Рекомендации для родителей по обучению чтению дошкольников в домашних условиях
консультация (подготовительная группа)

Бовина Татьяна Михайловна

Чтение – это быстрое последовательное  преобразование букв  в  слитно произносимые звуки. При обучении чтению в домашних условиях необходимо  знать , как формируется  у детей  этот чрезвычайно сложный навык, и с какими типичными  трудностями они сталкиваются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по обучению чтению дошкольников в домашних условиях

Чтение – это быстрое последовательное  преобразование букв  в  слитно произносимые звуки. При обучении чтению в домашних условиях необходимо  знать , как формируется  у детей  этот чрезвычайно сложный навык, и с какими типичными  трудностями они сталкиваются.

Прежде, чем читать , ребёнку нужно  хорошо запомнить графический образ буквы. В русском алфавите много сложных по начертанию букв  (например: Я,Ы, Ю, Ж, Щ, М) , и ребёнку трудно запомнить, как они выглядят . Часто встречаются просто похожие буквы (В-Б, И-Й, Ш – Щ, Ж-Х).В результате  ребёнку бывает сложно  различить начертания на глаз . Ему требуется много времени  на то, чтобы опознать  их , а чтобы читать, он должен узнавать буквы мгновенно.

Сложно объяснить ребёнку логически, почему буква, обозначающая данный звук, выглядит именно так, а не иначе.

Помочь запомнить образ буквы могут следующие игровые приёмы:

*Буквы-пазлы (буква составляется из отдельных пазлов, на каждом из которых изображён предмет. В названии каждого предмета первая буква, та что выкладывает ребёнок.);

* Буквы из бросовых материалов:

= выкладывание буквы на войлоке из липучки,

= из проволоки,

= из кусочков цепочки разной длины

Дома могут быть использованы любые материалы. И чем они разнообразнее, тем интереснее будет ребёнку.

Чтобы читать, нужно свободно перемещаться по странице взглядом. Освоение чтения требует умственного усилия , возникает  и психическое, и эмоциональное напряжение. Внутреннее напряжение  выражается в напряжении  глазных мышц. Глаз теряет свободу и быстроту движений. Предотвратить данное явление может выполнение глазодвигательных упражнений необходимых  для укрепления мышц глаза и  применяющихся  не только для профилактики глазных заболеваний, но и в качестве действенного средства увеличения скорости чтения.

1.И.п. – ребёнок лежит на спине, голова лежит неподвижно. Взрослый берёт небольшой предмет (игрушку, фломастер) и плавно водит предметом перед глазами  ребёнка: слева направо и в обратном направлении  на расстоянии вытянутой руки (4-6 раз ), вверх, вниз, по диагонали, от носа и к носу (глаза ребёнка должны сходится  к переносице, когда предмет оказывается у носа).

2.И.п. – лёжа на спине, голова лежит неподвижно, рот открыт, язык высунут и лежит спокойно. Движения взрослого те же, что в упр.1.

3. И.п.  – ребёнок лежит на спине, голова лежит неподвижно. Рот открыт, язык высунут. Взрослый берёт небольшой предмет и плавно водит предметом слева направо и в обратном направлении  перед глазами ребёнка, затем вверх, вниз и к носу. Ребёнок следит глазами  и поворачивает язык в ту же сторону, что и глаза (глаза за предметом направо – язык вправо). Упражнение выполняется  сначала на расстоянии  вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

4.И.п. – лёжа на спине, голова лежит неподвижно. Ребёнок перемещает предмет самостоятельно. Взять в правую руку предмет (игрушку) и отвести его на расстояние вытянутой руки вправо. Следить глазами. На 3-4 секунды задержать предмет в крайнем положении, ребёнок должен удержать взгляд на крайней точке. Затем переложить  в левую руку и отвести предмет влево, потом вниз к носу и отвести от носа (4-6 раз).

Далее ребёнок выполняет глазодвигательные упражнения самостоятельно сидя, стоя, подключая работу языка, описанную в упражнениях 3 и 4.

* Прежде всего,  обратите внимание  на то, что при обучении  чтению дошкольника надо делать упор  на запоминание звуков, а не букв. То есть, например, при освоении  буквы Б нужно учить ребёнка говорить  [б], а не [бэ], [г], а не [гэ] и т.д.

При таком подходе ему в дальнейшем будет гораздо проще  понять, почему, к примеру, [б] и [а] в слоге БА дают [ба].

*При изучении алфавита вовсе не обязательно  заставлять малыша заучивать все 33 буквы. Для начала достаточно освоить  15-20 наиболее употребляемых букв: обязательно несколько гласных и несколько согласных. Уже этого набора будет достаточно, чтобы успешно осваивать слоги.

*Выучив большую часть букв, можно переходить к слогам, составленным из этих букв. Здесь важно учесть несколько тонкостей:

= сначала осваиваются открытые слоги, т.е.  согласная – гласная буквы (НА, СЫ, ВУ…);

= слоги с гласными Е, Ё, Я, Ю являются более трудными для чтения, поэтому на первом этапе желательно читать слоги  только с гласными А, У, О, Ы, Э, И;

=  прежде чем читать слоги, надо научиться складывать звуки в слоги «в уме». Говорите малышу: «Б, А, - что получится? Правильно – БА!» Союз И  будет мешать малышу правильно соединять  буквы в слоги. После чтения «в уме» можно переходить  к чтению слогов на бумаге;

= стремитесь к тому, чтобы ребёнок читал сразу слоги, а не буквы;

=  предлагайте ребёнку читать « в уме»  слоги с фиксированной гласной: БА, ВА, ТА…, Когда этот этап будет пройден, переходите к слогам  с другой фиксированной гласной: БО, ВО, ТО…;

= обратите внимание на продолжительность  занятий и их частоту.  Перерывы между занятиями более 4 дней не желательны. Продолжительность занятия с детьми 5-6 лет составляет не больше 15-20 минут.

*Если ребёнок уверенно читает слоги с  гласными А, У, О, Ы, Э, И , то можно переходить к  чтению слогов с гласными Е, Ё, Я, Ю.

* Не забывайте время от времени возвращаться к предыдущему разделу для повторения и закрепления пройденного. В принципе можно и самому писать  слоги на бумажке, предлагая их затем  для прочтения ребёнку. Это особенно удобно делать в дороге или в гостях, когда нет под рукой книги.

* Закрытые слоги (слоги с первой гласной ) – АБ, АВ, ОГ, УГ …, дети часто читают наоборот. Не расстраивайтесь, каждый раз мягко поправляйте. Чередуйте чтение открытых и закрытых слогов.

* Лучше переходить к чтению слов тогда, когда ребёнок называет слог сразу, а не по буквам. Однако читать слова гораздо интереснее, чем слоги. Поэтому трёхбуквенные слова можно предлагать ребёнку для чтения даже в том случае, когда он ещё не читает слоги сразу.

* Для чтения слов, состоящих из нескольких букв, ребёнок должен читать слоги сразу,  а не по буквам. В противном случае чтение  неэффективным и  утомительным. Поэтому, прежде чем переходить  к более сложным , двух – трёхсложным словам, убедитесь, что малыш уверенно читает слоги.

* По возможности помогайте своему ребёнку. Иногда можно прочитать первый слог слова, предоставив ему возможность прочитать второй слог  и догадаться, что за слово получилось.

* Убедившись, что ваш ученик более или менее неплохо читает двух – трёхсложным слова, можно переходить к чтению несложных предложений.

* Чаще поощряйте ребёнка, просите помочь прочитать вам  ту или иную фразу в газете, книге, объявлении.

* Старайтесь разнообразить занятия. Используйте в качестве ещё одного «ученика» любимую игрушку вашего ребёнка, которую можно активно вовлекать  в урок. Устраивайте соревнования  - кто быстрее прочитает  то  или иной слог, вы , ваш ребёнок  или кукла.

Возможны и другие , не менее эффективные  педагогические приёмы. Всё зависит от вашей фантазии.

Личный пример родителей – это самое главное. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок писал и читал, пусть он чаще видит  читающих родителей!

Литература:

Полякова М.А.   Обучение беглому чтению. – М., 2017.

Федины Ольга и Сергей   Как научить ребёнка читать. – М. 2012.

Шишкова С.Ю.  Буквограмма: в школу с радостью. – Ростов н/Д., 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей как развить речь ребенка в домашних условиях АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКАДорогие родители, первый звук, который произносит ребенок – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого аппарата. Сущес...

Рекомендации для родителей по обучению чтения детей

Материал для родителей по обучению чтения детей. В домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку также естественно, как умение ходить или говорить. Дорогие родители, бабушки и дедушки! Если...

Рекомендации для родителей о режиме дня дошкольника в домашних условиях в выходные и праздничные дни.

Рекомендации для родителей о режиме дня дошкольника в домашних условиях в выходные и праздничные дни. Если ребенок посещает детский сад, его домашний режим в выходные и праздничные дни должен соответс...

Рекомендации родителям по режиму дня дошкольника в домашних условиях в выходные и праздничные дни.

Рекомендации родителям по режиму дня дошкольника в домашних условиях в выходные и праздничные дни....

Рекомендации для родителей "Развитие мелкой моторики дошкольников в домашних условиях с использованием подручного материала"

этот материал поможет воспитателю познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики, которые можно организовать в домашних условиях....

Рекомендации для родителей по обучению детей плаванию в домашних условиях (в ванной и не только)

Ваш ребёнок боится воды, с криком моется под душем, с нежеланием ходит в бассейн, а может Вас не устроили результаты итогового мониторинга по плаванию - тогда эти рекомендации для вас!...

Рекомендации для родителей по обучению чтению дошкольников

Методические рекомендации помогут начинающим педагогам и родителям научить детей чтению....