Младший дошкольник и экология
статья

 Уже в младшем дошкольном возрасте закладываются основы личности, отношение к окружающему миру, к своей Родине, в том числе доброе и ответственное отношение к родной природе. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Задача младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей для их жизни. Поэтому перед педагогами младших групп встаёт непростая задача формирования у дошкольников основ рационального природопользования. Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психологических особенностей детей этого возраста.

Дети первой младшей группы доверчивы и непосредственны, они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко увлечь и заинтересовать любой новизной: новой игрушкой, интересным предметом или неожиданным действием. Нужно не забывать о том, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени – им необходимы постоянная смена действий, частая смена впечатлений. Воспитатель, работая с детьми этого возраста должен помнить, что слова, не подтверждённые зрительным и осязательным предметом, ничего не значат – за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Учитывая всё вышесказанное можно утверждать, что успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними: * мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи; * медленная, выразительная речь, многократные повторения одного и того же; * подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим; * частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой; * использование приёмов, вызывающих положительные эмоции малышей; * осознанное создание воспитателем в своём поведении (действиях и словах) образа для подражания; * частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).

Задача воспитателя в работе с детьми 2-3летнего возраста - заложить первые ориентиры в мире природы – растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни. Воспитатель, прежде всего сосредотачивается на сенсорном развитии детей, т.к. на данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребёнка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом. Фундаментом экологической культуры – накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. Дети младшей группы должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны отличать их главные сенсорные свойства – цвет, величину, форму, мягкости или твёрдость, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможности деятельности с ними. Одной из задач экологического воспитания детей этого возраста является формирование понимания детьми своеобразие живого объекта, его отличительные черты от неживого объекта, формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитания детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: что цветы в уголке природы нужна вода для роста и жизни, а синичкам и воробьям в зимний период нужны крошки хлеба и зёрна, животные (кошки и собачки) не проживут без еды, на участке цветы и деревья ждут дождя, а если его нет , то необходимо их полить. Ознакомления с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определённых условиях – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной со взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зелёной зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель. Важное место занимает игра – несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им: («В гостях у бабушки в деревне»: «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты», «В гости к нам пришёл….», «В лесу» и другие. Место сказки не подвергается сомнению. Традиционные русские народные сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка» нравятся детям всех поколений. Эти сказки полезны тем, что их можно, вопервых, использовать как обучающее руководство: яркие картинки познакомят детей с образами домашних и диких зверей. Во-вторых же, могут послужить прекрасным руководством для инсценировки. Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются детьми. Успех в экологическом воспитании 3-4-летних малышей обеспечивается прежде всего понимаем воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребёнка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становиться понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметом, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Всё, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним. Важную роль в познании малышами объектов природы играют практически моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: "рисует" в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое – движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она ещё не является ведущей деятельностью, поэтому перед педагогом стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка». С самого начала года мы как воспитатели и в первой, и во второй младших группах многократно рассказывали и разыгрывали с куклами би-ба-бо сказки, начиная со сказки «Теремок». Новоселье зверей омрачается появлением нового гостя необъятного размера, затем в продолжения занятию дети каждому зверю ищут отдельный дом (нора, норка, логово, берлога и др.). Данная сказка прекрасно развивает образное мышление, ведь дети, как правило, очень сопереживают персонажам, параллельно рисуя сюжет сказки в своей голове. В сказке «Репка» - Дед, вырастил в огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово–овощной» тематикой (в его огороде растёт не только репка, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в обследовании, даёт попробовать и к детям в целом относится доброжелательно. Тему домашних животных можно легко подать с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия приходит Дед, либо Баба, рассказывают, то о корове с телёнком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят сеном игрушечных (или изображённых на картине) коров и коз, пасут из, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок. Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты: * разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за кошкой, или же птицей за окном, рябиной на участке в разное время года, осенними листьями, весенними цветами и травой). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы; * ежемесячные (в течении одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок- пиктограмм) и одеванием кукол; * участие в подкормке зимующих птиц и наблюдением за ними, которые фиксируются на доске картинки с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки; * проращивание лук-репки в зимнее время, наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитатель в присутствии детей и с их помощью делает зарисовки; * совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, на групповом огородике – приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ; * рассказывание и разыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах; * проведение экологических занятий один раз в две недели; * проведение экологических досугов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Младший дошкольник и экология

Уже в младшем дошкольном возрасте закладываются основы личности, отношение к окружающему миру, к своей Родине, в том числе доброе и ответственное отношение к родной природе. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Задача младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей для их жизни. Поэтому перед педагогами младших групп встаёт непростая задача формирования у дошкольников основ рационального природопользования. Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психологических особенностей детей этого возраста. Дети первой младшей группы доверчивы и непосредственны, они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко увлечь и заинтересовать любой новизной: новой игрушкой, интересным предметом или неожиданным действием. Нужно не забывать о том, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени – им необходимы постоянная смена действий, частая смена впечатлений. Воспитатель, работая с детьми этого возраста должен помнить, что слова, не подтверждённые зрительным и осязательным предметом, ничего не значат – за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Учитывая всё вышесказанное можно утверждать, что успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними: * мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи; * медленная, выразительная речь, многократные повторения одного и того же; * подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим; * частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой; * использование приёмов, вызывающих положительные эмоции малышей; * осознанное создание воспитателем в своём поведении (действиях и словах) образа для подражания; * частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове). Задача воспитателя в работе с детьми 2-3летнего возраста - заложить первые ориентиры в мире природы – растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни. Воспитатель, прежде всего сосредотачивается на сенсорном развитии детей, т.к. на данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребёнка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом. Фундаментом экологической культуры – накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. Дети младшей группы должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны отличать их главные сенсорные свойства – цвет, величину, форму, мягкости или твёрдость, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможности деятельности с ними. Одной из задач экологического воспитания детей этого возраста является формирование понимания детьми своеобразие живого объекта, его отличительные черты от неживого объекта, формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитания детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: что цветы в уголке природы нужна вода для роста и жизни, а синичкам и воробьям в зимний период нужны крошки хлеба и зёрна, животные (кошки и собачки) не проживут без еды, на участке цветы и деревья ждут дождя, а если его нет , то необходимо их полить. Ознакомления с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определённых условиях – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной со взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зелёной зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель. Важное место занимает игра – несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им: («В гостях у бабушки в деревне»: «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты», «В гости к нам пришёл….», «В лесу» и другие. Место сказки не подвергается сомнению. Традиционные русские народные сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка» нравятся детям всех поколений. Эти сказки полезны тем, что их можно, вопервых, использовать как обучающее руководство: яркие картинки познакомят детей с образами домашних и диких зверей. Во-вторых же, могут послужить прекрасным руководством для инсценировки. Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются детьми. Успех в экологическом воспитании 3-4-летних малышей обеспечивается прежде всего понимаем воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия. Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребёнка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становиться понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметом, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Всё, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним. Важную роль в познании малышами объектов природы играют практически моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: "рисует" в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое – движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она ещё не является ведущей деятельностью, поэтому перед педагогом стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка». С самого начала года мы как воспитатели и в первой, и во второй младших группах многократно рассказывали и разыгрывали с куклами би-ба-бо сказки, начиная со сказки «Теремок». Новоселье зверей омрачается появлением нового гостя необъятного размера, затем в продолжения занятию дети каждому зверю ищут отдельный дом (нора, норка, логово, берлога и др.). Данная сказка прекрасно развивает образное мышление, ведь дети, как правило, очень сопереживают персонажам, параллельно рисуя сюжет сказки в своей голове. В сказке «Репка» - Дед, вырастил в огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово–овощной» тематикой (в его огороде растёт не только репка, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в обследовании, даёт попробовать и к детям в целом относится доброжелательно. Тему домашних животных можно легко подать с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия приходит Дед, либо Баба, рассказывают, то о корове с телёнком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят сеном игрушечных (или изображённых на картине) коров и коз, пасут из, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок. Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты: * разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за кошкой, или же птицей за окном, рябиной на участке в разное время года, осенними листьями, весенними цветами и травой). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы; * ежемесячные (в течении одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок- пиктограмм) и одеванием кукол; * участие в подкормке зимующих птиц и наблюдением за ними, которые фиксируются на доске картинки с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки; * проращивание лук-репки в зимнее время, наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитатель в присутствии детей и с их помощью делает зарисовки; * совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, на групповом огородике – приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ; * рассказывание и разыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах; * проведение экологических занятий один раз в две недели; * проведение экологических досугов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол с родителями дошкольников по экологии

Общение взрослых с детьми должно быть выстроено так, чтобы малыши на живых примерах и образцах поведения активно приобретали личный опыт приобщения к основам экологической культуры...

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с экологией, по методической теме «Мы – Земляне». 2010 -2011 год( Старшая группа)

Экология довольно интересный и занимательный предмет. Предлагаю вам перспктвный план по экологии для старшей группы....

Дошкольник и экология

Подойдет для тех кто выбрал приоритетное направление: формирование элементарных экологических представлений....

Дошкольник и экология

Формирование у дошкольников основ культуры рационального природопользования....

Консультация для воспитателей "Младший дошкольник и экология"

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру....

Педагогический проект Работа с родителями по экологическому воспитанию Младших дошкольников «Юные-экологи»

Создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации данного направления, через неё воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного кра...