Консультация для родителей "Место ребенка в семейном коллективе"
консультация

Чернышева Анна Валериевна

Работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mesto_rebenka_v_semeynom_kollektive.docx829.75 КБ

Предварительный просмотр:

Место ребенка

в семейном коллективе

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЙ

В семье ребенок получает первые представления о себе и других людях, развивает необходимые для жизни социальные чувства, навыки общения и совместной деятельности. Семья создает предпосылки для взаимопроникновения мира детей и мира взрослых, является важным фактором социализации личности. Уникальные воспитательные возможности семьи влияют на человека в течение всей его жизни. Универсальное, всеохватывающее, постоянное воспитательное влияние семьи на личность является следствием действия таких факторов:

Бескорыстная любовь к ребенку, которая внушает ему чувство защищенности, создает атмосферу душевности, социального и жизненного оптимизма. Взаимоотношения детей и взрослых в семье являются настоящей школой чувств, важнейшим фактором, формирующим эмоционально-мотивационную сферу дошкольника, его отношение к людям и жизни. Все это является важными предпосылками развития индивидуальности ребенка.

Естественное включение ребенка в разнообразные человеческие отношения. Происходит это, прежде всего, благодаря участию ребенка в совместных с взрослыми видах деятельности. Многоплановость жизненных ситуаций, возникающих в семейной жизни ребенка, невозможно смоделировать ни в одной совершенной воспитательной системе.

Богатая структура семейного коллектива, который обеспечивает многогранность, постоянство и длительность его воспитательного воздействия. Это влияние происходит в процессе взаимодействия ребенка и взрослых по самым разным жизненным ситуациям и ежедневно повторяется в разных формах.

Возможность приобретения ребенком положительного опыта и переживания негативных чувств. Все это происходит в атмосфере любви, доверия, гуманного отношения к ребенку, так необходимых для приобретения им чувства уверенности, ответственности, умения преодолевать жизненные невзгоды, достойно вести себя в любых обстоятельствах.

Главное, чтобы ребенок воспринимал семью как фактор его эмоционального уюта, внутреннего комфорта, гарантию того, что при любых условиях он найдет здесь понимание, поддержку и защиту. В семье ребенок впервые узнает чувство ревности, приобретает опыт преодоления недоразумений, учится выполнять не только приятные для себя, но и обязательные, необходимые для других дела. Он должен научиться признавать свои негативные чувства, уметь тактично сдерживать, усмирять их. Как отмечал П. Лесгафт, «тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку самому развиваться, делать все самому». Поэтому взрослые должны «с первого дня появления ребенка на свет относиться к нему как к равноправному человеку, с полным признанием его личности ...». Характерной особенностью воспитательного влияния семьи является ее первичность. Говорится, что семья является первым источником этого влияния, а, как отмечал Ж.Ж. Руссо, каждый следующий воспитатель значительно слабее влияет на ребенка, чем предыдущий. Кроме того, процесс воспитания в семье является более естественным, чем в воспитательном учреждении. Взаимодействие в семье предусматривает более широкие возможности для ребенка быть субъектом деятельности, чем в дошкольных учреждениях, в которых всякая детская деятельность является более зарегламентированной.

Воспитательные возможности семьи могут быть реализованы при наличии соответствующих объективных и субъективных условий. К объективным условиям реализации воспитательного потенциала в семье относятся:

Уровень материального благосостояния семьи (уровень и структура использования доходов, материальные условия жизнедеятельности);

Обеспеченность детскими дошкольными учреждениями, школами, учреждениями здравоохранения;

Количество и состав (структура) семьи.

Субъективными условиями реализации воспитательного потенциала семьи являются:

Гражданская направленность и культура родителей, их стремление быть авторитетными для своих детей, воспитывать их как гармоничных личностей;

Общий культурный потенциал, традиции, моральные и духовные ценности семьи;

Место ребенка в семейном коллективе, моральный авторитет родителей в глазах;

Педагогическая культура родителей.

Важно помнить, что ребенок это не проблема /как зачастую бывает в современных семьях/, а жизнь, требующая особого внимания и понимания со стороны близких. Ребенок нуждается в серьезном, заинтересованном отношении к себе. Если он постоянно наталкивается на равнодушие, нежелание взрослых разделить с ним радость и волнение, то потребность нести близким самое сокровенное постепенно затухает и детское стремление к контакту с родителями ослабевает. И как знать, не станут ли родители вскоре сожалеть об этом! Дети чутко улавливают отношение членов семьи к ним, и в зависимости от этого выбирают способы поведения. Там, где ребенка балуют, безотказно выполняют любое его желание, появляется большой простор для расцвета эгоцентризма. Если ребенок привыкает смотреть на своих близких с позиции потребителя, то трудно сформировать в нем чувство долга перед ними. Он привыкает пользоваться всеми правами и не знает никаких обязанностей. Однако, следует избегать и другой крайности, нельзя превращать мудрость родительской власти в деспотическое самодурство.

Строгость в воспитании должна предполагать сочетание высокой родительской требовательности с уважением к развивающейся личности ребенка. Родительская власть должна поощрять, удовлетворять внутренние силы ребенка, его желание быть хорошим, нравиться вам.

Поощряйте положительные поступки и стремления ребенка, даже если они, на ваш взгляд, не очень значительные. Ребенок поймет, как важны вам его успехи, как внимательны вы к его жизни.

Помните! Дошкольник склонен к подражательности. А ваш ребенок любит вас и считает эталоном для подражания, копируя ваши жесты, мимику, манеры поведения, вкусы, привычки, отношение к людям, причем, как положительные, так и отрицательные, так как не может еще оценивать явления с точки зрения норм нравственности. Вот почему говорят, что «дети – зеркало родителей». Отсюда вывод: свеж, что вы видите в ребенке, он приобретает в первую очередь от своих родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ КОЛЛЕКТИВУ»

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ КОЛЛЕКТИВУ   КАК НАДО готовить родителям ребенка к поступлению в детском саду.        Тренировать, буквально с самого ...

Консультация для родителей «Знакомим ребенка с семейным бюджетом»

Для многих родителей вопросы, которые задает ребенок о ваших личных финансах и семейном бюджете, являются не самыми простыми. Психологи, педагоги, социологи по всему миру ведут горячие споры по поводу...

Консультация для родителей на тему "Популярность ребенка в детском коллективе"

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенка принимали сверстники, чтобы охотно с ним играли, прислушивались к его мнению, поддерживали его инициативу, выбирали в друзья. Мама такого ребенка знает, что ем...

Консультация для родителей «Знакомим ребенка с семейным бюджетом»

Для многих родителей вопросы, которые задает ребенок о ваших личных финансах и семейном бюджете, являются не самыми простыми. Прошли времена, когда считалось кощунством говорить с детьми о деньгах. Мн...