"Коммуникативные игры для детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учебу, труд, игру, социальную ориентацию и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_igry.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативные игры 

для детей раннего возраста 

Методические рекомендации

Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учебу, труд, игру, социальную ориентацию и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.

В возрасте 2-3 лет все большее значение приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, Что возникает содержательное общение сверстников на равных, поэтому:

- дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника;

- чутко отзываются на любое действие сверстника;

Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом.

В целях общения детей взрослый:

- помогает ребенку увидеть в сверстнике – человека;

- организует совместные игры детей;

- учит доброжелательному общению;

- поощряет привлечение внимания к сверстникам, называние по имени, ласковые слова и т.п.

Рассмотрим несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей раннего возраста. Предложенные игры можно использовать в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.


Игра «Ласковое имя» 

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Дети встают в круг, каждый из них по очереди входит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.



Игра «Кто пришёл к нам в гости?» 

Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Взрослый отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают каких животных они будут изображать. Дети встают в круг. Гости по очереди входят в круг. Взрослый говорит детям: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришёл, какие у него глазки, как красиво он двигается и т.п.». Детям необходимо догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них было настроение.




Игра «»У птички болит крылышко» 

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» её сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка… (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка и тоже «жалеют птичку».



Игра «Вместе играем» 

Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом. 

Оборудование: парные игрушки (шарик-желобок, паровозик-вагончик, машина-кубики) .

Взрослый раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».



Игра «Наше солнце» 

Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

Взрослый рисует на ватмане круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе.



Игра «кто лучше разбудит» 

Цель: способствовать у детей умения любить окружающих.

Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложиться на коврик в центре группы. Ведущий просит по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.



Игра «Покажу, как я люблю» 

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой- в её

Сыночка, и показывают, как они любят друг друга. Следующая пара – «мама» и «дочка», потом «бабушка» и «внук» и т.п. 

Игра «Листочек падает» 

Цель: развивать умение сотрудничать.

Взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстояние около метра), затем опускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он опускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги-дети поднимают руки вверх. Взрослый опускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать тоже самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.



Игра «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!» 

Цель: способствовать уменьшению обидчивости у детей.

Один ребенок садиться на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу…» - ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!»



Игра «Звериное пианино» 

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Дети садятся на корточки в одну линию. Они клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает детям карточки с изображением животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т.д.) Потом взрослый дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. Клавишам нужно звучать голосами соответствующих животных.



Игра «Паровозик» 

Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Взрослый объясняет детям, что сейчас, они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а дети – вагончики. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. «Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс», После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух-чух, у-у-у!» побуждает детей повторить их.



Игра «Передай мяч» 

Цель: учить взаимодействовать со сверстниками.

Дети стоят напротив друг друга. Взрослый, показывая детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя!»).

Игра эмоционально поддерживается взрослым. 

Игра «Ласковый ребенок» 

Цель: продолжить учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия партнером.

Дети сидят на стульчиках полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне я тебя обниму, вот так.

Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая!. Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка:»Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!». Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется. 

Развитие коммуникативных навыков у детей 2-3 лет. 

Игры на формирование положительных контактов с ровесниками. 

«Прилетела птичка» 

Цель: развивать внимание к сверстнику. 

Материал: игрушечная птичка. 

Ход: педагог показывает птичку и выполняет действия в соответствии с текстом:

Прилетела птичка,

Синичка-невеличка.

К Лене прилетела (сажает птичку на ручку Лене и по очереди другим детям).

На деток посмотрела,

Дальше полетела.



«Прячемся от дождика» 

Цель: стимулировать подражание сверстникам, развивать стремление находится вместе. 

Материал: зонт 

Ход: педагог привлекает внимание детей, показывая закрытый зонт, и выполняет действия вместе с детьми в соответствии со словами:

На прогулку вышел дождик. Кап-кап-кап!

Кап-кап-кап! /движение пальчиков о ладошку/

Не промочат дети ножки. /поднимают ножки/

Всех их зонтик соберет, /открывает зонтик и крутит его/

От дождя убережёт. /все прячутся от дождя под зонт/

Педагог комментирует: «Все-все-все сюда. И Люда, и Света, и Владик.. Все здесь…

Ближе, ближе подходите, а то все не поместятся под зонт».


«Разноцветные клубочки» 

Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата. 

Материал: корзина с разноцветными клубочками. 

Ход: педагог показывает корзину и произносит слова:

Разноцветные клубочки

Укатились от ребят. – высыпает клубочки

Будем мы сейчас клубочки

Все в корзину собирать.

Ты клубочек отыщи - подходит к каждому ребенку и

И в корзину положи. обращается к каждому ребенку.

Когда клубочки собраны, педагог показывает детям полную корзину и говорит, называя всех детей: «Лена собирала, Валя собирала… Все дети собирали. Много разных цветных клубочков».


«Зайки» 

Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата. 

Материал: игрушечный заяц. 

Ход: педагог привлекает внимание детей к игрушке, читает стихотворение и побуждает детей вместе выполнять действия:

По лесной лужайке разбежались зайки.

Вот какие зайки, зайки-побегайки.

Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок.

Вот какие зайки, зайки-побегайки. 
«Топ-топ-топ» 

Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого, подражая ровесникам. 

Материал: салютики 

Ход: педагог размахивает салютиками, привлекая внимание детей, раздает каждому салютик, читает стихотворение и побуждает одновременно выполнять действия: 
Мы шагаем топ-топ-топ, Топ-топ, ножки, топ!

А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

По дорожке мы шагаем Ай да малыши!

И в ладошки ударяем. Ай да крепыши! /А.Ануфриева/


«Флажки» 

Цель: развивать умение обмениваться со сверстниками предметами. 

Материал: флажками 

Ход: педагог показывает детям флажки и говорит:

Очень любят малыши

Разноцветные флажки (дети берут по флажку)

Вы флажками помашите

И другой флажок возьмите.

Педагог помогает детям обменяться флажками, например: «Дай Сереже флажок, а он тебе даст свой флажок. Помашите вместе флажками».



«Поезд» 

Цель: учить двигаться в определенном направлении, согласовывая действия с другими детьми, вселять чувство уверенности в свои возможности, побуждать к самостоятельным действиям. 

Ход: взрослый предлагает нескольким детям встать друг за другом. Дети выполняют роль вагончиков, а взрослый паровоза. Паровоз дает гудок и поезд начинает движение вначале медленно, а затем всё быстрее и быстрее. Дети двигают руками в такт словам «чу-чу-чу».

Варианты игры: Роль паровоза выполняет ребенок.

Детям предлагают выйти на остановку, где они играют и собирают цветы и т.п.

Игра может проводиться под пение песенки:

Вот поезд наш едет, Кто хочет слезать?

Ребят он повез Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Колеса стучат, Вставайте, ребята,

Далеко-далеко. Бежит паровоз

А в поезде этом Пойдемте гулять!

Но вот остановка, Далеко-далеко.



Ребята сидят. 

После этих слов дети разбегаются по группе или участку. По сигналу взрослого они встают друг за другом, изображая вагончики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативные игры для детей раннего возраста

Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности : учебу, труд, игру, социальную ориентацию и т. д. Но главным образом ...

Коммуникативные игры для детей раннего возраста

Коммуникативные игрыдля детей раннего возрастаМетодические рекомендации для воспитателей ДОУ...

Коммуникативные игры для детей раннего возраста

В статье представлены несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей раннего возраста....

Коммуникативные игры для детей раннего возраста

Коммуникативные игры для детей раннего возраста...

Презентация "Коммуникативные игры для детей раннего возраста"

Презентация "Коммуникативные игры для детей раннего возраста"...