Консультация «Логико-математические игры в познавательном развитии детей 4-5 лет»
консультация (средняя группа)

Свирко Наталья Александровна

Логико-математические игры в познавательном развитии детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Логико-математические игры в познавательном развитии детей 4-5 лет»

Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Главная задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы ребенок вырос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным.

     Важнейшим условием развития ребенка является освоение им позиции субъекта (активного участника) детских видов деятельности. Общепризнано, что основной вид деятельности дошкольника – игра. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.

      Использование в образовательной работе с детьми  того или иного вида игр зависит, прежде всего, от того, какую цель и задачи ставит перед собой педагог, чему он хочет научить ребенка, какие качества и способности развить в процессе игры.

Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

     Процесс формирования элементарных математических представлений у детей  дошкольного возраста предполагает, прежде всего, развитие мыслительной деятельности ребенка, рост активных познавательных действий, выполняя которые ребенок осваивает окружающий мир – связи и зависимости предметов и явлений, освоение таких свойств как форма, цвет, размер, площадь, масса, емкость и т.д.

Успешное развитие мыслительной деятельности ребенка происходит при развитии у него умений выбирать и осуществлять деятельность, используя активные поисковые (исследовательские) действия, соотносить действия с результатом, стремиться к конечной цели на основе прогнозирования, объективно оценивать результат. Успешность осуществления деятельности зависит от умения ребенка анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и т.д.

     В качестве эффективной технологии развития мыслительной и практической познавательно-исследовательской деятельности дошкольника, формирования математических представлений широко используются развивающие логико-математические игры. Их можно классифицировать по цели применения:

1. Игры на плоскостное моделирование (головоломки)

•«Танграм», «Колумбово яйцо»

•«Чудо-крестики», «Чудо-соты»

•«Геоконт», «Математический планшет»

2. Игры на объемное моделирование

•«Уголки», «Уникуб», «Сложи узор»

3. Игры на трансформацию, трансфигурацию

•«Квабрат Воскобовича», «Змейка»

•«Игровой квадрат», «Клубок», «Куб»

4. Игры на составление целого из частей

•«Чудо-цветик», «Соты Кайе»

•«Прозрачный квадрат», «Шнур-затейник»

5. Игры на освоение счета

•«Счетные палочки Кюизенера»

6. Игры на выявление свойств

•«Логические блоки Дьенеша»

7. Игры на ознакомление с цифрами

•«Прозрачная цифра».

Играя в эти игры, детей осваивают:

•умение пользоваться  эталонами познания: цвет, форма, мера (размер, масса), модель, образ.

•владение способами познания: сравнение, обследование, счет, классификация и др.

•получают логико-математический опыт.

•развивают мышление, сообразительность, смекалку.

В каждой из игр играющий поставлен перед необходимостью осознания цели, осуществления практического действия и получения результата, ответа на вопросы: что от чего зависит, как быть в данной ситуации.

Принципы организации игр

•Отсутствие принуждения

•Развитие игровой динамики (от малых успехов к большим)

•Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей

•Взаимосвязь игровой и мыслительной деятельности

•Постепенный переход от простых форм и способов осуществления игровых действий к сложным.

Методика организации и проведения логико-математических игр

1.Создание предметно-игровой обстановки в соответствии с сюжетной линией предстоящей игры.

2.Создание игровой или проблемной ситуации (завязка)

3.Развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками игры.

4.Подведение итогов (содержательный  или эмоциональный)

Условно можно выделить три этапа в освоении ребенком игр:

1.Игры с взрослыми и сверстниками (совместные)

2.Игры на уровне проявления самостоятельности

3.Игры с взрослыми и сверстниками на более высоком уровне (по сравнению с первым этапом).

Их так же можно разделить по цели применения: игры на плоскостное и объемное моделирование, трансформацию и преобразование объектов, освоение счета, сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) понятия часть-целое, пространственных отношений и т.д.

Игры так же способствуют развитию глазомера, мелкой моторики, речи, внимания, памяти, воображения, творческого мышления, умения планировать свою деятельность.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста."

Предложены игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста...

Консультация для педагогов "Роль игры в познавательном развитии детей"

Особую роль в познавательном развитии детей играет дидактическая игра.Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру ка...

Консультация: логико-математические занимательные игры в обучении дошкольников математике

Данный материал будет полезен воспитателям при работе с родителями....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Квест – игра в познавательном развитии детей»

Дошкольный возраст- возраст почемучек. А любознательность - это естественное стремление ребенка к приобретению новых знаний. ...