Консультация для родителей:«Воспитание без наказания»
консультация (старшая группа)

 

Цель: -  Выработать правильную модель поведения у родителей к процессу воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_vospitanie_bez_nakazaniya.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Воспитание без наказания»

 Цель: -  Выработать правильную модель поведения у родителей к процессу воспитания.

 Форма проведения: анкетирование, диспут.

Ход мероприятия

По определению академика И. П. Павлова, воспитание — это формирование общественно-необходимых отношений к миру, стране, обществу, самому себе( историко-философский подход, политически нейтрален).

По определению А. С. Макаренковоспитание — это создание (выработка) устойчивых привычек поведения. Макаренко тем самым (вслед за К. Д. Ушинским) существенно разделял понятия «обучение» и «воспитание», указывая на то, что одно только словесно-теоретическое сообщение знаний (обучение) тому, «что такое хорошо и что такое плохо» обычно недостаточно для того, чтобы человек стал смелым, добрым, честным, порядочным (и далее по списку того, «что такое хорошо» в культуре данного народа в данную культурно-историческую эпоху). Одним из главных открытий А. С. Макаренко явилось определение того, что для успешного воспитания и для успешного обучения требуются разные средства (хотя и дополняющие, при умелом применении, друг друга), выявление и опробование необходимых и достаточных условий воспитания в учебно-трудовом коллективе, которое с одной стороны успешно, с другой — не нарушает допустимые (этически и юридически) нормы воздействия на воспитуемых лиц.

Воспитание – это процесс, это постоянное, не разовое, привитие каких-то навыков тому, кого воспитывают. Воспитание чаще всего направлено на ребенка. День за днем, шаг за шагом, дома и в детском саду ребенку разными путями прививаются различные знания, навыки и умения. Иногда воспитание человека происходит до зрелого возраста.

Воспитание - это человеческие действия, направленные на другого человека с целью объяснить ему смысл жизни и как в ней нужно действовать.

В начале нашей работы я предлагаю заполнить Вам анкету.

Анкета

1. Вы считаете, что хорошо знаете своего ребёнка?
- Да
- Не очень
- Плохо
2. Достаточно ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребёнка?
- достаточное

-недостаточное

-затрудняюсь ответить
3. Часто ли вы хвалите своего ребёнка?
- Всегда
- Иногда
- Никогда
4. Как вы поощряете своего ребёнка?
- Радуетесь вместе с ним его достижениям.
- Стараетесь совместно организовывать досуг.
- Просто хвалите.
- Покупаете ребёнку дорогие вещи, подарки, даёте деньги.
5. Как вы наказываете своего ребёнка?
- Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним
- Ругаете, кричите на него, иногда даже оскорбляете.
- Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д., общаться с друзьями.
- Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)

Примечание: Анкетирование проводится анонимно, после сбора заполненных анкет производится их анализ и на его основании проводятся разъяснения.

Сегодня мы поговорим о воспитании без наказания.

Диспут

- Что делать, если поведение вашего ребенка вышло за грани дозволенного и вы на грани…наказания?

1. Успокоиться. (Счет до 10; вспомнить 5 качеств, за которые вы любите своего ребенка.) Это настроит вас на позитивное отношение с ребенком.

2. Определить свое состояние, что вами движет. (Злость, обида, желание отомстить или собственная беспомощность.)

3. Постараться понять, что хочет сказать вам ребенок своим поведением.

4. Подумайте, чем вы можете помочь своему ребенку и действуйте.

Цель плохого поведения- привлечение внимания

Цель плохого поведения, как привлечение внимания бывает в 2х случаях; когда ребенку уделяют много внимания или очень мало. Самый распространенный пример, когда у вас гости, а ребенок ведет себя, мягко сказано, не лучшим образом.

- Что думает ребенок, которому уделяют много внимания?

- А, которому мало внимания?

Пример 1.

Мама дома работает на компьютере. Сын тут же шумно играет. Мама просит его уйти в свою комнату. Ребенок продолжает играть. Тогда она резко обращается к нему: «Я сказала, уйди в свою комнату!» Сын в ответ: «Нет, не уйду!»

Вопросы:

  1. Что чувствует мама?
  2. Какова реакция на замечание сына?
  3. Что хочет сказать сын своим поведением?
  4. Какую цель он преследует?

Пример 2.

Мама дома работает на компьютере. Сын громко стучит игрушкой об игрушку. Мама делает ему замечание: «Дима!» Мальчик тут же прекращает и говорит: «Мама дай я тебе расскажу, что у нас…» «Не сейчас, Дима. Подожди, пока я закончу». «Пожалуйста, ведь это так интересно» - умоляет сын. «Ну ладно», - уступает мама, глубоко вздохнув и закатив глаза.

Вопросы:

  1. Что чувствует мама?
  2. Какова реакция сына на ее замечание?
  3. Что хочет сказать сын своим поведением?
  4. Какую цель преследует Дима?

Пример 3.

Мама с дочкой возбуждены в приемной. Мама не находит рукавичек, которые она накануне силой надела дочери. С возмущением мама спрашивает: «Где варежки?» Девочка, уставившись в пол с каменным выражением лица, молчит. Мама, встряхивая за плечи грозно: «Куда дела варежки?» Девочка с ненавистью: «Выкинула!» «Уйди с глаз моих. Будешь всю зиму ходить без рукавичек!»,- резко говорит мама.

Вопросы:

  1. Что чувствует мама?
  2. Какова реакция девочки на замечание мамы?
  3. Что хочет сказать дочь своим поведением?
  4. Какую цель поставила перед собой девочка?

Пример 4.

Мама дома с дочерью выполняют задания с воскресной школы по математике. «Настя расставь все числа по порядку», - говорит мама. «Я не знаю как…». «Ну, давай же, Настя, - уговаривает мама. - Ты это умеешь». Та лишь пожимает плечами. Мама вздыхает, затем ласково говорит: «Ну, Настя, какое в начале число надо поставить? Можешь сказать?» Девочка нерешительно говорит: «Один». «Молодец! Какое следующее число надо взять?»

Вопросы:

  1. Что чувствует мама?
  2. какова реакция Насти на замечание мамы?
  3. Что хочет сказать дочь своим поведением?
  4. Какую цель поставила перед собой девочка

Ответы к примерам

Пример 1.

  1. Мама злится. Затронут ее авторитет.
  2. Сын игнорирует замечание.
  3. «Ты не можешь меня заставить».
  4. Влияние (борьба за власть).

Пример 2.

  1. Раздражение.
  2. Прекращает плохо вести себя, потому что получил желаемое внимание.
  3. «Заметьте меня». «Обратите на меня внимание».
  4. Внимание.

Пример 3.

  1. мама чувствует обиду и желание отомстить.
  2. Девочка молчит, а затем грубит.
  3. «Я буду обижать других так же, как они обижают меня».
  4. месть.

Пример 4.

  1. досада и сочувствие.
  2. Не было сделано никакого замечания.
  3. «Оставьте меня в покое».
  4. Уклонение.

Заключительная часть

В заключении хочется отметить, что необходимым условием ваших успехов в воспитании является – доверие. Это особенно трудно, так как мы еще не научились по достоинству ценить своих детей. Пусть та информация, которую вы сегодня получили на собрании, поможет вам поверить  в свои силы. Мы уверены Вы много сможете достичь. Удачи нам всем!

 

Список литературы:

1. Рудольф Дрейкурс, Вики Золц «Манифест счастливого детства».

2. К. Кволс «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания».

3. http://www.slovonevorobei.ru/aforizm/tema_aforizm_141_1.shtml - афоризмы и высказывания о воспитании.

Памятка родителям:

За что ни в коем случае нельзя наказывать:

  • за естественную познавательную активность: например, ребенок берет в рот предметы, тычет пальчиком в разные дырочки или хочет познать функции какого-то предмета, т.е. сломал игрушку (свою или чужую - не нарочно), изучает свои половые органы;
  • за возрастные и физиологические особенности: неусидчив, невнимателен, не желает засыпать, не хочет есть;
  • за отсутствие опыта поведения в той или иной жизненной ситуации - не попросился на горшок и описался; плюется или дерется, если ранее ему не объяснили, что это плохо; отнимает игрушку (естественное желание); боится идти к врачу;
  • за проявление естественного чувства – ревность к младшему братику или сестренке (обижает их);
  • за неосторожность: испачкался на прогулке, случайно пролил сок из чашки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: Воспитание патриотизма как компонента нравственного воспитания.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с ...

Консультация для родителей "Воспитание детей в семье последнего российского императора Николая II - пример для воспитания современных детей"

Вопрос воспитания ребенка актуален во все времена и волнует многих родителей. Материал консультации ответит на многие интересующие родителей вопросы, поскажет, как правильно воспитать ребенка в соврем...

Консультация для родителей «Воспитание без наказаний»

Консультация для родителей «Воспитание без наказаний»...

Консультация для родителей "Воспитание ребенка без физического наказания"

Консультация для родителей "Воспитание ребенка без физического наказания"...

Консультация для родителей: "Воспитание без наказаний и криков возможно?"

Консультация для родителей: "Воспитание без наказаний и криков возможно?"...

Консультация для родителей "Воспитание сказкой; Консультация для родителей "Детское конструирование"

Консультация для родителей "Воспитание сказкой;Консультация для родителей "Детское конструирование"...

Консультация для родителей "Воспитание без наказания"

Каковы же принципы, лежащие в основе воспитания? Требования должны быть конкретными, а не общими. Ребенок лучше поймет нас, если мы доходчиво объясним, чего конкретно от него мы хотим. К примеру, бесп...