Психолого-педагогические условия взаимодействия в ДОУ
консультация

Орлова Екатерина Васильевна

Психолого-педагогическое взаимодействие в условиях сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое взаимодействие в условиях ДОУ

СЛАЙД 1

       Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия  со всеми субъектами образовательного процесса.

     Ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям.

     Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья  сама нуждается в поддержке, которую  призван оказывать ей детский сад.

     Система сопровождения и консультирования семьи должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды.

     Основная цель такого взаимодействия это повышение качества образования и  создание благоприятных условий для сохранения физического, психического и психологического здоровья детей, их полноценного развития и подготовки  к обучению  в школе.

СЛАЙД 2

     Существует несколько моделей взаимодействия участников образовательного процесса в детском саду, такие как

1.   Ребенок – ребенок.

2.   Родитель – ребенок.

3. Педагог - ребенок.

 4. Педагог - родитель:

 5. Педагог – педагог - администрация:                                    

СЛАЙД 3

 Используя в нашем детском саду модель "ребенок -ребенок" наши дети:

  • научились свободно общаться со сверстниками;
  • приобщились  к элементарным общепринятым  нормам и правилам            взаимоотношения со сверстниками  (в том числе моральным);
  • научились самовыражаться  через  совместную творческую деятельность,

взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей, договариваться, конструктивно разрешать  конфликтные ситуации.

СЛАЙД 4- фото

СЛАЙД 5

Работа в детском саду конечно же связана с тесным контактом с родителями, поэтому работая по модели "родитель - ребенок" мы стали наблюдать  такие линии, как:

  • признание прав и свобод ребенка,
  • сотрудничество,
  • сопереживание и поддержка,
  • обсуждение ситуации через диалог,
  • гибкое введение ограничений.

СЛАЙД 6 - фото

СЛАЙД 7

Внедряя модель "педагог - ребенок" в нашем саду воспитатели более трепетно стали относиться к таким критериям, как:

  • признание ценности личности ребенка;
  • признание уникальности – индивидуальности личности ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка;
  • выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;
  • приоритет личностного развития, когда   воспитание   и  обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
  • ориентация  на  социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;
  • диалог  с ребенком;
  • способствование  личностному росту ребенка;
  • активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;
  • создание  условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;
  • ориентация  педагогического  взаимодействия  на  самореализацию ребенка – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей.    

СЛАЙД 8 - фото

СЛАЙД 9

       Модель Педагог - родитель позволила нам создать:                                        

  • добровольность в сотрудничестве.
  • искреннюю заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений;
  • уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;
  • признание безусловного права родителей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;
  • уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).  
  • конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом). 
  • Очевидно, что семья и дошкольное учреждение, выполняя свои особые функции в жизни ребёнка, не могут исключить или заменить друг друга и должны взаимодействовать во благо полноценного развития ребенка.           

СЛАЙД 10 - фото

СЛАЙД 11

       Используя модель Педагог – педагог - администрация наблюдается:

  • развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);
  • толерантность (терпимость к иным точкам зрения);
  • умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;
  • демократичность в общении;
  • сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и  взаимообогащения;
  • учитывание  личностных и профессиональных качеств участников общения;
  • проявление  участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях.

 

СЛАЙД 12 - фото

СЛАЙД 13

              Все эти модели, конечно же, невозможны без правильно организованной развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому в нашем детском саду  прикладываются большие усилия для  обновления развивающей предметно-пространственной  среды. 

Для реализации этой среды в нашем саду были сделаны следующие шаги:

  1. Среда  выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  2. Пространство используется гибко и вариативно. Среда  служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма и дизайн предметов  направлены на безопасность и соответствуют возрасту детей группы.
  4. Элементы декора легко сменяемые.
  5. В каждой группе  предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Организуя предметную среду в групповом помещении,  мы учитываем закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной  сферы.
  7. При создании развивающего пространства в групповом помещении наши педагоги конечно же учитывают ведущую роль игровой деятельности.
  8. Развивающая предметно – пространственная  среда группы  меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Таким образом, мы создавая развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ, учитываем психологические основы взаимодействия всех участников образовательного процесса, современный дизайн ДОУ и психологические особенности возрастной группы.

СЛАЙД 14, 15 - фото

СЛАЙД 16

В своей книге "Как любить ребенка" Януш Корчак пишет:

 «Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь». (Я. Корчак)

   

СЛАЙД 17

         Используя все модели, мы увидели, что эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса позволило нам решить следующие задачи:

  • сделать более интенсивной работу с семьей на основе партнерского взаимодействия;
  • создать творческую атмосферу между участниками образовательной деятельности, вовлекая  всех в непрерывный процесс саморазвития.

СЛАЙД 18

Такое взаимодействие дало возможность:

        - детям: приобрести социальный опыт, повысило  качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформировало  активно-познавательной позиции и школьно-значимые навыки;  

СЛАЙД 19

        - педагогам: позволило оценить свои профессиональные возможности и достижения,  создало желание постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировало партнерские, доверительные отношения между коллегами,  детьми и их родителями; создало пространство для интеграции педагогических технологий, используя  ИКТ; возник стимул для работы над совместными проектами;

СЛАЙД 20

       -руководителю: помогло создать: коллектив творческих единомышленников; комфортный психологический климат в коллективе; повысило эффективность образовательных проектов и программ за счет общественной интеллектуальной поддержки и общественной экспертизы; создало привлекательный имидж учреждению;

СЛАЙД 21

       - родителям, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы, стали активными участниками и партнерами образовательного процесса; получили полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка; пользуются рекомендациями специалистов при выборе школы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

 

СЛАЙД 22

     Профессионализм отражается в авторитете человека, качестве и эффективности его труда, умении передать свой опыт другим людям, умении справляться с нестандартными рабочими ситуациями. Процесс становления работника как профессионала зависит от личностных способностей работника, условий труда, мотивации труда и интересов самого работника. Профессионализм зависит от опыта деятельности в данной отрасли, от образования человека и качественной отдачи работника.

Все стадии становления человека как профессионала подразумевают его непрерывное обучение и самосовершенствование как профессионала и личности, поскольку становление профессионала связано с соблюдением определенных нравственных позиций, знанием производственной и профессиональной этики.

Понимая, что средне-профессионального образования для полного достижения всех поставленных целей обучения и воспитания недостаточно 50% нашего коллектива уже в следующем году заканчивают Тверской Государственный Университет.

СЛАЙД 23

      Взаимодействие (эффективное взаимодействие) участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется, прежде всего, развитием личности педагога и ребенка, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.

     Используя все модели взаимодействия участников образовательного процесса мы получаем высокие оценки нашей работы от родителей, учителей школ, работников культурной сферы, музыкальных педагогов.

СЛАЙД 24

Спасибо за внимание

В конце своего выступления хочется поздравить всех педагогов с началом учебного года. Пожелать Вам всем новых свершений и больших достижений. Пусть будут освоены новые методики, получены желанные степени, пусть ученики и воспитанники радуют Вас своими успехами, пусть в коллективе царят поддержка и взаимопонимание!

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогическое взаимодействие в условиях ДОУ Воспитатель МБДОУ Княжьегорский детский сад Орлова Е. В.

Слайд 2

Модели взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ 1. Ребенок – ребенок. 2. Родитель – ребенок. 3. Педагог - ребенок. 4. Педагог - родитель: 5. Педагог – педагог - администрация,

Слайд 3

Ребенок – ребенок: научились свободно общаться со сверстниками; приобщились к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (в том числе моральным); научились самовыражаться через совместную творческую деятельность, взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей, договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Слайд 5

Родитель – ребенок признание прав и свобод ребенка, сотрудничество, сопереживание и поддержка, обсуждение ситуации через диалог, гибкое введение ограничений.

Слайд 7

Педагог - ребенок признание ценности личности ребенка; признание уникальности – индивидуальности личности ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка; выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения; приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка; ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни; диалог с ребенком; способствование личностному росту ребенка; активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка; создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем; ориентация педагогического взаимодействия на самореализацию ребенка – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей.

Слайд 9

Педагог - родитель добровольность в сотрудничестве. искреннюю заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений; уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей; признание безусловного права родителей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения; уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов). конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом). Очевидно, что семья и дошкольное учреждение, выполняя свои особые функции в жизни ребёнка, не могут исключить или заменить друг друга и должны взаимодействовать во благо полноценного развития ребенка.

Слайд 11

Педагог – педагог - администрация развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность); толерантность (терпимость к иным точкам зрения); умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте; демократичность в общении; сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и взаимообогащения; учитывание личностных и профессиональных качеств участников общения; проявление участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях.

Слайд 13

Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды: Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Пространство используется гибко и вариативно. Среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствуют возрасту детей группы. Элементы декора легко сменяемые. В каждой группе предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности. Организуя предметную среду в групповом помещении, мы учитываем закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы. При создании развивающего пространства в групповом помещении наши педагоги конечно же учитывают ведущую роль игровой деятельности. Развивающая предметно – пространственная среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Слайд 16

«Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь». Я. Корчак

Слайд 17

Используя все модели, мы увидели, что эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса позволило нам решить следующие задачи: сделать более интенсивной работу с семьей на основе партнерского взаимодействия; создать творческую атмосферу между участниками образовательной деятельности, вовлекая всех в непрерывный процесс саморазвития.

Слайд 18

детям: приобрести социальный опыт, повысило качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформировало активно-познавательной позиции и школьно-значимые навыки;

Слайд 19

-педагогам: позволило оценить свои профессиональные возможности и достижения, создало желание постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировало партнерские, доверительные отношения между коллегами, детьми и их родителями; создало пространство для интеграции педагогических технологий, используя ИКТ; возник стимул для работы над совместными проектами;

Слайд 20

-руководителю: помогло создать: коллектив творческих единомышленников; комфортный психологический климат в коллективе; повысило эффективность образовательных проектов и программ за счет общественной интеллектуальной поддержки и общественной экспертизы; создало привлекательный имидж учреждению;

Слайд 21

- родителям , неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы, стали активными участниками и партнерами образовательного процесса; получили полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка; пользуются рекомендациями специалистов при выборе школы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

Слайд 22

Профессионализм отражается в авторитете человека, качестве и эффективности его труда, умении передать свой опыт другим людям, умении справляться с нестандартными рабочими ситуациями. Процесс становления работника как профессионала зависит от личностных способностей работника, условий труда, мотивации труда и интересов самого работника. Профессионализм зависит от опыта деятельности в данной отрасли, от образования человека и качественной отдачи работника.

Слайд 23

Взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее средство , необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется, прежде всего, развитием личности педагога и ребенка, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОО В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В статье рассматриваются подходы к образованию детей с ОВЗ, цели, задачи. Коррекционная работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий сп...

Психолого-педагогические условия применения наглядных форм в процессе взаимодействия ДОО и семьи по вопросам подготовки детей к школе.

Психолого-педагогические условия применения наглядных форм в процессе взаимодействия ДОО и семьи по вопросам подготовки детей к школе. ВКР 2016г....

Презентация "Психолого-педагогические условия применения наглядных форм в процессе взаимодействия ДОО и семьи при подготовке детей к школе"

Презентация "Психолого-педагогические условия применения наглядных форм в процессе взаимодействия ДОО и семьи при подготовке детей к школе".Задачи исследования:1. Раскрыть теоретические основы примене...

Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации" для педагогов ОО г. Москвы....

Консультация для родителей "Психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию с ребенком с нарушением зрения"

в консультациии предоставлены профилактические рекомендации по воспитанию детей с нарушением зрения....

Статья Психолого-педагогические основы организации взаимодействия с родителями

Современные подходы к организации воспитательного процесса. Роль семьи в воспитании. Семья как социальный институт. Задачи семейного воспитания. Механизм социализации: имитация и идентификация. Социал...