Здоровье и благополучие ребенка под угрозой, если его неправильно хвалят
консультация

Шеркунова Надежда Сергеевна

Здоровье и благополучие ребенка под угрозой, если его неправильно хвалят

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_i_blagopoluchie_rebenka_pod_ugrozoy.docx15.44 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье и благополучие ребенка под угрозой, если его неправильно хвалят

Родители, которые имеют искаженные представления о похвале, рискуют вырастить из своих детей закомплексованных неудачников. Между тем в искусстве психологически верного одобрения особых премудростей нет – осилить его может любой заинтересованный родитель. О тонкостях «похвального» дела и самых распространенных ошибках, допускаемых взрослыми.

Личины мнимой похвалы

Родителям важно уяснить, что отличает настоящую похвалу от ее многочисленных «подделок». Главный критерий -  искреннее восхищение каким-то конкретным качеством, чертой или поступком ребенка.

Все другие «намерения» неблаговидны, потому что маскируют стремление взрослого чего-то добиться от маленького человека, например:

желаемого поведения – «Хорошие девочки всегда помогают маме по дому (хорошо учатся, не спорят со старшими)»;

или прекращения какого-то действия – «Настоящие мужчины не плачут!».

Родители, адресующие ребенку фразы вроде «Ты самый умный!», также преследуют скрытую эгоистическую цель. Взрослыми движет вовсе не потребность выразить восхищение маленьким человеком – им важно самоутвердиться, почувствовать свою значимость, ведь самый умный ребенок может быть только у самой умной мамы или самого умного папы. А вот на первый взгляд мало чем отличающаяся фраза «Для меня ты самый умный» несет совсем другой посыл...

В приведенных примерах под оберткой похвалы скрываются оценки и манипуляции. Их вред для психики и личности маленького человека без преувеличения огромен. Дети, которыми родители с пеленок «беспощадно» манипулируют, которых постоянно оценивают и подавляют, в том числе с помощью квазипохвалы, во взрослой жизни неизбежно сталкиваются с такими психологическими проблемами, как:

•    болезненная потребность в одобрении другими людьми;

•    зависимость от настроений и впечатлений окружающих;

•    стремление в ущерб себе «угождать» окружающим, угадывая и проявляя чувства и совершая действия, которые от них ждут;

•    постоянное ощущение себя жертвой обстоятельств.

Особый случай – «вялое», незаинтересованное одобрение, когда мамы и папы формально хвалят детей, но внутренне остаются безучастными к их успехам. Например, на восторженный возглас ребенка «Я получил десятку за контрольную (забил решающий гол)!» равнодушно бросают похвалу-пустышку: «Ну, молодец…»

Манипуляции ведут к отчуждению между детьми и родителями

Манипуляция, в том числе вербальная, позволяет родителю быстро добиться желаемого поведения от ребенка, однако разрушает отношения между ними. Это происходит потому, что ребенок, вне зависимости от возраста, «нутром чует»: его используют. Конечно, осознавать или подозревать такое коварство неприятно, оно порождает недоверие к близкому человеку. Кроме того, потребности младшего члена семьи остаются неудовлетворенными: он чувствует себя непонятым и обремененным только ожиданиями родителей.

Опасность регулярного использования манипуляторных приемов состоит также в том, что ребенок – обычно с успехом – примеряет на себя роль манипулятора. Родители становятся его первыми жертвами…

Для того чтобы устоять перед соблазном легко добиться послушания в конкретной ситуации, психолог Инна Малаш советует родителю разобраться, какова подоплека его желания прибегнуть к манипуляции. Самые распространенные причины:

•    стыд – «Мне стыдно, что моя дочь плохо учится (не помогает по дому, дерется)»;

•    боязнь общественного осуждения – «Соседи (друзья, знакомые) думают, что моя дочь глуповата (лентяйка, драчунья)»;

Родители начинают переживать, что они «негодные» мамы или папы. Вместо того чтобы разобраться в причинах проблемного поведения ребенка или опереться на иные достоинства своего сына или дочери, взрослые подавляют в себе чувство «плохости» своего родительства с помощью манипуляции.

•    нежелание тратить время и, главное, усилия на поиск иных, более трудоемких способов взаимодействия с ребенком.  

Оценивание препятствует формированию собственного «Я» ребенка

С одной стороны, каждого человека с раннего возраста постоянно оценивают окружающие («Ах, какое красивое платье!», «Ужасное поведение!»). С другой – крайне нежелательно, чтобы родители уподоблялись суровым «оценщикам». Ребенок, который регулярно слышит от близких оценки в свой адрес, теряет способность испытывать удовлетворение от собственной деятельности, а при отсутствии высоких оценок его охватывает чувство внутренней пустоты.

Часто ребенок, ощущающий себя «недооцененным», начинает унижать и обесценивать других людей. Рано или поздно он приходит к убеждению: «Меня будут любить только при условии, что я буду таким, каким меня хотят видеть. Я не имею права быть самим собой». Это приводит к тому, что маленький человек растет с искаженным чувством своего «Я».

«Правильная» похвала помогает воспитать счастливого человека

В чем состоит психолого-педагогическая ценность метода похвалы в воспитании детей? Во-первых, похвала – очень эффективный способ поощрения хорошего поведения. Многие родители, к сожалению, часто забывают о том, что младенец приходит в этот мир, не имея представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Задача взрослых – доступно объяснять малышу разницу между категориями «добро» и «зло», в том числе с помощью похвалы.

Во-вторых, если родители регулярно используют истинную похвалу и демонстрируют поддержку, маленький человек учится составлять свое мнение обо всем без оглядки на окружающих. В-третьих, он оказывается способен анализировать и конструктивно исправлять свои ошибки, не страдая от чувства вины за допущенные промахи.

В результате ребенок вырастает самостоятельным, свободным, здоровым, активным и ответственным за свою жизнь человеком. Именно эту цель ставят перед собой мудрые и дальновидные родители…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое благополучие ребенка – отражение его физического здоровья. Обзор по оздоровительной прграмме М. Лазарева

Одной из наиболее частых причин невротического состояния ребенка является его физическая неготовность к предлагаемым учебным нагрузкам.Это значит, что физическое здоровье и психическое состояние ребен...

Психологическое благополучие ребенка – отражение его физического здоровья. Взаимосвязь психического и физического здоровья ребенка.

Здоровые дети дошкольного возраста обладают эмоционально – волевыми качествами, у них достаточно интенсивно формируются элементы нравственных чувств, развивается волевая мотивация действий, самоконтро...

Родительское собрание "Значимость эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье"

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в средней группе о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье....

Технологическая карта приемов оптимизации эмоционального благополучия ребенка с особыми возможностями здоровья

Технологичная карта раскрывает   приемы оптимизации эмоциоанльного благополучия ребенка с особыми возможностями здоровья в детском саду...

Консультация для пеадгогов "Психологическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка: основные направления формирования в ДОУ и семье"

Одна из  задач педвгогов-сделать комфотным, эмоционально благоприятным пребывание детей в детском саду. Из каких аспектов состоит эмоциональное благополучие детей, от чего оно зависит, какова рол...

Как уберечь ребенка от угрозы выпасть из окна

Как уберечь ребенка от угрозы выпасть из окна...