хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.

В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Обязательно нужна совместная работа родителей и педагогов, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей. И самое главное, следует всегда помнить, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а скорее, ухудшат его.

Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном взаимодействии медиков, психологов и педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что такое гиперактивность? Как воспитывать гиперактивного ребёнка?"

Что такое гиперактивность? Как воспитывать гиперактивного ребёнка?  Воспитатель Казакова Лариса Евгеньевна. Московская область , город Егорьевск.  Детский сад общеразвивающего вида №2 «Миш...

"Гиперактивность. Как играть с гиперактивными детьми? "

В консультации кратко описаны особенности работы с гиперактивными детьми...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....