Знакомство с магнитами и его свойствами.
план-конспект занятия (старшая группа)

Соколова Татьяна Сергеевна

Знакомство детей с историей возникновения магнита, его свойствами, возможностями. Знакомство с "магнитным полем", "магнитными полюсами". Экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_magnity.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Знакомство с магнитами и его свойствами»

(с использованием игровых технологий)

                         Автор-разработчик:   Соколова Татьяна Сергеевна, воспитатель ГБДОУ

               детский сад № 69 Приморского района Санкт-Петербурга.

        Возрастная адресованность: обучающиеся старшей группы.

        Длительность мероприятия: 25 минут.

        Цель: Способствовать обобщению представлений о магните и его свойствах.

                  Педагогический замысел: 

  1. Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
  2. Знакомство с понятием "магнит".
  3. Формирование представлений о свойствах магнита.
  4. Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
  5. Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов,
  6. Формирование умений делать выводы, обобщения.
  7. Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

        Технологии: Игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.

        Предварительная работа:

Ознакомление с комплексом пальчиковой гимнастики «Магнитики», беседа, рассматривание иллюстраций, предметов на эту тему.

        Материально-техническое обеспечение: 

Магниты разных размеров, скрепки, ткань, бумага, полиэтилен, пластмасс, резина, винтики, гвозди, шурупы, монетки разных сплавов, стакан с водой, иголочка, чашка с водой, компас.

Примерный ход совместной деятельности.

  1. Вводная часть. 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
 
Сегодня мы с вами отправимся в мир знаний, открытий, экспериментов и исследования.
Мы узнаем с вами что такое Магнит и познакомимся с его свойствами. Ребята, а как вы думаете, почему магнит так назвали?

Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".

А теперь мы с вами поиграем. Игра называется «Магнит и скрепки».

Цель игры:

Я буду магнитом (показать детям магнит и как он взаимодействует со скрепками), а вы, детки, будете  скрепками.

Звучит команда: Магнит, включился. Дети подбегают со скрепки к магниту.

Звучит команда: Магнит, выключился. Дети отбегают от магнита, бегают в разные стороны и бегают.

Звучит команда: Магнит, включился, дети опять прибегают к магниту.  (Повтор несколько раз.)

2 Основная часть. 

Ребята, а кто же знает, что такое магнит?  Из чего он сделан?
Магнит сделан из сплавов, которые способны создавать магнитное поле, в основном это железо или сталь.

Любой магнит, любого размера, даже самый маленький имеет северный и южный полюса.

Разные полюса притягиваются друг к другу, а одинаковые полюса отталкиваются друг от друга. Мы сейчас с вами посмотрим, что такое магнит (дать всем детям возможность посмотреть, потрогать, поэкспериментировать).

Ребята рассматривают магнит и пробуют экспериментировать.

Ребята, мы с вами можем взять в одну руку магнит, а в другую руку деревянный брусок, и вы увидите, что магнит не притягивается к дереву, а также попробуем прислонить магнит к телу, мы увидим, что магнит не притягивается к нему. Также мы можем попробовать прислонить другие предметы (бумагу, ткань, полиэтилен, пластмассу, резину) и посмотреть притягиваются ли они к магниту. Нет.

А что же все-таки притягивается к предмету?

А вот что (показать детям скрепки, винтики, гвозди, шурупы, монетки разных сплавов).

(Уделить внимание монеткам, рассказать, что даже не все монетки притягиваются, так как они состоят из разных сплавов).

Воспитатель: ребята, а вы любите опыты? Ответы детей.
А давайте мы с вами проведем опыт, может ли магнит действовать через препятствие?

Опыт называется «Сухим из воды». (для опыта потребуется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепка, магнит). В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того, как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

Воспитатель:  “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия? Ответы детей.

Вывод: магнит, может действовать через препятствие.

А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань, пластмассовую перегородку? «Дать детям самостоятельно провести опыт и сделать вывод.

(Магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу).

Воспитатель: ребята, вы теперь знаете что такое магнит и какой он сильный, а значит сможете мне помочь, я собиралась приготовить сегодня обед, и случайно уронила в миску с крупой кое-какие предметы, вы поможете мне их достать? Ответы детей.

Воспитатель: чтобы узнать, что там находится, нам нужно это достать.

А как вы будете доставать предметы?

Ответы детей.

Воспитатель: А может мы попробуем использовать магнит?

Дети берут магнит и к магниту притягиваются монетки.  

Воспитатель: Вы нашли сокровища!!! (дети находят монетки 10, 50 коп.).

Спасибо вам за помощь, дорогие ребята.

А знаете ли вы, ребята, что магнит такой сильный что может намагничивать другие предметы?

Для того чтобы намагнитить железный предмет, к примеру, скрепку, нам нужно потереть примерно 30 раз скрепку о магнит, в одном и том же направлении. (показать детям как это сделать).

Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".

Воспитатель: Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. (дети пробуют сделать эксперимент).

Осторожно поднесите любую из этих скрепок к более мелким металлическим предметам, выясните, что с ними происходит. Теперь скрепка сама стала магнитом. То же самое произойдет со всеми железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.

Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.

(Магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты притягиваются друг к другу, действуют на расстоянии.)

Воспитатель: мы с вами сегодня побывали в стране знаний и экспериментов, а значит мы с вами исследователи. А исследователи и путешественники имеют компас. Компас очень нужная вещь. Но компаса у нас нет, но мы благодаря своим новым знаниям, сможем его смастерить, и сделаем это благодаря магниту. Мы возьмем магнит и намагнитим гвоздь, приклеим его к круглому плоскому кусочку пробки и опустим в чашку с водой. Когда гвоздь придет в состояние покоя, он укажет кончиком на север (рядом не должно быть других магнитов).

Наша земля имеет магнитные полюсы, которые тянутся от одного до другого полюса. Как-будто в самом центре планеты у нас движется огромный магнит. Иголка компаса отыскивает магнитное поле Земли и поэтому всегда указывает намагниченным острием в сторону севера.

Я очень надеюсь, что вам понравилось изучать новое, и мы с вами теперь знаем, что такое магнит и его волшебные свойства.

3. Заключительная часть.

 

Дети проходят и присаживаются в круг, рассматривают работы, анализируют с помощью педагога.

Воспитатель: Мы с вами сегодня побывали в стране знаний и экспериментов, а значит мы с вами исследователи. Ребята! Мы сегодня с вами узнали очень много о свойствах магнитов.

- Ребята, что вам больше всего запомнилось? Что больше всего понравилось? Что вы расскажите вечером вашим родителям?

(Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Знакомство с магнитом и его свойствами"

занятие для старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия: "Знакомство с магнитом и его свойствами".

Способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывает у детей интерес и  удивление. Я решила познакомить детей с магнитом, показать, что ...

Знакомство с магнитом и его свойствами

Рассказ воспитателя легенды о появлении магнита.Организация  экспериментирования с обсуждением и вывода.Просмотр мультфильма «Смешарики. Магнетизм»...

Конспект занятия по экспериментированию «Знакомство с магнитом и его свойствами» (старшая группа)

Данный конспект занятия по эксперементальной деятельности будет полезен воспитателям ДОУ....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»

развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе "Знакомство с магнитом и его свойствами".

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе " Знакомство с магнитом и его свойствами."Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи: З...