Занятие "Знакомство с магнитом и его свойствами"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Иванова Елена Александровна

занятие для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство с магнитом и его свойствами»

Интеграция: коммуникация, физическая культура, труд.

Интегрированные задачи:

  • Систематизировать  знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;
  • Закреплять умение складывать бумагу прямоугольной формы в разных направлениях;
  • Обогащать  словарь детей (магнетизм, магнетические, немагнетические);
  • Развивать  мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
  • Стимулировать самостоятельность и активность детей;
  • Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре.

Атрибуты: на каждого ребенка:  магнит, коробка с магнетическими (скрепка, гвоздь, шуруп, деталь конструктора, гайка) и немагнетическими (резинка, пробка, кубик, пуговица, листок бумаги) предметами,  стакан с водой и скрепкой на дне, лист бумаги, скрепки.

Таблица – схема для занесения результатов эксперимента, письмо от Незнайки, таз с водой (на каждый стол), машина.

Алгоритм проведения.

  • Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Александровна
  • Ребята, я сегодня получила необычное письмо. Давайте прочитаем его.

«Привет, ребята! Это я, Незнайка! У моих друзей Винтика и Шпунтика сломалась машина. Я хотел им помочь ее отремонтировать. Но для ремонта нужны только железные детали, а я не знаю, как их определить. Помогите мне, пожалуйста!»

  • Как вы думаете, ребята, мы с вами можем помочь Незнайке?
  • Как мы сможем отличить железные детали от остальных?  (ответы детей)
  • Чтобы сделать это правильно, нужно использовать магнит.
  • А что такое магнит?
  • Я расскажу вам одну старинную легенду.

В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями, снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягивают. Магнис понял, что эти черные странные камни не признают никаких других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим соседей. От имени пастуха появилось название магнит.

  • Что мы узнали о свойствах магнита? (магнит имеет свойство притягивать  к себе железные предметы).
  • Как эти свойства можно проверить? (ответы детей: для этого нужно взять магнит и провести эксперимент)
  • Сейчас мы с вами отправимся в мини-лабораторию, превратимся в ученых и проведем эксперимент (дети надевают халаты и колпачки).
  • Давайте вспомним правила, как нужно вести себя в лаборатории. (Надеть белый халат, чтобы не испачкать одежду; нельзя вертеться и мешать соседу; осторожно обращаться со стеклянной посудой; начинать работу только с разрешения взрослого;  по окончании работы привести в порядок рабочее место)
  • Предлагаю вам пройти на свои места.
  • На столах лежит множество предметов из разных материалов (магнетические и немагнетические). Вам нужно отобрать только  железные и положить в другую коробочку. Полученные результаты мы занесем в таблицу при помощи знаков «+» и  «-». Железные предметы мы обозначаем знаком «+», а остальные  предметы знаком «-». Приступайте к работе.

(По окончании работы дети по очереди выходят и знаками отмечают результаты эксперимента.)

  • Какой вывод можно сделать, глядя на эту таблицу? (ответы детей)

Вывод: Правильно, магнит притягивает только железные предметы, поэтому чтобы отделить их от остальных надо использовать магнит.

  • Это свойство магнита еще используют на заводе, где варят сталь. Привозят на завод различные железные предметы и сваливают их в кучу. Но среди них попадаются не металлические предметы. Как их определить? Краном опускают огромный магнит и к нему притягивают все металлические предметы, а не металлические остаются (показ воспитателя).
  • Мы выяснили, как можно железные предметы отделить от остальных. Но как нам сообщить об этом Незнайке? (предложения детей)
  • Да, мы напишем письмо Незнайке, отправим ему нашу таблицу и магнит.
  • А сейчас давайте немного отдохнем, поиграем в игру «Магнит».

        Дети встают в круг.

  • Представьте что вы магниты, по очереди я буду вам бросать мяч и называть разные предметы: магнетические и немагнетические, вы  должны будете притянуть их или оттолкнуть. Магнетические предметы, это какие? (железные, которые притягивает магнит), а немагнетические – все остальные. Готовы?
  • Отдохнули, а теперь снова превратимся в ученых. Пройдите на свои места.
  • Как вы думаете, под водой может магнит притягивать металлические предметы? Проверим, так ли это.
  • На столах стоят стаканы с водой, на дне скрепка. Нужно взять магнит и опустить его в воду. Что произойдет?
  • Так что же  произошло и какой вывод можно сделать? (ответы детей).

Вывод: правильно, магнит притягивает железные предметы даже под водой.

  • Благодаря своей способности притягивать предметы под водой, магниты используют при  строительстве и ремонте подводных сооружений, кораблей. С помощью магнита удобно держать инструменты под водой.
  • А как вы думаете, может ли магнит действовать на предметы, находящиеся на расстоянии?
  • Давайте проверим. Сначала мы построим кораблики из бумаги, прикрепим к нему флажок железной скрепкой, пустим кораблик на воду и попробуем управлять им, двигая магнит над корабликом, не касаясь. (Дети изготавливают бумажный кораблик и экспериментируют)

Что происходит с корабликом? (ответы детей)

Вывод: правильно, сила магнита действует даже на расстоянии.

Приведите в порядок свои рабочие места. Из ученых мы снова превращаемся в ребят. (Дети снимают халаты и садятся на коврик)

  • Какие предметы притягивает к себе магнит?
  • С какими свойствами магнитов вы познакомились?
  • Кто знает, где используют магнит?

Молодцы, хорошо усвоили  новый материал, а чтобы вы могли еще поэкспериментировать, я подарю вам магниты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: "Знакомство с магнитом и его свойствами".

Способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывает у детей интерес и  удивление. Я решила познакомить детей с магнитом, показать, что ...

Знакомство с магнитом и его свойствами

Рассказ воспитателя легенды о появлении магнита.Организация  экспериментирования с обсуждением и вывода.Просмотр мультфильма «Смешарики. Магнетизм»...

Конспект занятия по экспериментированию «Знакомство с магнитом и его свойствами» (старшая группа)

Данный конспект занятия по эксперементальной деятельности будет полезен воспитателям ДОУ....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»

развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе "Знакомство с магнитом и его свойствами".

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе " Знакомство с магнитом и его свойствами."Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи: З...

конспект занятия "Знакомство с металлом, магнитом и их свойствами."

детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Эксперимент обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач,т. е. эксп...