Использование методов арт-терапии в развитии детей младшего возраста
консультация (младшая группа)

Картушина Ольга Дмитриевна

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия это и лечение, и развлечение, и развитие одновременно.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование методов арт-терапии в развитии детей младшего возраста МБ ДОУ д/с №5 Воспитатель: Картушина О.Д.

Слайд 2

Цель : Создание условий для успешной адаптации детей в детском саду п ознавательная деятельность (дети познают окружающие его предметы и явления); р ечевая активность (пополняется словарный запас); с енсорная сфера (цвет, форма, величина); о бщая и мелкая моторика; у веренность в себе; г армонизация эмоционального состояния детей и снятие напряжения; у лучшение контакта со взрослыми; р азвитие коммуникации.

Слайд 3

Арт-терапия включает в себя: ИЗО - терапию сказкотерапию куклотерапию музыкотерапию игротерапию цветотерапию т елесная терапия п есочная терапия

Слайд 4

Элементы ИЗО-терапии Приемы: Марание . Отпечатки различными предметами на бумаге. (Игры «Дружные цвета», «Солнечный день», «Следы невиданных зверей», «Путешествия кубика») Каракули . «Помоги ежику найти яблоки» Рисование пальцами . «Рисуем котику усы», «Нарисуй машине колесо». «Нарисуем рыбке чешую». Рисование с помощью сыпучих предметов (лист намазать клеем и можно сыпать манку, мелкие крупы. Кокосовую стружку и т.д.)

Слайд 5

Элементы сказкотерапии Формы работы: Рассказывание сказок Рассказывание от третьего лица (рассказывает взрослый) Групповое рассказывание сказок Драматизация сказок

Слайд 6

Элементы куклотерапии В процессе совместного творчества взрослый может устанавливать контакт с ребенком. Малыш начинает доверять педагогу. Первый этап – это изготовление куклы. Второй этап – «оживление» куклы. В этот момент педагог может расспросить ребенка о его кукле: какая она, как зовут, почему она так выглядит, что она любит, с кем дружит. Третий этап – непосредственная сказкотерапия .

Слайд 7

Элементы музыкотерапии Состоит из трех фаз: у становление контакта (спокойное произведение); с нятие напряжения (динамичное, которое проявляет общее настроение детей, например, Вивальди «Времена года», Моцарт «Маленькая ночная серенада»; р асслабление и заряд положительными эмоциями (снимает напряжение, создает атмосферу покоя. Оно обычно спокойное релаксирующее, либо жизнеутверждающее, дающее заряд бодрости).

Слайд 8

Элементы цветотерапии Развивает слуховое и зрительное внимание Снижает эмоционально –психическое и телесное напряжение Формирует навыки самоконтроля через знакомство с приемами управления чувствами Повышает уровень коммуникативных навыков и эмоциональной отзывчивости детей

Слайд 9

Элементы телесной терапии Игры и упражнения позволяют малышу сбрасывать накопленное телесное напряжение в веселой и не агрессивной форме. А так же с их помощью снимается барьер, «дистанция» в отношениях. Обнимание Массаж «Ласковый ребенок» «Кто лучше разбудит?» « С олнечные лучики» «Покажу, как я люблю» «Звериное пианино»

Слайд 10

Элементы песочной терапии Занятия с песком помогают определить особенности личности ребенка, понять себя и свое Я, способствуют развитию мышления, фантазии, мелкой моторики пальцев. Приемы: п ересыпание песка из одной руки в другую, пропускание песка сквозь пальцы, по стаканчикам, по формочкам; с оздание отпечатков; и гры «Вдруг полил дождик», «Посади цветок», «Следы зверей», «Печем пирожки», «Найди игрушку», «Строим гору»; р исование на песке и т.д.

Слайд 11

Элементы игротерапии 1 В зависимости от роли в игре взрослого : Директивная – направленный процесс, где взрослый является организатором для ребенка, которому предлагаются готовые варианты решения той или иной проблемы, во время игры малыш сам приходит к пониманию себя и собственных конфликтов. Не директивная – ненаправленная игровая терапия проводится во время игровой деятельности дошкольников, куда взрослый старается не вмешиваться, создавая вокруг малышей уютную, теплую атмосферу надежности и доверия. 2 По структуре материалов для игры: Структурированные игры – применяются при работе с детьми от 4-х до 12-ти лет, провоцируют открытое выражение агрессии (игрушечное оружие), выражение непосредственного желания (с фигурами людей), развивают коммуникативные навыки (забавы с поездами, машинами, в телефон) Неструктурированные игры – подвижные занятия и спортивные упражнения, работа с пластилином, водой, глиной, песком, которые способствуют косвенному выражению ребенком своих чувств и появлению ощущения победы. 3 По форме организации процесса : Групповая Индивидуальная

Слайд 12

Вывод Таким образом, арт-терапия имеет универсальный характер и оказывает эффективное действие на людей любого возраста. Педагоги могут реализовывать различные функции: воспитательные, развивающие и образовательные. Она помогает избавляться от негативных эмоций, повышает собственную самооценку, развивает творческие способности, позволяет устанавливать отношения между людьми, познавать себя и окружающий мир. Для раннего возраста она интересна тем, что способствует повышению адаптационных способностей ребенка, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе.

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд 1

       Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия это и лечение, и развлечение, и развитие одновременно.

Слайд 2

Что же развивается у детей раннего возраста? (слайд 2)

Слайд 3

Арт-терапия включает в себя: (слайд 3), мы же в своей работе, учитывая возрастные особенности воспитанников, используем только их элементы. Занятия можно проводить как с одним ребенком, так и с группой.

Слайд 4 

Элементы Изо- терапии способствуют эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей. Здесь нет определенных правил и ограничений.

Важен не сам продукт, а процесс его создания, т.е. эмоции, чувства, впечатления, которые возникают в процессе творения.

Слайд 5

Элементы сказкотерапии позволяют легко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. Сказки о животных лучше всего передадут жизненный опыт маленьким детям. Дети 2-3 лет идентифицируют себя с животными и стараются быть похожими на них («Теремок», «Колобок», «Зимовье зверей» и др.)

Слайд 6

Элементы куклотерапии. Кукла – одна из самых древних игрушек. Ее роль в жизни малыша совершенно особая: это и безотказный партнер по играм, и воплощение идеального друга, который все понимает и не помнит зла. А еще – это уникальная «актриса», которая с легкостью вживается абсолютно в любой образ. Отношение к кукле у ребенка очень эмоциональное. Ребенок в игре с куклой может передать все, что накопилось, даже не задумываясь.

Куклотерапия строится на основе использования любимого персонажа или игрушки ребенка, которая стимулирует игровую, коммуникативную, эмоциональную и речевую активность ребенка. Игрушка помогает сделать действия детей ярче, радостнее.

В работе с детьми мы используем такие виды кукол, как куклы-марионетки (можно инсценировать сказки, стихотворения, а также использовать как элемент занятия), пальчиковые (вызывают положительные эмоции и постепенно ослабляют нервное напряжение у детей), перчаточные (эти куклы могут двигаться, жестикулировать и проявлять эмоции, могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой»)

Элементы куклотерапии можно проводить, как сказку инсценировку, элемент занятия, элемент свободной деятельности.

Использование кукол на занятиях, в индивидуальной работе с детьми помогают адаптировать детей к ДОУ, налаживать контакт с ребенком, корректировать эмоционально – волевую сферу, развивают речь, укрепляют связь ребёнок – педагог-родитель.

Слайд 7

Элементы музыкотерапии

Музыка окружает нас всегда и везде. Мы любим слушать ее (кто классическую, кто народную, кто современную), петь, танцевать, иногда даже просто насвистывать. Но, наверное, мало кто из нас задумывается о ее пользе. А ведь с давних времен известно, что музыка оказывает умственный и физический эффект на любой организм.

Музыка позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения. Наиболее эффективными являются прослушивание классической музыки и звуков природы.

Музыка Моцарта. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта и тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку, музыкальные паузы на занятиях, сочетание музыки и изобразительной деятельности, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные упражнения и др.

Слайд 8

Цветотерапия - это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. При умелом использовании цвет благотворно влияет на людей независимо от возраста. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот - он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма.

Организуя работу с дошкольниками по цветотерапии, мы учитываем, что цвет является важнейшим элементом любого интерьера. Именно гармоничное сочетание красок в окружающей ребенка обстановке лежит в основе его комфортного существования. Ещё Бехтерев писал, что «умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры». Цвет воздействует на эмоциональный настрой ребенка независимо от того, ощущает ли он это сам.

 Цветотерапия для дошкольников – это также хорошая возможность выразить свое настроение, передать эмоции и чувства, которые сложно объяснить словами. Прежде всего, ребенку предлагается определиться с любимым цветом. Если дети выбирают насыщенные, яркие оттенки красного, желтого или зеленого, это является показателем гармоничного психического развития, динамичности и любознательности. В случае же, когда ребенок отдает предпочтение белому или черному цветам, возможна склонность к замкнутости и одиночеству. Для коррекции данной склонности также может быть использована цветотерапия. Упражнения со сменой различных цветов здесь будут особенно актуальны.

Игры, направленные на развитие цветовосприятия и цветоощущения: «коврик настроения», «цветные коврики», «покрывало феи», «волшебная радуга», «разноцветный дождик».

Слайд 9

Элементы телесной терапии.

Фактически, мы используем телесно-ориентированную терапию, когда крепко-крепко обнимаем своего малыша, прижимая к себе. Этот телесный контакт является успокаивающим, поддерживающим, дающим малышу понять, что Вы рядом с ним, любите его, принимаете его. Он аккуратно, мягко и заботливо дает детскому телу понять: все хорошо, все в порядке. Применение этой техники позволяет создать условия для того, чтобы его тело расслабилось, и напряжение, которое его сковывало ушло.

К телесной терапии относится массаж. Думаю, всем известно, какое расслабление получает наше тело во время массажа, какие ощущения оно испытывает, получаем легкость в теле. И ребенку это не чуждо. Игры и упражнения позволяют малышу сбрасывать накопленное телесное напряжение в веселой и не агрессивной форме. А также с их помощью снимается барьер, «дистанция» в отношениях.

«Ласковый ребенок»

«Кто лучше разбудит?»

«Солнечные лучики»

«Покажу, как я люблю»

«Звериное пианино»

Слайд 10

Элементы песочной терапии.

Принцип песочной терапии был предложен Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Является невербальной формой, позволяющей осуществлять общение с самим собой и окружающим миром.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы можем использовать ее в развивающих и обучающих целях. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, что делает его прекрасным средством развития и саморазвития.

Слайд 11

Элементы игротерапии.

Это игры с любимыми игрушками, ролевые и подвижные. Игротерапия позволяет научиться перестраивать взаимоотношения, расширить свой кругозор. Благодаря ей малыш проходит безболезненно процесс адаптации и социализации, узнает о том, как все организованно в мире вокруг него. Дошкольнику пока еще не интересен результат игры, ему намного важнее сам процесс, во время которого он проигрывает свои переживания, страхи, неловкость в общении с другими, находит решение своих конфликтов и проблем. В итоге у него не только развиваются, но и значительно укрепляются необходимые психические процессы, постепенно формируется адекватное реагирование на происходящее вокруг.

Слайд 12

Таким образом, арт-терапия имеет универсальный характер и оказывает эффективное действие на людей любого возраста. Педагоги могут реализовывать различные функции: воспитательные, развивающие и образовательные. Она помогает избавляться от негативных эмоций, повышает собственную самооценку, развивает творческие способности, позволяет устанавливать отношения между людьми, познавать себя и окружающий мир. Для раннего возраста она интересна тем, что способствует повышению адаптационных способностей ребенка, стабилизации эмоциональной    сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода кинезиологии в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

Использование метода кинезиологии в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста                    ...

"Использование элементов песочной терапии в развитии детей раннего возраста".

В презентации предстален опыт работы по технологии песочная терапия. Работала по книге "Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста" Н.В.Зеленцова-Пешкова, издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСказкотерапия — это один из методов психологического воздействия на человека, который способствует развитию личнос...

Изучение влияния методов арт-терапии на развитие детей дошкольного возраста.

Арт-терапия это метод коррекции и развития посредством творчества....

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Использование методов арт – терапии в развитии детей раннего возраста»

Знакомство родителей с методикой и техниками арт-терапии в работе с детьми раннего возраста в ходе просмотра презентации игровой деятельности детей с применением методов арт-терапии, знакомства родите...

Семинар-практикум "Использование метода наглядного моделирования в развитии детей дошкольного возраста"

Семинар направлен на создание условий для повышения профессионализма педагогов в вопросах использования метода наглядного моделирования, как средства формирования познавательной активности детей...

План самообразования " Использование метода синквейн в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Технология - открывающая творческие, интелектуальные и речевые возможности....