Работа воспитателя с детьми овз
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Работа воспитателя с детьми ОВЗ
(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)
Основы коррекционного воспитания и обучения детей с овз надо знать всем людям, которые будут взаимодействовать с таким ребенком. В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в детском образовательном учреждении работникам нужно знать следующие положения коррекционной работы:
Включать в занятия всех детей группы, разрабатывая для каждого индивидуальную развивающую программу.
При оценке динамики продвижения ребенка с овз сравнивать его не с другими детьми, а с самим собой на предыдущем уровне развития. Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности, корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться в педагогической работе.
Разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую коррекционную программу для ребенка совместно с родителями. При разработке такой программы опираться на общие закономерности возрастного развития как в норме, так и в условиях патологии.
Соблюдать основные принципы методического подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья:
- Создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности:
- Осуществлять коммуникативную направленность обучения;
- Строго индивидуализировать обучение;
- Всесторонне развивать у ребенка продуктивные виды деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликацию и др.
- Создавать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении детей
Предлагается соблюдать следующие обязательные направления коррекционной работы в сфере жизненной компетенции для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:
- Развитие адекватных представлений о собственных возможных ограничениях.
- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
- Овладение навыками коммуникации.
- Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации
- Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Результатом работы будут, если у ребенка сформированы умения:
- адекватно оценивать свои силы и возможности;
- пользоваться личными адаптивными средствами;
- умение обратиться за помощью взрослого в случае необходимости;
- включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие;
- положительная динамика в подготовке и проведении праздников;
- развитие у ребенка наблюдательности, любознательности, способности замечать новое, включаться в совместную с взрослыми исследовательскую деятельность.
Процесс обучения детей с овз следует сделать трехступенчатым: вначале ребенку объясняют, что он должен сделать, затем при необходимости оказать ему помощь, создать ситуацию успеха и поощрить ребенка за выполненное задание.
Для того, чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует предлагать ребенку короткие задания, стараясь сделать их более разнообразными, чередовать виды деятельности:
- Начинать и заканчивать серию заданий ситуацией успеха;
- Сочетать новые, более трудные задания с уже известными, более легкими.
- Важно сохранять в семье и детском саду единство и согласованность всех требований к ребенку с овз, потому что разные подходы вызывают эмоциональный стресс у детей.
Воспитателям, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо набраться терпения и не спешить. Не следует стараться научить ребенка сразу всему, лучше двигаться небольшими шажками, поднимаясь как бы по маленьким ступенькам. Доступным для детей с овз любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким, как все. Это место, где ребенок должен обрести право на обычное детство.
Особенно важно своевременно использовать потенциальные возможности детей данной категории, максимально скоррегировать недостатки в их развитии, преодолеть возможные трудности в дальнейшем школьном обучении. Дети с ОНР, при первично сохранном интеллекте, не могут самостоятельно овладевать учебными навыками. Более того, процесс обучения детей с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей, зависит от многих факторов, в частности, от тяжести и структуры речевого дефекта, от индивидуально-типологических особенностей.
Помимо недоразвития всех компонентов устной речи – фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи, для детей с ОНР характерно недоразвитие процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: нарушение внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, недостаточная сформированность словесно-логического мышления.
Коррекционно-образовательную деятельность в группах с ОНР ведут учитель-логопед и два воспитателя. Характерологические особенности воспитанников проявляются на занятиях, в игровой и бытовой деятельности. Воспитатели групп для детей с тяжелыми нарушениями речи сталкиваются с необходимостью постоянно искать подход к трудным и неконтактным детям, обучать их нормам и требованиям общения в коллективе, без которых не возможна социализация и полноценное воспитание.
Дети с ОНР к пяти годам, как правило, неправильно произносят от 10 до 20 звуков, а также не различают на слух близкие по звучанию: мягкие – твердые, звонкие – глухие звуки и т.п. Большинству из них недоступно произнесение слов со сложной слоговой структурой, например, водопроводчик, перекресток и т.п. В старшем дошкольном возрасте у них отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу, кроме того, словарь их беден. Рассказы таких детей схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. Часты неточности в согласовании слов, пропуски или замены предлогов.
Характерологические особенности детей с ОНР заметны любому воспитателю. Это проявляется на занятии, в игровой и бытовой деятельности. На занятиях часть детей быстро утомляется, начинает вертеться, разговаривать, т.е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда и не могут повторить ответ товарища.
В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, излишне подвижны, трудно управляемы. Другие, наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интерес к играм. Встречаются ребята с навязчивым чувством страха, повышенной впечатлительностью. Педагогам знакомы проявления негативизма, повышенной агрессивности или ранимости, обидчивости некоторых малышей.]
Воспитатели групп детей с ОНР сталкиваются с необходимостью постоянно искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто обучать их нормам и требованиям общения в коллективе, без которых невозможно полноценное воспитание основные направления работы – это коррекционно-воспитательное и образовательное. Другими словами, воспитатель помогает логопеду в исправлении нарушений речи и процессов, тесно связанных с ним, и осуществляет ряд образовательных задач, предусмотренных программой детского сада. Однако необходимо помнить, что из двух направлений коррекционно-воспитательное является более значимым, ведущим. Учитывая то, что для введения в самостоятельную речь слова ребенку необходимо не только многократно услышать новое слово, но и от 20 до 100 раз ( в зависимости от степени и специфики речевого дефекта и особенностей протекания психических процессов) повторить новое слово, воспитателю необходимо добиваться многократного повторения новых слов каждым ребенком. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы требуется соблюдать единый речевой режим в течение всего дня, что означает:
- непрерывный контроль за речью каждого ребенка,
- неукоснительное соблюдение требований логопеда,
- исправление речевых ошибок каждого ребенка,
- работу по единой лексико-грамматической теме в течение недели,
- отработку речевых клише в процессе всех режимных моментов,
- систематическую работу над произношением и речью в целом по заданию логопеда.
Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем учителя - логопеда. Воспитатель в логопедической группе является помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений, это и главная и специфическая функция. К коррекционным задачам воспитателя можно отнести следующее:
- закрепление речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях,
- максимальное пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе режимных моментов,
- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей,
- развитие внимания и памяти – процессов тесно связанных с речью,
- совершенствование словесно-логического мышления,
- развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Индивидуальные занятия по заданию логопеда воспитатель проводит во второй половине дня. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается с теми детьми, фамилии которых логопед записывает в специальной тетрадиЛучше всего для этой цели подходят настольные игры. А если воспитатель учитывает при распределении игр индивидуальные особенности ребят, то такая игра одновременно дает обучающий эффект. Например, для ребенка с нарушениями моторики воспитатель приготовит мозаику, нанизывание бус и т.д.
Виды работ планируются с учетом общедидактического принципа: от простого к сложному. На занятиях необходимо обеспечение всех видов работы с наглядностью, исключение составляют игры и упражнения, лишенные зрительной опоры, особенно на начальном этапе обучения.
Работая с детьми на протяжении всего дня (в отличие от логопеда), воспитатель имеет возможность многократно активизировать, закреплять новые понятия и слова, без чего невозможно введение их в самостоятельную Главное, чтобы они занимались добровольно и всегда с интересом.
Еще одним разделом коррекционной работы воспитателя является развитие артикуляционной моторики, которая проводится после аналогичной работы логопеда и осуществляется в течение полутора-двух месяцев ежедневно, и развитие моторики пальцев рук. Опыт показывает, что достаточно 3 – 5 минут каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить перед дневным сном, перед обедом или ужином, что значительно улучшает произношение детей. Вне занятий воспитатель предлагает детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собрать мозаику из мелких деталей, поработать с конструктором, застегнуть и расстегнуть пуговицы по возможности без помощи взрослого, поиграть на музыкальных инструментах с кнопками, собрать рассыпанные бусинки, мелкие предметы и т.д. полезно, чтобы в группе был оборудован уголок с перечисленными и другими предметами.
Работа с родителями..
Другая специфическая форма работы – собрания и открытые занятия. Полезно объединять эти формы работы. На собраниях целесообразно проводить небольшие консультации для родителей, которые должны быть короткими, четкими, с конкретным необходимым для родителей материалом.
Воспитатель: Петрова Е.А.
МКДОУ д\с «Сказка» п. Лиственичный
2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28
В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....
Игра как основной вид деятельности в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ГКУ ДДИ № 28
В статье рассматриваются игры как основной вид деятельности в коррекционной работе воспитателя на примере дома-интерната для детейсо сложной структурой дефекта....
Буклет для воспитателей ДОО "Использование музыкально-дидактических игр в работе воспитателей с детьми дошкольного возраста"
Буклет предназначен для воспитателей ДОО, поможет педагогам развивать знания воспитанников через музыкальные впечатления, с помощью разнообразных видов музыкальной деятельности, элементов т...
«Задержка речевого развития. Что это такое? Работа воспитателя с детьми с отставанием в речевом развитии. Сообщение из опыта работы»
Наиболее чувствительный, или сензитивный, период для развития речи – период дошкольного возраста. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физ...
Методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ»
Методы, направления , рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями....
Методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ»
Методы,направления , рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями...
Методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ»
Методы,направления , рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями...