Главные вкладки

    Тренинг для родителей детей подготовительной группы «На пороге школы»
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Бондаренко  Татьяна Александровна

    Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению. Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тренинг для родителей детей подготовительной группы «На пороге школы»

    Тема: Подготовка семьи к обучению в школе.

    Цель: Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению. Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

    Задачи:

    • Повышение компетентности родителей: познакомить родителей с критериями готовности к обучению в школе.

    • Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей, познакомить со способами коррекции.

    • Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

    • Сплочение группы, настрой на совместную работу;

    • Обучение эффективным способам общения;

    • Развитие навыков рефлексии у родителей.

    Участники: родители, воспитатели группы подготовительной, педагог- психолог.

    Оборудование и материалы:

    1. Проектор.

    2. Компьютер.

    3. Карточки со словами.

    4. Запись спокойной инструментальной музыки.

    5. Листы бумаги и ручки.

    План проведения

    1. Вступительная часть. Приветствие. Регламент.

    2. Теоретическая часть: Выступление педагога-психолога:

    «Психологическая готовность ребенка к школе»

    «Что ребенок должен знать к 6-7 годам».

    3. Практическая часть.

    Задания «Первоклассник»

    Игра – тест: определить в степень беспокойства родителей в связи с приближающимся школьным обучением ребенка.

    4. Подведение итогов. Рекомендации родителям.

    5. Рефлексия.

    Ход собрания

    1. Вступительная часть.

    Добрый вечер, уважаемые родители!

    Мне с большим удовольствием хочется поздравить вас, с тем, что вы уже не просто родители, а родители будущих первоклассников! Тема родительского собрания «Подготовка ребёнка к школе» выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш ребёнок впервые войдёт в школьный класс. И вы уже задаёте себе вопросы:

    - Готов ли мой ребёнок к школьному обучению?

    - Как он будет учиться?

    - Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности?

    Наверное, каждый ребенок ожидает, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки.

    Но то, как он будет учиться и многое другое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе.

    Нужна ли при этом помощь родителей? Да. Каждый ребенок нуждается в поддержке родных ему людей, тем более в таком ответственном событии. Не стесняйтесь рассказать детям о том, как вы волновались и переживали, когда были первоклассниками, какой была ваша первая учительница и т. д.

    В дошкольном детстве дети все свободное время посвящают играм. И это правильно. Не стоит запугивать детей тем, что с началом учебы они должны будут отказаться от игр. Во-первых, это неправда, а во-вторых, подобные угрозы могут лишь задержать готовность ребенка к обучению в школе.

    2. Что это такое Психологическая готовность ребенка к школе.

    Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду.

    Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя их уровень развития может быть разным, это:

    • Физиологическая готовность – состояние здоровья;

    • Психологическая.

    • Социальная – взаимоотношения с окружающими, отношение к самому себе;

    Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего интеллектуальная готовность, мотивационная готовность, волевая готовность, коммуникативную способность.

    Интеллектуальная готовность – это показатель уровня познавательной сферы ребенка. Здесь выделяют функции внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. В школе ребенку потребуются умения сравнения, анализа, обобщения, знания об окружающем мире, нормах поведения. Но главным компонентом выступит не столько объем знаний, сколько желание думать, самостоятельно решать и находить выход из проблемной ситуации.

    Для формирования интеллектуальной готовности, необходимо побуждать ребенка - задавать вопросы, обогащать его словарный запас, обсуждать с ним явления окружающего мира.

    Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

    Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

    Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

    Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

    Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

    Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

    Коммуникативная готовность - это умение ребенка строить свои взаимоотношения с другими людьми:

    • играть и общаться с другими ребятами;

    • быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;

    • общаться с взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;

    • доброжелательность и отсутствие агрессивности.

    В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка к обучению к школе.

    ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ:

    Создать общую установку, общую позицию ребенка по отношению к школе и учению. Такая позиция должна сделать поступление в школу радостно ожидаемым событием, вызвать положительное отношение к предстоящему учению с другими ребятами в школе и сделать само учение радостным и интересным занятием.

    КАЧЕСТВА, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ РЕБЕНОК, ЧТОБЫ УЧИТЬСЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ:

    • внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;

    • хорошая память;

    • сообразительность;

    • любознательность;

    • развитое воображение;

    • начальные навыки чтения, счета, письма;

    • волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);

    • организованность аккуратность;

    • дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.

    ЗАПОМНИТЕ:

    При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребенка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя!

    Ребенок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.

    Постарайтесь достижения ребенка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата (сестры, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребенке, даже если они не в его пользу) Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учебе для вашего малыша.

    Особое внимание нужно уделить развитию речи и моторики ребенка.

    Речь.

    Состояние словарного запаса: в словаре 6-7-летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, больше времени находить для общения с ребёнком, а в-третьих, заниматься с ним.

    Состояние связной речи :учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ и т. д.

    Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам

    Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых функций.

    Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно дать

    Что должен знать ребёнок 6-7 годам:

    Что необходимо знать и уметь ребёнку, идущему в школу.

    1. Своё имя, отчество и фамилию.

    2. Свой возраст (желательно дату рождения) .

    3. Свой домашний адрес.

    4. Свой город, его главные достопримечательности.

    5. Страну, в которой живёт.

    6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

    7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года) .

    8. Домашних животных и их детёнышей.

    9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

    10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

    11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

    12. 3нать и уметь рассказывать русские народные сказки.

    13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

    14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.)

    15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

    16. 3апомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

    17. Различать гласные и согласные звуки.

    18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

    19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

    20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

    21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.

    22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут) .

    23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

    3. «Первоклассник»

    Цель: показать родителям, как важно :

    - подготовить ведущую кисть руки ребенка к обучению письма;

    - иметь большой словарный запас;

    - иметь физическую подготовку;

    - уметь пользоваться активной речью.

    Родителям предлагается выполнить ряд заданий.

    1. Упражнение «Напиши по образцу…» : Педагог-«Для того, чтоб нам как можно лучше было понять своих детей, давайте попробуем с вами написать небольшое слово каллиграфическим почерком. Сложно это или нет – разберемся на месте»!

    Цель: показать родителям, как важно подготовить ведущую кисть руки ребенка к обучению письма.

    На экране появляется слайд с образцом написанного слова СЕНТЯБРЬ. Родители должны переписать эти слова : правши –левой рукой, левши-правой.

    Обсуждение: было ли комфортно, удобно или сложно выполнять задание.? Какие ощущения испытывали при выполнения задания и т. п.

    2. Разрезать ножницами бумагу по контуру.

    Родители делятся на пары. Один в паре берет в одну руку ножницы, второй бумагу с контурным выделением. Они в паре должны вырезать фигуру, работая каждый только одной руке. Можно передвигаться.

    3. Пройти по кругу.

    Родители становятся в круг. Каждый кладет свою руку на плечо соседу и замыкают круг. Не разрывая круг родители должны пройти круг по часовой стрелке. Затем должны присесть и встать все вместе, не разорвав круг.

    Здесь важно отметить, как сложно выполнять задания без физической подготовки.

    4. Пойми меня.

    Родители делятся на пары. Один в паре закрывает уши (либо надевает наушники с музыкой, второй шёпотом произносит ему слово. Задача родителя угадать, что он сказал.

    5. Без слов.

    Родители делятся на пары. Один в паре читает карточку, на которой изображено слово. Он должен жестом показать это слово. Второй угадать.

    Усложнение: одним словом объяснить слово.

    Педагог: Мы, взрослые, часто возмущаемся из-за камушков, стеклышек и железок, принесенных ребенком в дом для игры, возмущаемся по поводу «бесцельного» перевода пластилина, бумаги и красок, из-за ножниц, которыми нарезано «всякой дребедени».

    Но эти занятия - часть кипучей жизнедеятельности, и результаты которой помогают развитию мелкой моторики рук, развитию умения координировать движения рук и глаз и, тем самым, определяют продуктивность умственного развития ребенка.

    Формирование навыков письма – это задача первых лет обучения в школе. А штриховка, раскраска, лепка, игры с мелкими конструкторами, мозаиками и вкладышами прекрасно готовят руку предстоящей трудной работе.

    ИГРА: ТЕСТ . Определить в степень беспокойства родителей в связи с приближающимся школьным обучением ребенка.

    • Похлопайте в ладоши, только те, кто испытывает чувство радости и уверенности в связи с этим событием.

    • Похлопайте в ладоши, только те, кто испытывает умеренное беспокойство;

    • Похлопайте в ладоши, только те, кто уже испытывает сильное волнение, беспокойство;

    А как вы думаете, от кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше? (Ответы родителей)

    :Педагог-«Беспокоятся и переживают почти все родители за своё чадо, и это вполне нормально. И мы, педагоги тоже беспокоимся за своих выпускников. Мы тоже хотим, чтобы ваши дети хорошо учились в школе, поэтому, нам необходимо общими усилиями как можно лучше подготовить наших детей к этому этапу жизни, найти возможные пути преодоления различного рода трудностей, возникающих на нашем пути».

    4. Подведение итогов:

    Итак, что же является фундаментом успешной подготовки ребёнка к школе?

    1. Физическое здоровье ребёнка.

    2. Развитый интеллект ребёнка.

    3. Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.

    4. Выносливость и работоспособность.

    5. Умение ребёнка читать и считать.

    6. Аккуратность и дисциплинированность.

    7. Хорошая память и внимание

    8. Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно.

    Рекомендации родителям:

    - Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.

    -Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.

    - Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т. п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.

    -Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.

    Если ваш ребенок испытывает трудности в овладении письмом, ни в коем случае не ругайте его за множество ошибок, не упрекайте в лени и невнимательности. Это было бы равноценно, например, обвинению ребенка, страдающего церебральным параличом, в неуклюжести и неловкости.

    Итак, родителям необходимо помнить, что развивая речь ребенка, мы закладываем основу для формирования высших психических функций (воображения, памяти, мышления, и, следовательно, для успешного обучения ребенка в школе.

    Самое главное, что вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не берите на себя роль учителя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие-практикум с родителями детей подготовительной группы "На пороге школы"

    Рассматривается один из вариантов работы с родителями по повышению компетентности в вопросах психолого-педагогической готовности к регулярному обучению в школе....

    Практическое занятие с элементами тренинга для родителей детей подготовительной группы «Влияние звука на психологическое здоровье детей»

    «Самое прекрасное, что мы можем испытать – это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, о...

    Консультация для родителей детей подготовительных групп «Скоро в школу»

    Консультация для родителей детей подготовительных групп  «Скоро в школу» Ваш ребёнок скоро идёт в школу. «А готов ли он?», — с волнением думают родители. Одной из важных задач работы де...

    Проект для детей подготовительной группы «На пороге школы».

    Форма работы: проект. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, узкие специалисты, родители. База реализации проекта: муниципальное бюджетное дошкольное образовате...

    Тренинг для родителей детей подготовительной группы «На пороге школы»

    Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению. Создание условий для включения родителей будущих перво...

    Тренинг для родителей детей подготовительной группы по теме: "Роль родителей в развитии речи детей"

    Цель тренинга:- Способствовать развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.- Повысить уровень их компетентности в вопросах речевого развития.- Нацелить роди...

    Конспект «Конференции для родителей» в подготовительной группе «На пороге школы»

    Конспект  «Конференции для родителей»в подготовительной группе«На пороге школы»...