Педагогические условия взаимодействия ДОУ и родителей на основе игр и игрушек
статья

Ступакова Валентина Ивановна

 Современные игрушки для детей представляют широкий ассортимент товаров на любой возраст, вкус и кошелек. В нашей стране сейчас нет жестких ограничений и нормативов на продажу детских товаров, поэтому производители стараются продать все, что имеет какой-либо спрос, а иногда  и искусственно этот спрос "подогревать". Наша задача  - помочь родителям разобраться в том, какая игрушка нужна их ребенку, понять, что "правильна" игрушка для ребенка должна обладать развивающим потенциалом, иметь воспитательную полезность и быть абсолютно безопасной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  ДОУ  И РОДИТЕЛЕЙ

НА ОСНОВЕ ИГР И ИГРУШЕК.

        Эмоциональный  мир ребёнка, его развитие   немыслимо без игрушек.    Как невозможно представить ребенка вне игры, так почти ни одна игра не обходится без игрушки. Она помогает уточнять, осмысливать представления ребенка об окружающей действительности  и способствует развитию  сюжета игры. Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельности. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку.   Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. Так какие же игрушки нужны ребенку  для его развития и как их использовать в игровой деятельности с ребенком?

Игровая  база  в большинстве семей достаточно богата и разнообразна, но появление  каждой новой игрушки в семье, как правило, происходит случайно;

        Число родителей, задумывающихся при выборе игрушки о её педагогической ценности и значимости, невелико;

        Выбрать для игры нужную, полезную, развивающую игрушку взрослым достаточно сложно, поэтому в детском саду часто приходится наблюдать, как дети приносят из дома для игр различных монстров, оружие и т.п. Поэтому одной из задач ДОУ является пропаганда развивающих игр и игрушек. Её можно построить в три этапа:

1этап - отбор педагогически целесообразных, развивающих детей игр и игрушек, которые можно приобрести в ближайших или популярных у родителей магазинах;

2 этап -  проведение рекламной  кампании этих игрушек и игровых пособий в детском саду;

3 этап - консультации с родителями по руководству игровой деятельностью.

        Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующий развитию его восприятия, мышления, кругозора, позволяющий ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Они  помогают ему выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя.  

У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-нибудь уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть.

Но родители должны понять главное правило при покупке игрушек: игрушки следует выбирать, а не собирать!

«Правильная» игрушка для ребенка должна обладать развивающим потенциалом, иметь воспитательную полезность и быть абсолютно безопасной.

Воспитатели объясняют родителям не только то, какая игрушка нужна детям, но и  как добиться понимания и признания права малыша на игру в каждой семье.

Для этого необходимо соблюдать следующие условия:

- вступать в совместную игру можно только по желанию ребенка;

- параллельно с ребенком, не включаясь в его игру, родители могут развивать свое направление сюжета;

- в процессе игры важно развивать творчество ребенка, побуждая его придумывать различные сюжеты и воплощать их;

- практиковать многодневные игры;

- выступать равным ребенку партнером в игре;

- не поучать ребенка во время игры и не давать им никаких указаний и оценок;

- учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент, опыт;

- не критиковать детей, способствовать максимальному самовыражению в игре, поощрять его;

- договариваться о времени, условиях игры;

- широко использовать сюжетную игру и её элементы в бытовых ситуациях;

- поддерживать коллективные игры детей;

- организовывать игры с различным материалом: водой, песком, глиной;

Предлагаю использовать следующий алгоритм   взаимодействия  ДОУ  с родителями по использованию игр  и игрушек:

  •   разработка  анкеты-опросника  для родителей с целью изучения их отношения к совместной игре со своим ребенком, приобретению и использованию игрушек;
  • создание на базе ДОУ условий для совместной игровой деятельности родителей со своими детьми;
  • разработка схемы целенаправленного наблюдения педагога за свободной игрой матери с ребенком с целью определения характера сотрудничества между ними;
  • установление взаимозависимости между  характером сотрудничества в игре и отношением матери к своему ребенку;
  • разработка комплекса  мероприятий по формированию  у родителей интереса к совместной игре с ребенком;

Кроме того, необходимо обучение родителей педагогическим технологиям игровой деятельности с ребенком в условиях семьи.  Это возможно при следующих условиях:

- предоставление родителям возможности выбора  того вида игр и игрушек, которые интересны именно для них;

- организация обмена опытом родителей по руководству игровой деятельностью в семье;

- проведение консультаций для родителей по вопросам приобретения и изготовления игрушек;

- проведение работы по развитию у родителей умения создавать с помощью игрушки ситуацию совместной деятельности  с ребенком;

- консультации специалистов по приобретению родителями педагогически ценных игрушек и игр;

С помощью педагогов, родители приходят к пониманию того, что игрушки, как игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия взаимодействия в ДОУ

Психолого-педагогическое взаимодействие в условиях сада...

Педагогический совет «Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей»

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников....

Психолого-педагогические основы взаимодействия педагогов с родителями

В статье раскрываются вопросы делового и эмоционального сотрудничества команды педагогов и родителей для выстраивания эффективной системы информирования и взаимодействия двух важных для воспитания реб...

Обобщение педагогического опыта "Взаимодействие ДОУ и родителей в создании условий для успешной социализации детей дошкольного возраста "

Обобщение педагогического опыта работы МБДОУ Центра развития ребенка-детского сада  по созданию условий для успешной социализации детей дошкольного возраста....

Сообщение на педагогическом совете "Взаимодействие педагога с родителями"

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение"Гимназия имени Н.В. Пушкова"(Дошкольное отделение №2)  Сообщение на педагогическом совете «Взаимодействие педагог...