Консультации для родителей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Замятина Светлана Леонидовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как расширить словарный запас ребенка?

        Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями. Перед ним открывается много интересного, нового, привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?»

        И если четко и обстоятельно взрослые ответят на вопросы детей, идет расширение словарного запаса ребенка. Родителям надо постепенно знакомить детей с предметами и явлениями окружающей жизни, учить правильно называть предметы домашнего обихода, одежду, посуду, игрушки, с которыми ребенок имеет дело. Гуляя с ребенком на улице, показывать и называть здания, транспорт, растения и другие интересующие ребенка объекты. Запас слов ребенка значительно расширится, если родители научат его различать и называть не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по форме, назначению и названию, определять сходные предметы.

        Ребенку надо помочь понять смысл каждого слова, запомнить его, правильно употреблять слово к месту. Для этого следует широко использовать окружающие предметы и природу. «Посмотри, сколько красивых листьев на земле, обращаете вы внимание ребенка, — это осенний ветерок сорвал их с деревьев, закружил в воздухе и укрыл ими землю. Это листопад». «Листопад», — повторяет ребенок, услышав новое слово. «Да, это листопад, — утверждаете вы. — Это слово обозначает: листья падают». Таким образом, представление о листопаде сливается воедино в сознании ребенка с новым словом.

        Но назвать один раз слово, объяснить его смысл еще недостаточно. Для закрепления нового слова, например, «листопад», можно показать ребенку картинку, на которой художник запечатлел это красивое явление, прочитать рассказ или стихотворение:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

 Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят...

        

        И только тогда, когда новое слово будет применено ребенком правильно, можно утверждать: оно вошло в его активный словарь осмысленно.

        Детская речь бедна прилагательными. Задача взрослых помочь ребенку освоить качество знакомых предметов. Как это сделать? Покажите ребенку предмет, определите его форму, величину, цвет, отметьте его качества и свойства (мягкий он или твердый, тяжелый или легкий, теплый или холодный). При этом не надо забывать, что у ребенка мал жизненный опыт и одного лишь восприятия для него недостаточно. Ребенок должен и посмотреть, и потрогать предмет, сжать, сдавить, взвесить, погладить, сравнить его с уже известным.

        Например, накрывая на стол, мама просит дочь достать мягкий хлеб. Девочка в раздумье: как узнать, какой из двух батонов мягкий? И тут же вспоминает, как мама определяла хлеб в магазине. Теперь всякий раз, садясь за стол, она пробует хлеб и говорит: это мягкий, как пух, а этот жесткий. Или: перед ребенком два мяча — большой и маленький. Сравнивая их, ребенок отмечает: большой мяч — зеленый, а маленький — красный. Оба мяча гладкие и круглые, их можно катать и гладить. Так незаметно для себя ребенок знакомится с разными качествами предмета, пополняет словарь новыми словами, обозначающими качество. Эти примеры говорят также о том, что ребенок лучше всего запоминает качества предметов при их сравнении.

        

Родители должны не только сами знакомить с качествами окружающих предметов, но и учить ребенка самостоятельно определять их.

        Например, ребенок пришел с детского утренника. Сколько у него впечатлений! Есть о чем вспомнить и поговорить. Как он выражает свои впечатления? Обычно, захлебываясь от избытка впечатлений, он говорит отдельными фразами, а недостаток слов дополняет жестами, мимикой, движениями тела. Это происходит оттого, что он переполнен впечатлениями и мысль опережает слова. Плохо, если такая форма выражения мысли станет привычной для него.

        Ребенок обогащается впечатлениями, пополняет круг представлений, а запас слов остается прежним. Не исключается и другая крайность. В этом случае запас слов ребенка опережает формирование у него конкретных представлений об окружающем. Это случается чаще всего тогда, когда родители много разговаривают с ребенком о непонятных ему вещах и явлениях, перегружая его словарь трудными словами: изысканный, банальный и пр. Эти слова своей новизной привлекают ребенка. Но он повторяет их механически, не осмысливая значения. Если взрослые любуются тем, как дети с легкостью жонглируют «умными» словами, то у ребенка появляется привычка болтать, не вникая в смысл слов, вырабатывается пустословие.

        

        Помочь детям сознательно усваивать слова и активно пользоваться ими могут следующие упражнения.

  • «Подбери определение», например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
  • «Узнай предмет по определению»: белое, длинное, чистое, махровое... (полотенце).
  • «Кто что делает?» (для активизации глаголов): повар... (варит, печет, жарит); ветер... (воет, срывает листья, пыль поднимает, парус надувает).
  • «Кто это делает?» (подбор существительных): метет улицу... (дворник), водит поезда... (машинист), лечит людей... (врач).
  • «Чем это делают?» (подбор существительных): рисуют... (карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой).
  • «Что может быть хмурым?» (свежим, зеленым, металлическим и т.д.): хмурым... (небо, лицо, утро, день, погода).
  • «Назови части целого»: дерево... (ствол, ветки, корень листья); обедать... (наливать, накладывать, отламывать, есть, пить) и т.п.
  • «Дай три названия и больше»: стол... (мебель — вещь); клевер... (трава — растение); каша... (блюдо—пища—питание).
  • «Добавь пропущенное слово»: Пришел почтальон, он принес... Дворник взял метлу, он будет...

        Хотя обогащение словаря происходит главным образом при непосредственном восприятии окружающего, однако словарную работу нельзя считать на этом законченной. Очень важна собственно языковая работа над словом. Специалистами предлагается целая система упражнений, направленная на:

•  подбор антонимов и синонимов к заданному слову;

•  отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках: «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Труд кормит, а лень портит»;

•  договаривание предложения с антонимами: летом жарко, а зимой...;

•  составление предложений со словами синонимического ряда (струится, журчит, льется), парой антонимов (умный—глупый, весело—скучно);

•  объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко зайчика — ушко иголки;

•  подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова: острый перец — горький, жгучий; острая иголка — остроконечная;

•  рисование на тему многозначного слова;

•  нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, литературных произведениях;

•  придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КАК ОТНОСИТЬСЯ К РЕЧЕВЫМ ОШИБКАМ ДЕТЕЙ?

        Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:

•  неправильные окончания имен существительных мн. числа в род. падеже (лошадев, карандашов, птичков, стулов); неодушевленных имен существительных муж. рода в предл. падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);

• изменение по падежам несклоняемых имен существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);

• незнание рода имен существительных (вместо ср. рода женский или мужской): это моя печенья, всю молоко выпил, один колес, один яблок;

• ошибки в основе глаголов: даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю;

• неправильная форма сравнительной степени прилагательных: хужее, твердее, близее;

• неправильное склонение числительных: идите по одном, иди с двоями; собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка;

• отсутствие в личных местоимениях начального «н» в косвенных падежах после предлогов: у ей, к ему, с ими и др.

        Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда — нет.

        Когда ошибки ребенка носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки нужно обязательно исправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или дразнить его. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично.

        Например.  В зоопарке четырехлетний мальчик с интересом рассматривает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа, смотри, у слонов ногов и глазов столько же, сколько у льва». Отец слышит, что сын, высказываясь, неправильно употребил слова по числовым и падежным нормам. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок успокоился, он сказал: «Ты правильно подметил, только надо было сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов. А теперь и ты повтори, но правильно».

        В данном случае отец оказался чутким к речи ребенка. Кроме того, он понял, что исправлять ошибку бесполезно, когда ребенок находится в состоянии возбуждения. Он не стал повторять ошибку ребенка, а дал образец правильного употребления этих слов, а затем попросил ребенка повторить.

        Вскоре после посещения зоопарка отец купил мальчику набор цветных открыток «Зоопарк». Играя с сыном в игру «Что я видел в зоопарке», он поставил перед ним задачу вспомнить животных, которых он видел в зоопарке, назвать их в форме мн. числа, а затем найти их на открытках. Сын с большим удовольствием отвечал отцу: «Я видел в зоопарке тигров, зайцев, верблюдов...» Он не подозревал, что отец придумал такую игру для того, чтобы научить его произносить названия животных во мн. числе.                                                                



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

            Наши пальчики играют

Все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей, отмечают стимулирующее влияние на них функции руки. И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр мозга дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.

Современные разработки позволили ученым сделать вывод, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребенка. Это необходимо использовать в работе с детьми.

Мы рекомендуем такие игры:

—        Игры на развитие тактильного восприятия:

«Гладкий — шершавый»;

«Найди такой же на ощупь»; «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками и на ощупь определяет, что это);

«Горячее — холодное»; «Мокрое — сухое».

  • Игры с водой.
  • Игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Хоровод
    зверей», «Сушим одежду» (ребенок находит картинку с изображением на
    званного предмета и нанизывает ее на шнурок; в картинке для этого сделано
    отверстие).
  • Игры с пластилином.
  • Игры с бумагой: «Снежинки» (1-й вариант — нарвать бумагу на мелкие
    кусочки; 2-й вариант — скатать шарики из бумаги); «Складывание из бума
    ги».
  • Фольклорные пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот
    пальчик...», «Расскажи стихи руками».
  • Игры на выкладывание: «Составление целого из частей» — разрезные
    картинки (2—4 части), кубики, мозаика.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

  • Игровые задания должны постепенно усложняться.
  • Начинать игру можно только тогда, когда ребенок хочет играть.
  • Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переклю
    чить его внимание на другую игру, задание (во всем должна быть мера!).
  • Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребенок
    неважно себя чувствует.
  • Недопустимо переутомление ребенка в игре.


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Неправильное произношение звуков у  детей —  это естественная особенность детской речи или речевой недостаток, требующий исправления?

        Неправильное произношение звуков у малышей — естественная особенность детской речи. Но для ребят старшего возраста — это речевой недостаток, требующий исправления. Однако не всегда родители серьезно относятся к недочетам в произношении детей и не всегда их своевременно устраняют. Считают: «Ничего страшного в этом нет, некоторые ее сверстники говорят не лучше, со временем научится». Случаи такого отношения родителей к недостаткам произношения звуков у детей, к сожалению, не единичны.

        Многие дети дошкольного возраста не замечают и не стесняются ошибок в произношении. Они свободно общаются со сверстниками и взрослыми, но в то же время довольно легко обнаруживают погрешности в произношении своих товарищей. Неправильное произношение звуков в собственной речи, действительно, часто остается незамеченным, тогда как чужие недочеты ребенок начинает подмечать уже на третьем году жизни. 

        Среди дошкольников немало детей, которые знают недостатки своего произношения. Они болезненно относятся к своему дефекту и пытаются любыми способами улучшить свое произношение. Кое-кому это удается сделать, другим же в силу различных причин — нет. Иногда дети лишь приближают свое произношение к общепринятому и на этом останавливаются. А искаженно произносимые звуки, как правило, ими не подмечаются и самостоятельно не устраняются.

        Изъяны произношения, не устраненные в дошкольный период, нередко остаются на всю жизнь и могут повлиять на выбор профессий, для которых качество произношения звуков имеет важное значение. Исправить искаженное произношение звуков в дошкольном возрасте значительно легче, чем в школьные годы, так как у ребенка-дошкольника еще недостаточно закреплены навыки ошибочного воспроизведения звуков и при отсутствии каких-либо серьезных отклонений в строении речевого аппарата устранить их не представляет особого труда.

        Несовершенства детского произношения, как показали исследования, по мере развития головного мозга, укрепления мышц артикуляционного аппарата (языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба), речевого дыхания и т.д. обычно к пяти годам самопроизвольно исчезают.

        Усвоение звуков родного языка происходит в течение довольно длительного времени (от 3 до 5 лет), причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки к 3—4 годам, другие усваивают их к 5-6 годам. Для правильного и своевременного усвоения звуков большое значение имеет слух ребенка, благодаря которому он стремится подогнать свое произношение к произношению взрослых. Но на первых этапах развития речи ребенок не всегда в состоянии это сделать, и поэтому многие звуки он опускает или заменяет другими, более легкими для произношения.

        Сначала у ребенка появляются гласные звуки А, И, У, О, из согласных — П, Б, М, Т, Д, Н, Ф, В, К, Г, позднее звуки — Э, Ы, X. Они, как правило, усваиваются малышами и произносятся достаточно отчетливо к 2-3 годам.

        До трех лет несовершенства произношения согласных звуков выражаются в их смягчении. Не у всех детей данного возраста при усвоении звуков происходит такая замена. Однако чаще всего такие несовершенства звукопроизношения являются закономерными и не требуют постороннего вмешательства.

        С возрастом произношение ребенка совершенствуется. Смягчение согласных звуков исчезает.  К 4—5 годам у ребенка появляются шипящие звуки [ш, ж], звуки [ц, ч, щ] и, наконец, звуки [л], [ль], [рь]. При этом формирование этих звуков также проходит через определенные этапы предварительной замены.

        Звуки [л], [р] появляются несколько позже остальных звуков. Но у некоторых детей они формируются одновременно с шипящими и даже немного раньше.

        В 6 лет некоторые дети еще нередко смешивают шипящие звуки со свистящими, звук [р] со звуком [л]. Вновь появившиеся звуки иногда вытесняют освоенный ранее звук. Так, появление звука [р] может привести к тому, что ребенок начинает употреблять его и в тех словах, где надо произносить звук [л]: «рампа» (лампа) говорит ребенок, у которого недавно появился звук [р] и который ранее он заменял звуком [л]. Такие замены наблюдаются и по отношению к шипящим и свистящим звукам: «шабака» вместо «собака» говорит ребенок 4—5 лет, научившийся произносить звук [ш].

        В такой последовательности дети обычно к 5-6 годам усваивают все звуки русского языка и свободно пользуются ими в речи.

        Для своевременного и правильного усвоения звуков в процессе речевого развития малышу необходимо помогать преодолевать несовершенства произношения путем постоянного общения с ним.

        При этом необходимо постоянно следить и за своей речью: говорить неторопливо, отчетливо и внятно, ни в коем случае не искажая звуков так, как произносит их ребенок. При ошибке следует поправлять ребенка. Но делать это надо без упрека и насмешек, а путем медленного произношения слов, выделяя голосом неправильно произносимый звук. Если и при повторении правильное произношение звука у ребенка не получается, то не следует заострять на этом внимание, попытайтесь вернуться к этому звуку через некоторое время в игровой ситуации.

        Нельзя ускорять темп речевого развития ребенка, т.е. требовать от 2-3-летнего малыша правильного произношения шипящих звуков, звука [л] или [р], которые обычно формируются в более позднем возрасте. Чрезмерное ускорение речевого развития может привести к полному отказу ребенка говорить или к искаженному произнесению звуков.

        Ребенок обычно сам стремится улучшить свое произношение, но родители должны помочь ему не только путем показа правильного произношения звука, но и путем организации специальных игр. Так, если у ребенка не получается звук [р], то, показывая ему игрушки (собачку, тигренка) или картинку с изображением этих животных, продемонстрируйте, как они рычат, а затем предложите ребенку самому произнести этот звук. Ему можно предложить воспроизвести карканье вороны — «каррр, каррр», звонок будильника — «тррр» и другие звукосочетания, способствующие закреплению этого звука.

Для овладения детьми правильным произношением

 можно провести следующие игры.

Кому что надо?

Перед ребенком выкладываются картинки. Ему надо назвать изображенные на них предметы. После того как ребенок назовет все предметы, ему предлагаются загадки: «Вышла Зоя на прогулку, а на улице идет дождь. Чтобы не промокнуть, взяла она с собой... Что?» (При этом показать рукой на нарисованный зонт.) Ребенок отвечает: «Зонт». «Купила Зина цветы, принесла их домой, а куда их поставить, не знает. Давай ей поможем. Чтобы поставить цветы, нужна... Что?» (Показывает нарисованную вазу.) «Дети гуляли в лесу и собирали грибы... Во что?» (Показать корзинку.) И т.д.

Отгадай, чего не стало

На стол ставится четыре предмета, в названии которых есть звук [щ]. Ребенка просят назвать их и запомнить. После этого ему предлагается закрыть глаза. Взрослый убирает один из предметов. Ребенок открывает глаза и называет предмет, которого не стало.

Какой звук есть во всех этих словах?

Взрослый произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть звук [ш]: «шуба, кошка, мышь», затем спрашивает: «Какой звук есть во всех этих словах?» Ребенок называет. Затем взрослый предлагает определить, какой звук есть в словах: «жук, жаба, лыжи» — [ж]; «чайник, ключ, очки» — [ч] и т.д.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

РЕЧЕВАЯ ОШИБКА

ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ?

        Если внимательно прислушаться к детской речи, можно заметить множество «новых» слов, которые не могли быть заимствованы от взрослых: «правдун», «медляк», «гусъя кожа», «плохайка» и др. Появление таких слов в речи детей называют словотворчеством.

        Что же представляет собой эта удивительная способность детей?

        Здесь интересно привести некоторые наблюдения психолога Т.Н.Ушаковой, которая выделила три основных принципа, по которым дети образуют новые слова.

Первый способ — часть какого-нибудь слова используется ими как целое слово («Мы лепили-лепили, и получилась лепъ», «Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах»!). Начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Взрослые говорят: лепим, слеплено и т.д. — ребенок же выделяет ударный слог «леп», и получается «лепъ».

Второй способ создания новых слов — к корню одного слова прибавляется окончание другого. Эти слова звучат своеобразно: пургинки, умность, пахнючий и т.д. Взрослые так не говорят. И все же если присмотреться внимательно, то именно от взрослых дети получают образцы создания таких словообразований, т.е. здесь в конечном счете действует механизм подражания. Ведь «пургинку» ребенок создал по образцу слова «снежинка», а «умностъ» по образцу слов «глупость», «робость» и пр.

Третий способ — одно слово составляется из двух. В таких словах, как «бананас», «огромадный», происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: банан — ананас, огромный — громадный и т.п. Эти слова строятся по тому же принципу, что и слова взрослых: самолет, ледокол и пр. Здесь тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит.

        Таким образом, словотворчество имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно «новое» детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным — в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово построено и который может быть дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть.

        Наиболее интенсивное словотворчество наблюдается у детей от 3,5-6 лет. После этого периода словотворчество детей начинает угасать. Почему это происходит? Иссякают творческие способности ребенка? Вовсе нет, просто к этому возрасту ребенок уже прочно усваивает те обороты речи, которые используют взрослые, тонко выделяет различные грамматические формы, свободно ориентируется в том, какую из них и когда нужно применять. К тому же у детей формируются самооценка и самоконтроль.

        К.И.Чуковский был абсолютно прав, когда утверждал: «Ребенок, который в своей жизни не создает таких замечательных речений, как «ползух», «тормозило», «кружинки», никогда не станет хозяином своего языка. Он болен, надо быть глухонемым, чтобы не чувствовать изящества и выразительности детских языковых находок».



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КОГДА НАЧИНАЕТСЯ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ?

Для родителей это тот незабываемый день, когда малыш произносит первые слова: мама, баба, дай. А на самом деле ребенок начинает тренировать свой речевой аппарат уже с полуторамесячного возраста, издавая все более сложные звуки и звукосочетания, которые называют предречевыми голосовыми реакциями: сначала гуление (протяжные звуки — «а-а-а»), затем гуканье («гу, ду»), потом лепет (слоги «та-та, да-да, баба»). Эти реакции являются своего рода игрой и именно поэтому доставляют ребенку удовольствие: он упорно, на протяжении многих минут может повторять один и тот же звук, тренируясь таким образом в их артикуляции.

Чтобы малыш гулил и лепетал, нужно, чтобы он был сытым, сухим, а главное — имел эмоциональное общение со взрослыми. На фоне радостного оживления все голосовые реакции становятся выразительными (с разными интонациями) и стойкими (на протяжении длительного времени).

Например, ребенок произносит звуки «агу-у», кто-то из близких повторяет их, малыш оживленно подхватывает и тоже повторяет эти звуки, радостно взвизгивая. Если взрослый при этом еще выражает интонацией и мимикой удовольствие, то успехи будут особенно значительными.

Предречевые реакции развиваются плохо, если ребенок не слышит себя и взрослых. Так, если в комнате звучит громкая музыка, шумят другие дети, переговариваются взрослые, ребенок быстро умолкает. Это обстоятельство особенно нужно иметь в виду родителям, постоянно включающим громко музыку, считающим, что они делают это не только для собственного удовольствия, но и для развития своего ребенка, для того, чтобы он привыкал к шуму и в дальнейшем не требовал для себя особых условий. Словом, чтобы не избаловать. Но это не баловство — это забота о правильном развитии малыша.

Для развития предречевых реакций важно, чтобы ребенок хорошо видел лицо и артикуляцию говорящего. Иначе он не будет обращать внимание на произносимые перед ним звуки и не будет делать попыток подражать им.

Таким образом, сначала у малышей должны выработаться точные связи между звуком и соответствующей артикуляционной мимикой, только тогда появляется способность к звукоподражанию.

В жизни, к сожалению, приходится часто наблюдать, что с маленькими детьми разговаривают на большом расстоянии и не заботятся о том, чтобы лицо говорящего было хорошо видно ребенку. «Агу-у, агу-у, Оленька», — говорит мама, а сама в это время смотрит телевизор. Поэтому 2-3 мин., полностью уделенные ребенку, принесут ему гораздо больше пользы, чем длительные разговоры на расстоянии, между делом, когда ребенок слышит голос взрослого, но не видит его лица. В таком случае для малыша это только шум.

Весьма существенны осязательные и мышечные ощущения, получаемые ребенком при умывании, купании, кормлении. Так, в пережевывании пищи участвуют те же мышцы, что и при артикуляции звуков. Поэтому, если малыш долго получает протертую пищу, у него не тренируются соответствующие мышцы, задерживается развитие четкой артикуляции звуков.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей          «ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ»

  1.         Совместно с ребенком разглядывайте растущую травку, отмечайте, что она зеленая, маленькая. Находите первые весенние цветы, называйте их. Не требуйте от ребенка запоминания названий растений! Если вы сами будете употреблять эти наименования в речи, ребенок сначала начнет соотносить словесное обозначение с конкретным цветком, а затем самостоятельно назовет его.

  1.         Рассмотрите цветок. Покажите стебелек, листочки, лепестки. Понюхайте цветок.

  1.         Обратите внимание ребенка на цветы, растущие в квартире, на даче. Позвольте ему полить, опрыскать растения.

  1.         В разговоре с ребенком используйте не только прямой вопрос «Что это?» Чаще задавайте косвенные вопросы: «Чем мы будем поливать растения?», «Во что мы поставим цветы?» и т. д.

  1.         Если ребенок ответил неверно, проговорите правильный вариант: «Мы будем поливать растения водой», «Мы поставим цветы в вазу». Окончания существительных и прилагательных можно произносить четко, утрированно, чтобы ребенку легче было усваивать грамматические категории.

ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЕМ ДОМА

Мама колдует у плиты, а я — на столе

• Игры с крупой

На тарелку (поднос) насыпать тонкий слой крупы (манной, гречневой или любой другой). Лучше, если посуда будет разноцветная.

Указательный пальчик ребенка превращается в волшебный карандаш, который будет рисовать цветок, мордочку, солнышко.

• Игры со спичками

Кто сказал, что спички детям не игрушка? Поиграем? Из спичек можно сложить травку, цветок.

• Волшебные макароны

И травку, и цветы, и солнышко можно выложить из макаронных изделий. Вы смело можете придумать свои игры!



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК МОЛЧИТ?

        У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы.

        В чем же причина?

        Проведенные исследования установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости и от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы. В чем же заключается связь движений пальцев и речи?

        Движения пальцев рук в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, которые постепенно стали сочетаться с возгласами, выкриками. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

        Для определения уровня развития речи детей можно провести такой опыт: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика («Сделай вот так!» — и показать, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. И до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

        Эксперименты, проведенные учеными, доказали, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей — у правшей в левом, а у левшей — в правом полушарии. Это свидетельствует о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

        Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж — поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка в отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его (2-3 мин. ежедневно). С десятимесячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала крупные яркие предметы, затем более мелкие. Хорошую тренировку пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками: «Сорока - белобока», «Пальчики в лесу», «Пальчики и кулачки» и др.

        Одна из возможных причин задержки в развитии речи — неудовлетворенность ребенка в эмоциональных контактах с окружающими. Некоторые родители считают, что брать ребенка на руки следует как можно реже, разговаривать с еще неразумным существом преждевременно, ему достаточно игрушек. Ребенок предложенные игрушки берет, но не играет, повертев один - два раза, откладывает в сторону. У такого ребенка одно желание — подойти к взрослому, прижаться к нему и долго стоять рядом. Неудовлетворенная потребность в общении приводит к тому, что ребенок растет безынициативным, не самостоятельным, молчаливым.

        Задержка в развитии речи возможна и еще по одной причине. К концу первого года жизни началу второго в словарном запасе ребенка всегда есть 3-5 слов, очень своеобразных по своему значению. Подобные слова могут надолго сохраниться в словарном запасе и задержать возникновение настоящих слов. Дело в том, что эти слова вполне удовлетворяют родителей, вызывая у них умиление. Поэтому они долго не ставят перед малышом собственно речевую задачу — произнести необходимое, соответствующее предмету и ситуации конкретное слово. А если взрослый не ставит такой задачи, то ребенок не будет развивать свои возможности.

        И, наконец, нормальное развитие речи может быть нарушено стремительностью речевого развития. Это когда первые слова ребенка опережают возрастные нормы и сроки речевого развития. Ребенок в 1 год 3 месяца вдруг начинает говорить правильными предложениями, использует совсем не детские слова. Родители в восторге и при каждом удобном случае демонстрируют своим знакомым необыкновенные способности ребенка. Его учат, ему рассказывают, читают книги и т.д. Но вот ребенок начинает плохо спать, часто плачет во сне, его мучают беспричинные страхи. Это происходит потому, что неокрепшая нервная система не справляется с потоками информации, которая обрушивается на его голову. Ему необходим отдых, свобода от лишних впечатлений (прежде всего речевых).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...