В помощь родителям Игры и упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет
материал (старшая группа)

Гаврилова Тамара Альбертовна

Упражнение 1

Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые:

большой и маленький, маленький красный квадрат).

Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему.

(Все остальные - круги) ".

Упражнение 2

Материал: тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.

Задание: "Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По

цвету, по размеру)".

Упражнение 3

Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.

Задание: "Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.)

Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга) ".

Упражнение 4

Материал: тот же и дидактический набор (набор пластиковых фигурок: цветные

квадраты, круги и треугольники).

Задание: "Вспомни, какого цвета был квадрат, который мы убрали? (Красного.) Открой

коробочку "Дидактический набор". Найди красный квадрат. Какого цвета еще есть

квадраты? Возьми столько квадратов, сколько кругов (см. упражнения 2, 3).

Сколько квадратов? (Пять.) Можно сложить из них один большой квадрат? (Нет.) Добавь

столько квадратов, сколько нужно. Сколько ты добавил квадратов? (Четыре.) Сколько их

теперь? (Девять.)".

Упражнение 5

Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка

набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг

большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.

Задание: "Найди среди своих фигур похожую на яблоко". Взрослый по очереди

предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру,

выбирая основание для сравнения: цвет, форма. "Какую фигурку можно назвать похожей

на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)".

Упражнение 6

Материал: тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9.

Задание: "Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе?

Почему 2? (Две фигуры.) Какую другую группу можно подобрать к этому числу?

(Треугольник синий и красный - их два; две красные фигуры, два круга; два квадрата -

разбираются все варианты.)". Ребенок составляет группы, с помощью рамки-трафарета

зарисовывает и закрашивает их, затем подписывает под каждой группой цифру 2. "Возьми

все синие фигуры. Сколько их? (Одна.) Сколько здесь всего цветов? (Четыре.) Фигур?

(Шесть.)".

Математические игры "Количество и счет"

Дидактические игры для детей старшей и подготовительной к школе группы групп:

«Найди слонёнка»

Цель: закрепление названий порядковых числительных, умения задавать вопросы с

целью отгадывания места нахождения предмета (игрушки).

Повторение названий животных жарких стран.

Ход: перед детьми выставляются стаканы с изображением цифр (1-5, 1-10) и

предлагается найти под ними спрятанного слоненка, употребляя порядковые

числительные.

«Помоги Мишутке»

Цель: закрепление знаний о цифрах, умение отсчитывать нужное количество

предметов. Пополнение знаний о происхождении данного природного материала.

Ход: внимание детей обращается на карточки с изображением цифр и предлагается

положить на них нужное количество предметов.

«Игра с кубом»

Цель: закрепление знаний цифр, умения соотносить их с количеством предметов.

Ход: дети встают в круг и передают друг другу карточки с изображением предметов,

по сигналу «стоп» ведущий бросает куб с цифрами. Детям предлагается посчитать

картинки и выйти в круг тому, у кого на карточке такое же количество предметов.

«Поиск закономерностей»

Цель: развитие зрительного восприятия, умения видеть и продолжить данную

закономерность, установление связей между объектами живой и неживой природы.

Ход: перед детьми ставится задача: внимательно посмотреть на предметы,

расположенные на карточке, найти закономерность и продолжить выкладывать предметы

в том же порядке.

«Собери урожай»

Цель: закрепление знаний цифр, умения соотносить их с количеством предметов.

Пополнение знаний об овощах, умение их классифицировать.

Ход: детям выдаются карточки, и предлагается собрать нужное количество овощей

на «огороде».

«Посчитай – ка»

Цель: закрепление знаний о цифрах, умение соотносить их с количеством

предметов.

Ход: детям предлагается посчитать количество животных на картинке и поставить

рядом нужную цифру.

«Стрелка»

Цель: закрепление знаний о цифрах, умение соотносить их с количеством

предметов; классификация предметов живой и неживой природы.

Ход: детям предлагается встать в круг, закрепить на одежде цифру. С помощью

считалки выбирается ведущий, он встает в центр круга, вытягивает руку вперед «стрелка»,

закрывает глаза и поворачивается вокруг себя. По сигналу «стоп» - останавливается.

Ребенок, на которого показывает стрелка, должен принести (из ранее приготовленного

набора) нужное количество одинаковых предметов природы.

Дидактические игры для детей средней - подготовительной групп

«Ссора детенышей»

Цель: закрепление умения правильного согласования существительных с

числительными. Повторение названий детенышей животных.

Ход: детям предлагается посчитать количество игрушек у детенышей и поставить их

по порядку, начиная с того, у кого наименьшее число предметов.

«Помоги ежу»

Цель: Закрепление умения отсчитывать нужное количество предметов. Пополнение

знаний о жизни дикого животного.

Ход: детям предлагается карточка с изображением ежа и набор картинок грибов для

того, чтобы они помогли собрать припасы для ежиной семьи.

«У кого больше»

Цель: формирование умения классифицировать и отсчитывать природный материал,

соотносить его количество с числовым эталоном. Закрепление знаний о происхождении

данных природных дарах.

Ход: детям предлагается бросить кубик и отсчитать столько одинаковых предметов,

сколько точек находится на стороне кубика.

«Научи Красную Шапочку считать»

Цель: формирование умения отсчитывать предметы (правой рукой, слева – направо,

по одному, делать обобщающий жест «всего»), согласовывать числительное с

существительным. Закрепление умения классифицировать природные объекты (овощи,

растения).

Ход: внимание детей обращается на картинку Красной Шапочки и предлагается

помочь (научить) собрать букет цветов для бабушки

Варианты игры: «Подскажи Петрушке», «Помоги зайчику».

«Угости зверей»

Цель: закрепление умения соотносить количество предметов в разных группах,

пользуясь понятиями « поровну», «столько же», «одинаковое количество», сравнение

смежные числа в пределах 5.

Пополнение знаний детей об индивидуальных особенностях диких и домашних

животных.

Ход: детям дается карточка с изображением определенного количества животных и

несколько картинок с нарисованными угощениями разного количества. Предлагаем детям

найти нужную картинку с таким же количеством любимой еды для их гостя.

«Наведи порядок»

Цель: запоминание цифр, отсчитывание заданного количества предметов.

Закрепление названий природного материала.

Ход: детям предлагается помочь герою навести порядок в коробочках: разложить

нужное количество материала на свободное место.

Дидактические игры по математике для детей старшего дошкольного возраста

Социально-экономические перемены, происходящие в обществе, оказывают

большое влияние на изменение требований к качеству воспитания и обучения детей

младшего школьного и дошкольного возрастов.

В связи с этим сегодня не подвергается сомнению необходимость систематического

целенаправленного математического развития ребенка дошкольного возраста.

Тема «Величина» общепризнанно в теории и практике дошкольного

математического образования и считается одной из самых сложных.

Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательнообразовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает,

сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит

доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При этом у детей развиваются

произвольные память и внимание.

Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру,

активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим

детям.

Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры по формированию

представлений о длине у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра «У кого лента длиннее»

Цель:

Развивать умения детей сравнивать предметы, резко контрастные по длине путем

приложения, и результаты сравнения выражать словами «длиннее», «короче», «длинная»,

«короткая»; учить показывать длину предметов вдоль всей протяжённости.

Материал.

Коробка с двумя разрезами, из которых виднеются концы двух лент: одна длиной 1,5

м, другая длиной 0,8 м (цвет и ширина лент одинаковые).

Руководство.

Стук в дверь. Воспитатель: «Дети, кто-то к нам пришёл. Пойду, посмотрю».

Возвращается с куклой Машенькой и коробкой. «Ребята, - говорит Машенька. - Я пошла с

подружками в лес, заблудилась и попала в дом к Медведю. А он меня не отпускает к

бабушке с дедушкой, пока я не отгадаю загадку,: какая из лент в коробке длиннее, а какая

короче».

Дети охотно откликаются на предложение воспитателя помочь Маше. Двое детей по

желанию подходят к коробке. Потянув за концы лент, устанавливают, что их длина

различна: одна лента длиннее, другая короче. Значит одна лента длинная, другая -

короткая.

Воспитатель спрашивает: « У кого лента длиннее? А у кого лента короче?

Правильно ребята. А давайте, Маше объясним, как Медведю показать длину каждой из

лент».

После показа воспитателем протяжённости длинной и короткой лент, вызываются

дети, которым предлагается показать то длинную, то короткую ленты (пальчиком вдоль

всей протяжённости слева направо) и при этом изучаемый признак выразить словом:

длинная лента, короткая лента (сначала за воспитателем хором, а затем индивидуально).

Затем воспитатель показывает, как правильно сравнить ленты по длине:

- подравнять концы лент с одной стороны,

- совместить края лент и посмотреть есть ли остаток.

Только после этого можно сказать, что одна лента длиннее, а другая короче, и

разведёнными руками показать на сколько (остаток).

После того, как все дети поупражняются, довольная Машенька благодарит детей за

помощь и бежит к Медведю.

Дидактическая игра «Огород для Машеньки»

Цель:

Развивать представления детей о ширине предметов; результаты сравнения

отражать в речи словами: «шире», «уже», «широкая», «узкая»; учить показывать ширину

предметов.

Игровое правило.

На узкую грядку «посадить» (наклеить) картофель, а на широкую – морковку.

Игровые действия.

Сравнение полосок по ширине, используя приём приложения.

Материал.

Демонстрационный: две полоски одинаковой длины (20 см), разного цвета (чёрного

и коричневого) и разной ширины (9 см и 6 см).

Раздаточный материал: две полоски одинаковой длины (20 см), разного цвета

(чёрного и коричневого) и разной ширины (9 см и 6 см); три - четыре морковки, тричетыре картофелины (вырезаны из цветной бумаги). Клей, кисточка, подставка, клеёнка.

Всё по количеству детей.

Ход игры.

Воспитатель говорит: «Дети от Маши прилетела птичка, принесла весточку. Маша

просит нас прийти к ней и помочь посадить огород». Дети подходят к столу воспитателя,

где сидит Маша, и становятся полукругом. «Ребята, - говорит Маша. - Родители уехали в

лес за дровами, а мне наказывали посадить морковку и картошку. Морковку надо

посадить на широкие грядки, а картошку на узкие. Помогите разобраться. А то я

запуталась». Воспитатель говорит: «Сначала давайте с вами разберёмся, где у грядок

длина. Покажите мне её. (Ответы детей). Правильно, вот это длина (показывает), а вот это

ширина (показывает поперёк предмета, проводя пальцем сверху вниз по всей

протяжённости полоски). Чтобы нам с вами найти широкую и узкую грядки, их нужно

сравнить между собой по ширине. Для этого мы прикладываем концы полосок друг к

другу, подравниваем нижние края полосок и смотрим: выступает верхний край одной из

полосок или нет. (Объяснение способа действия воспитатель сопровождает показом),

Если верхний край одной из полосок выступает, то она шире. Посмотрите, что у нас

получилось. Верхний край, какой полоски выступает? (Коричневой). Значит эта полоска

шире или уже? (Шире). А чёрная полоска? (Уже). Правильно дети. Коричневая полоска

шире чёрной. Чёрная полоска уже коричневой. А теперь все вместе скажем, коричневая

полоска, какая по ширине? (Широкая). А чёрная? (Узкая). Пусть каждый из вас подойдёт

и покажет ширину чёрной полоски и коричневой. При этом не забудьте сказать, какая

полоска узкая, а какая широкая. Молодцы! А теперь садитесь за свои столики. У каждого

из вас по две полоски разной ширины. Это грядки. Вам надо определить какая «грядка»

узкая, а какая широкая. Воспитатель, наблюдая за действиями детей, по необходимости

спрашивает: «Коричневая полоска, какая по ширине? А чёрная? Как ты догадался?

Покажи ширину чёрной (коричневой) полоски». Когда все дети разобрались, где широкая

грядка, а где узкая, воспитатель предлагает взять детям в руки кисточку и наклеить на

узкую грядку картофелины, а на широкую – морковки.

Все довольны проделанной работой. Воспитатель хвалит детей.

Машенька благодарит и приглашает всех детей на чай из самовара с бубликами.

Дидактическая игра «Разложи полотенца в разные стопки»

Цель:

Закреплять умение сравнивать предметы по ширине, используя приёмы приложения

и наложения; результаты сравнения отражать в речи словами «шире», «уже», «широкое»,

«узкое»; закреплять умение показывать ширину предметов.

Игровое правило.

Широкое полотенце положить в одну стопку, а узкое – в другую.

Игровые действия.

Сравнение полосок по ширине, используя приём наложения.

Материал.

Демонстрационный: два прямоугольника (полотенца) жёлтого и зелёного цветов,

одинаковой длины (30 см), разной ширины (10 см и 15 см).

Раздаточный: такой же, как демонстрационный (по количеству детей).

Ход игры.

Маша обращается за помощью к детям: «Ребята, родители ушли в поле работать, а

мне нужно чистые полотенца разложить в две стопки: в одну стопку положить широкие

полотенца для мамы и папы, а в другую стопку – узкие – для меня. Помогите мне,

пожалуйста, справиться с работой». Дети соглашаются. Воспитатель приглашает детей

встать полукругом вокруг стола. Перед ними два прямоугольника узкий и широкий.

Воспитатель говорит: «Покажи ширину жёлтого (зелёного) полотенца. (Обращаясь к

ребёнку). Жёлтое полотенце, какое по ширине? А зелёное? Как ты догадался? Кто мне

покажет, как можно сравнить полотенца по ширине. Молодцы дети. А теперь я покажу

вам, как можно сравнить полотенца по ширине, не прикладывая, их друг к другу, а

накладывая, их друг на друга». Воспитатель накладывает узкий прямоугольник на

широкий, совмещает нижние края, подравнивает прямоугольники по бокам. (Все свои

действия воспитатель поясняет словами). То полотенце, у которого выступает верхний

край – шире, другое – уже.

Воспитатель предлагает детям занять места за своими столиками. Перед каждым

ребёнком два прямоугольника (широкий и узкий). Детям необходимо определить какое

«полотенце» шире, а какое уже, накладывая прямоугольники друг на друга.

Затем подойти к Машеньке и широкое «полотенце» положить в одну стопку (где лежат

широкие «полотенца»), а узкое – в другую (где лежат узкие «полотенца»).

Во время выполнения задания воспитатель подходит то к одному ребёнку, то

к другому и спрашивает: «Какое полотенце шире? А уже? Как ты узнал? Что ты сделал?

Жёлтое полотенце уже или шире, чем зелёное? И так далее». После того, как все

полотенца разложены по стопкам, Маша радуется и благодарит детей. Воспитатель

провожает Машу и помогает ей отнести полотенца.

Дидактическая игра «Найди свой домик»

Цель:

Закреплять умения детей сравнивать предметы по ширине, используя приём

приложения или наложения, показывать ширину предметов; результаты сравнения

отражать в речи словами «шире», «уже», «одинаковые по ширине» (учить подбирать

предмет к образцу).

Игровое правило.

По сигналу воспитателя найти свой домик.

Игровые действия.

Поиск своего домика (подбор «ключика» к «замочку»), сравнение предметов по

ширине (подбор к образцу).

Материал.

Два комплекта полосок, одинаковых по цвету и длине (15 см) но разных по ширине.

Ход игры.

Маша приходит в гости к ребятам и просит детей поиграть с ней. Воспитатель

предлагает поиграть в игру «Найди свой домик». Все соглашаются.

Воспитатель расставляет в разных местах комнаты стулья. Это домики. Вносит два

комплекта полосок одинаковых по длине и цвету, но разных по ширине. Один комплект

раздаёт детям – это «ключи» от домиков, а другой комплект полосок раскладывает на

стульчиках – это «замочки». Далее воспитатель объясняет правила игры: дети могут

гулять, бегать, играть, до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Дождь пошёл! Скорее в

домики». Дети по сигналу воспитателя должны найти свой домик, то есть подобрать

«ключик» к «замочку». Для этого необходимо каждому ребёнку найти такую полоску на

стульчике, которая будет равна по ширине его собственной полоске (образцу, который у

него есть). В ходе игры воспитатель беседует то с одним, то с другим ребёнком: «Почему

ты решил, что это твой домик? Как ты догадался, что полоски одинаковые по ширине?

Покажи ширину полоски. И так далее».

Игра повторяется два-три раза, но при этом дети меняются «ключиками»,

затем воспитатель меняет местами «замочки».

По окончании игры, Маша говорит: «Ребята! Мне так понравилась эта игра! Мне не

терпится научить всех своих подружек играть в неё. Большое спасибо. Я побежала».

Дидактическая игра «Ёлочки для Мишки и Мышки»

Цель:

Развивать умения детей выполнять сравнение предметов по высоте, результаты

сравнения отражать в речи словами «выше», «ниже», «высокий», «низкий», учить детей

правильно показывать высоту предметов.

Игровое правило.

Посадить к высокому дому высокую ёлочку, а к низкому домику – низкую ёлочку.

Игровые действия.

Сравнение ёлочек по высоте, используя приём приложения.

Материал.

Демонстрационный: фланелеграф, вырезанные из бумаги домики: высокий для

медведя и низкий для мышонка; силуэты медведя (большой) и мышонка (маленький).

Раздаточный: на каждого ребёнка по две стилизованные ёлочки (высокая – 15 см и

низкая – 10 см), лист белой бумаги с проведенной на ней линией.

Ход игры.

Маша приходит в гости к детям и рассказывает: «Ребята, у меня есть два друга –

Мишка и Мышонок (воспитатель прикрепляет к фланелеграфу силуэты животных с левой

стороны и с правой стороны). Они очень дружат между собой. Миша большой, а

Мышонок?.. (маленький). Правильно ребята. И домики у них разные (воспитатель

прикрепляет к фланелеграфу домики рядом с животными): у Миши - ?.. (большой), а у

Мышонка - ?.. (маленький)». Воспитатель обращается к детям: « Ребята, посмотрите,

пожалуйста, Мишка и Мышка разного роста (воспитатель ставит фигурки животных

рядом на одну линию). Вот какого роста медведь, а вот какого роста мышонок (при этом

показывает высоту животных, проводя пальцем от лап до макушек). Миша – высокий, а

Мышонок – низкий. Вот насколько медведь выше мышонка (воспитатель показывает

разницу животных в росте, проводя пальцем вдоль остатка). Значит и домики у них

должны быть разными по высоте. Чтобы узнать какой домик высокий, а какой низкий, их

надо сравнить. Для этого поставим домики рядом на одну линию, приложим их друг к

другу. Кто мне покажет высоту Мишкиного домика? А Мышкиного? У кого домик выше?

А у кого ниже? Давайте все хором скажем «высокий» (показывает на дом медведя),

«низкий» (показывает на дом мышонка). На сколько домик у медведя выше, чем у

мышонка? Кто мне покажет? Правильно. Молодцы!» Продолжает Маша: «Дети, мои

друзья решили украсить свои полянки ёлочками. Медведь высокий. Он любит ёлочки

повыше. А мышонок низкий. Он любит ёлочки пониже». Воспитатель говорит: «Ребята,

давайте мы Мишке и Мышке сделаем сюрприз – посадим к высокому дому высокие

ёлочки, а к низкому дому – низкие. У вас на столах по две ёлочки и лист белой бумаги с

чёрной линией. Постарайтесь так расположить ёлочки на листе бумаги, чтобы можно

было узнать: какая ёлочка высокая, какая низкая». В ходе выполнения задания педагог

тихонько уточняет у детей. «Какая ёлочка высокая? Как ты узнал? Как ты сравнил?

Покажи, как ты приложил ёлочки друг к другу. Покажи высоту ёлочек. Какая ниже? Какая

выше? Покажи насколько». Когда дети отыскали высокую и низкую ёлочки, воспитатель

предлагает каждому ребёнку подойти к фланелеграфу и высокую ёлочку прикрепить возле

высокого дома (для Миши), а низкую ёлочку – возле низкого дома (для мышонка). В

конце занятий все любуются полученной картинкой.

Дидактическая игра «Поможем Машеньке разложить грибочки»

Цель:

Развивать умения детей выполнять сравнения предметов по толщине . Учить

сравнивать предметы по толщине, используя приём приложения, результаты сравнения

отражать в речи словами «тоньше», «толще», «толстый», «тонкий», учить детей

правильно показывать толщину предметов.

Игровое правило.

Грибочки с толстой ножкой класть в большую «корзину», а с тонкой ножкой класть

в маленькую «корзину».

Игровые действия.

Попарно сравнивать грибочки между собой по толщине, используя приём

приложения.

Материал.

Демонстрационный: две корзины (большая и маленькая) и грибочки одинаковой

высоты, но с ножками разной толщины (толстая и тонкая).

Раздаточный: на каждого ребёнка две корзиночки (большая и маленькая) и по три

пары грибочков, отличающихся только длиной толщиной ножек.

Ход игры.

В гости к детям приходит Машенька. Маша : «Ребята, я была в лесу и набрала

много грибов. Бабушка попросила меня разложить грибы по корзинам ».

Воспитатель предлагает: «Дети, давайте мы все вместе поможем Маше». Дети

соглашаются. Маша радуется: «Спасибо ребята, только мне нужно в большую корзину

(показывает) положить грибы с толстой ножкой, а в маленькую корзину ( показывает)

грибы с тонкой ножкой. А вот и грибочки». Воспитатель берёт из общей кучки два

грибочка (с толстой и тонкой ножками) и говорит: « Кто Маше подскажет, как узнать,

какой грибок надо класть в большую корзину, а какой – в маленькую. (Сравнить). Как

сравнить? (Положить ножку одного грибка под другую). А кто покажет толщину ножек?.

У какого грибка ножка тоньше, у какого толще? Вот какие вы молодцы! Всё так хорошо

объяснили. Осталось положить грибочки с толстой ножкой в большую корзину, а с тонкой

ножкой – в маленькую . Садитесь за свои столики и принимайтесь за работу».

Дети начинают выполнять задание. Перед каждым ребёнком по две корзины

(большая и маленькая), и три пары грибочков с ножками разной толщины. У каждого

ребёнка в кучке сверху обязательно лежат два грибочка с ножками разной толщины,

чтобы он сам их сравнил и разложил по корзинам. Далее грибочки лежат вперемешку.

Воспитатель оказывает детям необходимую помощь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_matematike.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

В помощь родителям  Игры и упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет

Упражнение 1

Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые:

большой и маленький, маленький красный квадрат).

Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему.

(Все остальные - круги) ".

Упражнение 2

Материал: тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.

Задание: "Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По

цвету, по размеру)".

Упражнение 3

Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.

Задание: "Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.)

Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга) ".

Упражнение 4

Материал: тот же и дидактический набор (набор пластиковых фигурок: цветные

квадраты, круги и треугольники).

Задание: "Вспомни, какого цвета был квадрат, который мы убрали? (Красного.) Открой

коробочку "Дидактический набор". Найди красный квадрат. Какого цвета еще есть

квадраты? Возьми столько квадратов, сколько кругов (см. упражнения 2, 3).

Сколько квадратов? (Пять.) Можно сложить из них один большой квадрат? (Нет.) Добавь

столько квадратов, сколько нужно. Сколько ты добавил квадратов? (Четыре.) Сколько их

теперь? (Девять.)".

Упражнение 5

Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка

набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг

большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.

Задание: "Найди среди своих фигур похожую на яблоко". Взрослый по очереди

предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру,

выбирая основание для сравнения: цвет, форма. "Какую фигурку можно назвать похожей

на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)".

Упражнение 6

Материал: тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9.

Задание: "Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе?

Почему 2? (Две фигуры.) Какую другую группу можно подобрать к этому числу?

(Треугольник синий и красный - их два; две красные фигуры, два круга; два квадрата -

разбираются все варианты.)". Ребенок составляет группы, с помощью рамки-трафарета

зарисовывает и закрашивает их, затем подписывает под каждой группой цифру 2. "Возьми

все синие фигуры. Сколько их? (Одна.) Сколько здесь всего цветов? (Четыре.) Фигур?

(Шесть.)".

Математические игры "Количество и счет"

Дидактические игры для детей старшей и подготовительной к школе группы групп:

«Найди слонёнка»

Цель: закрепление названий порядковых числительных, умения задавать вопросы с

целью отгадывания места нахождения предмета (игрушки).

Повторение названий животных жарких стран.

Ход: перед детьми выставляются стаканы с изображением цифр (1-5, 1-10) и

предлагается найти под ними спрятанного слоненка, употребляя порядковые

числительные.

«Помоги Мишутке»

Цель: закрепление знаний о цифрах, умение отсчитывать нужное количество

предметов. Пополнение знаний о происхождении данного природного материала.

Ход: внимание детей обращается на карточки с изображением цифр и предлагается

положить на них нужное количество предметов.

«Игра с кубом»

Цель: закрепление знаний цифр, умения соотносить их с количеством предметов.

Ход: дети встают в круг и передают друг другу карточки с изображением предметов,

по сигналу «стоп» ведущий бросает куб с цифрами. Детям предлагается посчитать

картинки и выйти в круг тому, у кого на карточке такое же количество предметов.

«Поиск закономерностей»

Цель: развитие зрительного восприятия, умения видеть и продолжить данную

закономерность, установление связей между объектами живой и неживой природы.

Ход: перед детьми ставится задача: внимательно посмотреть на предметы,

расположенные на карточке, найти закономерность и продолжить выкладывать предметы

в том же порядке.

«Собери урожай»

Цель: закрепление знаний цифр, умения соотносить их с количеством предметов.

Пополнение знаний об овощах, умение их классифицировать.

Ход: детям выдаются карточки, и предлагается собрать нужное количество овощей

на «огороде».

«Посчитай – ка»

Цель: закрепление знаний о цифрах, умение соотносить их с количеством

предметов.

Ход: детям предлагается посчитать количество животных на картинке и поставить

рядом нужную цифру.

«Стрелка»

Цель: закрепление знаний о цифрах, умение соотносить их с количеством

предметов; классификация предметов живой и неживой природы.

Ход: детям предлагается встать в круг, закрепить на одежде цифру. С помощью

считалки выбирается ведущий, он встает в центр круга, вытягивает руку вперед «стрелка»,

закрывает глаза и поворачивается вокруг себя. По сигналу «стоп» - останавливается.

Ребенок, на которого показывает стрелка, должен принести (из ранее приготовленного

набора) нужное количество одинаковых предметов природы.

Дидактические игры для детей средней - подготовительной групп

«Ссора детенышей»

Цель: закрепление умения правильного согласования существительных с

числительными. Повторение названий детенышей животных.

Ход: детям предлагается посчитать количество игрушек у детенышей и поставить их

по порядку, начиная с того, у кого наименьшее число предметов.

«Помоги ежу»

Цель: Закрепление умения отсчитывать нужное количество предметов. Пополнение

знаний о жизни дикого животного.

Ход: детям предлагается карточка с изображением ежа и набор картинок грибов для

того, чтобы они помогли собрать припасы для ежиной семьи.

«У кого больше»

Цель: формирование умения классифицировать и отсчитывать природный материал,

соотносить его количество с числовым эталоном. Закрепление знаний о происхождении

данных природных дарах.

Ход: детям предлагается бросить кубик и отсчитать столько одинаковых предметов,

сколько точек находится на стороне кубика.

«Научи Красную Шапочку считать»

Цель: формирование умения отсчитывать предметы (правой рукой, слева – направо,

по одному, делать обобщающий жест «всего»), согласовывать числительное с

существительным. Закрепление умения классифицировать природные объекты (овощи,

растения).

Ход: внимание детей обращается на картинку Красной Шапочки и предлагается

помочь (научить) собрать букет цветов для бабушки

Варианты игры: «Подскажи Петрушке», «Помоги зайчику».

«Угости зверей»

Цель: закрепление умения соотносить количество предметов в разных группах,

пользуясь понятиями « поровну», «столько же», «одинаковое количество», сравнение

смежные числа в пределах 5.

Пополнение знаний детей об индивидуальных особенностях диких и домашних

животных.

Ход: детям дается карточка с изображением определенного количества животных и

несколько картинок с нарисованными угощениями разного количества. Предлагаем детям

найти нужную картинку с таким же количеством любимой еды для их гостя.

«Наведи порядок»

Цель: запоминание цифр, отсчитывание заданного количества предметов.

Закрепление названий природного материала.

Ход: детям предлагается помочь герою навести порядок в коробочках: разложить

нужное количество материала на свободное место.

Дидактические игры по математике для детей старшего дошкольного возраста

Социально-экономические перемены, происходящие в обществе, оказывают

большое влияние на изменение требований к качеству воспитания и обучения детей

младшего школьного и дошкольного возрастов.

В связи с этим сегодня не подвергается сомнению необходимость систематического

целенаправленного математического развития ребенка дошкольного возраста.

Тема «Величина» общепризнанно в теории и практике дошкольного

математического образования и считается одной из самых сложных.

Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательнообразовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает,

сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит

доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При этом у детей развиваются

произвольные память и внимание.

Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру,

активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим

детям.

Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры по формированию

представлений о длине у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра «У кого лента длиннее»

Цель:

Развивать умения детей сравнивать предметы, резко контрастные по длине путем

приложения, и результаты сравнения выражать словами «длиннее», «короче», «длинная»,

«короткая»; учить показывать длину предметов вдоль всей протяжённости.

Материал.

Коробка с двумя разрезами, из которых виднеются концы двух лент: одна длиной 1,5

м, другая длиной 0,8 м (цвет и ширина лент одинаковые).

Руководство.

Стук в дверь. Воспитатель: «Дети, кто-то к нам пришёл. Пойду, посмотрю».

Возвращается с куклой Машенькой и коробкой. «Ребята, - говорит Машенька. - Я пошла с

подружками в лес, заблудилась и попала в дом к Медведю. А он меня не отпускает к

бабушке с дедушкой, пока я не отгадаю загадку,: какая из лент в коробке длиннее, а какая

короче».

Дети охотно откликаются на предложение воспитателя помочь Маше. Двое детей по

желанию подходят к коробке. Потянув за концы лент, устанавливают, что их длина

различна: одна лента длиннее, другая короче. Значит одна лента длинная, другая -

короткая.

Воспитатель спрашивает: « У кого лента длиннее? А у кого лента короче?

Правильно ребята. А давайте, Маше объясним, как Медведю показать длину каждой из

лент».

После показа воспитателем протяжённости длинной и короткой лент, вызываются

дети, которым предлагается показать то длинную, то короткую ленты (пальчиком вдоль

всей протяжённости слева направо) и при этом изучаемый признак выразить словом:

длинная лента, короткая лента (сначала за воспитателем хором, а затем индивидуально).

Затем воспитатель показывает, как правильно сравнить ленты по длине:

- подравнять концы лент с одной стороны,

- совместить края лент и посмотреть есть ли остаток.

Только после этого можно сказать, что одна лента длиннее, а другая короче, и

разведёнными руками показать на сколько (остаток).

После того, как все дети поупражняются, довольная Машенька благодарит детей за

помощь и бежит к Медведю.

Дидактическая игра «Огород для Машеньки»

Цель:

Развивать представления детей о ширине предметов; результаты сравнения

отражать в речи словами: «шире», «уже», «широкая», «узкая»; учить показывать ширину

предметов.

Игровое правило.

На узкую грядку «посадить» (наклеить) картофель, а на широкую – морковку.

Игровые действия.

Сравнение полосок по ширине, используя приём приложения.

Материал.

Демонстрационный: две полоски одинаковой длины (20 см), разного цвета (чёрного

и коричневого) и разной ширины (9 см и 6 см).

Раздаточный материал: две полоски одинаковой длины (20 см), разного цвета

(чёрного и коричневого) и разной ширины (9 см и 6 см); три - четыре морковки, тричетыре картофелины (вырезаны из цветной бумаги). Клей, кисточка, подставка, клеёнка.

Всё по количеству детей.

Ход игры.

Воспитатель говорит: «Дети от Маши прилетела птичка, принесла весточку. Маша

просит нас прийти к ней и помочь посадить огород». Дети подходят к столу воспитателя,

где сидит Маша, и становятся полукругом. «Ребята, - говорит Маша. - Родители уехали в

лес за дровами, а мне наказывали посадить морковку и картошку. Морковку надо

посадить на широкие грядки, а картошку на узкие. Помогите разобраться. А то я

запуталась». Воспитатель говорит: «Сначала давайте с вами разберёмся, где у грядок

длина. Покажите мне её. (Ответы детей). Правильно, вот это длина (показывает), а вот это

ширина (показывает поперёк предмета, проводя пальцем сверху вниз по всей

протяжённости полоски). Чтобы нам с вами найти широкую и узкую грядки, их нужно

сравнить между собой по ширине. Для этого мы прикладываем концы полосок друг к

другу, подравниваем нижние края полосок и смотрим: выступает верхний край одной из

полосок или нет. (Объяснение способа действия воспитатель сопровождает показом),

Если верхний край одной из полосок выступает, то она шире. Посмотрите, что у нас

получилось. Верхний край, какой полоски выступает? (Коричневой). Значит эта полоска

шире или уже? (Шире). А чёрная полоска? (Уже). Правильно дети. Коричневая полоска

шире чёрной. Чёрная полоска уже коричневой. А теперь все вместе скажем, коричневая

полоска, какая по ширине? (Широкая). А чёрная? (Узкая). Пусть каждый из вас подойдёт

и покажет ширину чёрной полоски и коричневой. При этом не забудьте сказать, какая

полоска узкая, а какая широкая. Молодцы! А теперь садитесь за свои столики. У каждого

из вас по две полоски разной ширины. Это грядки. Вам надо определить какая «грядка»

узкая, а какая широкая. Воспитатель, наблюдая за действиями детей, по необходимости

спрашивает: «Коричневая полоска, какая по ширине? А чёрная? Как ты догадался?

Покажи ширину чёрной (коричневой) полоски». Когда все дети разобрались, где широкая

грядка, а где узкая, воспитатель предлагает взять детям в руки кисточку и наклеить на

узкую грядку картофелины, а на широкую – морковки.

Все довольны проделанной работой. Воспитатель хвалит детей.

Машенька благодарит и приглашает всех детей на чай из самовара с бубликами.

Дидактическая игра «Разложи полотенца в разные стопки»

Цель:

Закреплять умение сравнивать предметы по ширине, используя приёмы приложения

и наложения; результаты сравнения отражать в речи словами «шире», «уже», «широкое»,

«узкое»; закреплять умение показывать ширину предметов.

Игровое правило.

Широкое полотенце положить в одну стопку, а узкое – в другую.

Игровые действия.

Сравнение полосок по ширине, используя приём наложения.

Материал.

Демонстрационный: два прямоугольника (полотенца) жёлтого и зелёного цветов,

одинаковой длины (30 см), разной ширины (10 см и 15 см).

Раздаточный: такой же, как демонстрационный (по количеству детей).

Ход игры.

Маша обращается за помощью к детям: «Ребята, родители ушли в поле работать, а

мне нужно чистые полотенца разложить в две стопки: в одну стопку положить широкие

полотенца для мамы и папы, а в другую стопку – узкие – для меня. Помогите мне,

пожалуйста, справиться с работой». Дети соглашаются. Воспитатель приглашает детей

встать полукругом вокруг стола. Перед ними два прямоугольника узкий и широкий.

Воспитатель говорит: «Покажи ширину жёлтого (зелёного) полотенца. (Обращаясь к

ребёнку). Жёлтое полотенце, какое по ширине? А зелёное? Как ты догадался? Кто мне

покажет, как можно сравнить полотенца по ширине. Молодцы дети. А теперь я покажу

вам, как можно сравнить полотенца по ширине, не прикладывая, их друг к другу, а

накладывая, их друг на друга». Воспитатель накладывает узкий прямоугольник на

широкий, совмещает нижние края, подравнивает прямоугольники по бокам. (Все свои

действия воспитатель поясняет словами). То полотенце, у которого выступает верхний

край – шире, другое – уже.

Воспитатель предлагает детям занять места за своими столиками. Перед каждым

ребёнком два прямоугольника (широкий и узкий). Детям необходимо определить какое

«полотенце» шире, а какое уже, накладывая прямоугольники друг на друга.

Затем подойти к Машеньке и широкое «полотенце» положить в одну стопку (где лежат

широкие «полотенца»), а узкое – в другую (где лежат узкие «полотенца»).

Во время выполнения задания воспитатель подходит то к одному ребёнку, то

к другому и спрашивает: «Какое полотенце шире? А уже? Как ты узнал? Что ты сделал?

Жёлтое полотенце уже или шире, чем зелёное? И так далее». После того, как все

полотенца разложены по стопкам, Маша радуется и благодарит детей. Воспитатель

провожает Машу и помогает ей отнести полотенца.

Дидактическая игра «Найди свой домик»

Цель:

Закреплять умения детей сравнивать предметы по ширине, используя приём

приложения или наложения, показывать ширину предметов; результаты сравнения

отражать в речи словами «шире», «уже», «одинаковые по ширине» (учить подбирать

предмет к образцу).

Игровое правило.

По сигналу воспитателя найти свой домик.

Игровые действия.

Поиск своего домика (подбор «ключика» к «замочку»), сравнение предметов по

ширине (подбор к образцу).

Материал.

Два комплекта полосок, одинаковых по цвету и длине (15 см) но разных по ширине.

Ход игры.

Маша приходит в гости к ребятам и просит детей поиграть с ней. Воспитатель

предлагает поиграть в игру «Найди свой домик». Все соглашаются.

Воспитатель расставляет в разных местах комнаты стулья. Это домики. Вносит два

комплекта полосок одинаковых по длине и цвету, но разных по ширине. Один комплект

раздаёт детям – это «ключи» от домиков, а другой комплект полосок раскладывает на

стульчиках – это «замочки». Далее воспитатель объясняет правила игры: дети могут

гулять, бегать, играть, до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Дождь пошёл! Скорее в

домики». Дети по сигналу воспитателя должны найти свой домик, то есть подобрать

«ключик» к «замочку». Для этого необходимо каждому ребёнку найти такую полоску на

стульчике, которая будет равна по ширине его собственной полоске (образцу, который у

него есть). В ходе игры воспитатель беседует то с одним, то с другим ребёнком: «Почему

ты решил, что это твой домик? Как ты догадался, что полоски одинаковые по ширине?

Покажи ширину полоски. И так далее».

Игра повторяется два-три раза, но при этом дети меняются «ключиками»,

затем воспитатель меняет местами «замочки».

По окончании игры, Маша говорит: «Ребята! Мне так понравилась эта игра! Мне не

терпится научить всех своих подружек играть в неё. Большое спасибо. Я побежала».

Дидактическая игра «Ёлочки для Мишки и Мышки»

Цель:

Развивать умения детей выполнять сравнение предметов по высоте, результаты

сравнения отражать в речи словами «выше», «ниже», «высокий», «низкий», учить детей

правильно показывать высоту предметов.

Игровое правило.

Посадить к высокому дому высокую ёлочку, а к низкому домику – низкую ёлочку.

Игровые действия.

Сравнение ёлочек по высоте, используя приём приложения.

Материал.

Демонстрационный: фланелеграф, вырезанные из бумаги домики: высокий для

медведя и низкий для мышонка; силуэты медведя (большой) и мышонка (маленький).

Раздаточный: на каждого ребёнка по две стилизованные ёлочки (высокая – 15 см и

низкая – 10 см), лист белой бумаги с проведенной на ней линией.

Ход игры.

Маша приходит в гости к детям и рассказывает: «Ребята, у меня есть два друга –

Мишка и Мышонок (воспитатель прикрепляет к фланелеграфу силуэты животных с левой

стороны и с правой стороны). Они очень дружат между собой. Миша большой, а

Мышонок?.. (маленький). Правильно ребята. И домики у них разные (воспитатель

прикрепляет к фланелеграфу домики рядом с животными): у Миши - ?.. (большой), а у

Мышонка - ?.. (маленький)». Воспитатель обращается к детям: « Ребята, посмотрите,

пожалуйста, Мишка и Мышка разного роста (воспитатель ставит фигурки животных

рядом на одну линию). Вот какого роста медведь, а вот какого роста мышонок (при этом

показывает высоту животных, проводя пальцем от лап до макушек). Миша – высокий, а

Мышонок – низкий. Вот насколько медведь выше мышонка (воспитатель показывает

разницу животных в росте, проводя пальцем вдоль остатка). Значит и домики у них

должны быть разными по высоте. Чтобы узнать какой домик высокий, а какой низкий, их

надо сравнить. Для этого поставим домики рядом на одну линию, приложим их друг к

другу. Кто мне покажет высоту Мишкиного домика? А Мышкиного? У кого домик выше?

А у кого ниже? Давайте все хором скажем «высокий» (показывает на дом медведя),

«низкий» (показывает на дом мышонка). На сколько домик у медведя выше, чем у

мышонка? Кто мне покажет? Правильно. Молодцы!» Продолжает Маша: «Дети, мои

друзья решили украсить свои полянки ёлочками. Медведь высокий. Он любит ёлочки

повыше. А мышонок низкий. Он любит ёлочки пониже». Воспитатель говорит: «Ребята,

давайте мы Мишке и Мышке сделаем сюрприз – посадим к высокому дому высокие

ёлочки, а к низкому дому – низкие. У вас на столах по две ёлочки и лист белой бумаги с

чёрной линией. Постарайтесь так расположить ёлочки на листе бумаги, чтобы можно

было узнать: какая ёлочка высокая, какая низкая». В ходе выполнения задания педагог

тихонько уточняет у детей. «Какая ёлочка высокая? Как ты узнал? Как ты сравнил?

Покажи, как ты приложил ёлочки друг к другу. Покажи высоту ёлочек. Какая ниже? Какая

выше? Покажи насколько». Когда дети отыскали высокую и низкую ёлочки, воспитатель

предлагает каждому ребёнку подойти к фланелеграфу и высокую ёлочку прикрепить возле

высокого дома (для Миши), а низкую ёлочку – возле низкого дома (для мышонка). В

конце занятий все любуются полученной картинкой.

Дидактическая игра «Поможем Машеньке разложить грибочки»

Цель:

Развивать умения детей выполнять сравнения предметов по толщине . Учить

сравнивать предметы по толщине, используя приём приложения, результаты сравнения

отражать в речи словами «тоньше», «толще», «толстый», «тонкий», учить детей

правильно показывать толщину предметов.

Игровое правило.

Грибочки с толстой ножкой класть в большую «корзину», а с тонкой ножкой класть

в маленькую «корзину».

Игровые действия.

Попарно сравнивать грибочки между собой по толщине, используя приём

приложения.

Материал.

Демонстрационный: две корзины (большая и маленькая) и грибочки одинаковой

высоты, но с ножками разной толщины (толстая и тонкая).

Раздаточный: на каждого ребёнка две корзиночки (большая и маленькая) и по три

пары грибочков, отличающихся только длиной толщиной ножек.

Ход игры.

В гости к детям приходит Машенька. Маша : «Ребята, я была в лесу и набрала

много грибов. Бабушка попросила меня разложить грибы по корзинам ».

Воспитатель предлагает: «Дети, давайте мы все вместе поможем Маше». Дети

соглашаются. Маша радуется: «Спасибо ребята, только мне нужно в большую корзину

(показывает) положить грибы с толстой ножкой, а в маленькую корзину ( показывает)

грибы с тонкой ножкой. А вот и грибочки». Воспитатель берёт из общей кучки два

грибочка (с толстой и тонкой ножками) и говорит: « Кто Маше подскажет, как узнать,

какой грибок надо класть в большую корзину, а какой – в маленькую. (Сравнить). Как

сравнить? (Положить ножку одного грибка под другую). А кто покажет толщину ножек?.

У какого грибка ножка тоньше, у какого толще? Вот какие вы молодцы! Всё так хорошо

объяснили. Осталось положить грибочки с толстой ножкой в большую корзину, а с тонкой

ножкой – в маленькую . Садитесь за свои столики и принимайтесь за работу».

Дети начинают выполнять задание. Перед каждым ребёнком по две корзины

(большая и маленькая), и три пары грибочков с ножками разной толщины. У каждого

ребёнка в кучке сверху обязательно лежат два грибочка с ножками разной толщины,

чтобы он сам их сравнил и разложил по корзинам. Далее грибочки лежат вперемешку.

Воспитатель оказывает детям необходимую помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет

В данном метериале предлагаются упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет...

Упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет

рекомендованные для родителей занимательные задания  на развитие математических способностей для детей старшего дошкольного возраста...

Упражнения на развитие математических способностей для детей 5-7 лет

упражнения на развитие математических способностей...

ЦОР "Система заданий, упражнений по развитию математических способностей для детей с ОНР"

Система заданий, упражнений  по развитию  математических способностейдля детей с ОНР...

Учебно-методическое пособие " Лэпбук для развития математических способностей у детей пятого года жизни " Посчитаем- поиграем""

Лэпбук «Посчитаем - поиграем»В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я в своей деятельности нач...

Статья «Развитие математических способностей у детей пятого года»

laquo;Развитие математических способностей у детей пятого года»Автор – Гутковская В.А.Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом прич...

Консультация для педагогов "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с помощью лепки"

Всегда говорю о том, что особая роль отводится математике - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и оп...