Игровая гостиная с родителями старшей группы. «Играйте вместе с детьми».
методическая разработка (старшая группа)

Бондаренко  Татьяна Александровна
  • оптимизация и гармонизация внутрисемейных отношений;
  • развитие эффективного стиля общения родителей с детьми;
  • обогащение знаний родителей об игровой деятельности детей;
  • создание доброжелательной атмосферы и сплоченности в группе участников;
  • снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с №39.http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/115/280/115280992_1_ss.jpg

Игровая гостиная с родителями

 старшей группы.

«Играйте вместе с детьми».

Воспитатель: Бондаренко Т.А.


Игровая гостиная с родителями  старшей группы.

«Играйте вместе с детьми».

Цели:

  • оптимизация и гармонизация внутрисемейных отношений;
  • развитие эффективного стиля общения родителей с детьми;
  • обогащение знаний родителей об игровой деятельности детей;
  • создание доброжелательной атмосферы и сплоченности в группе участников;
  • снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.

Средства и способы: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение, «мягкое сердечко», мяч, волшебная палочка, фишки красного, синего и желтого цветов, «колечко», красный и желтый лист бумаги, шариковые ручки, рекомендации для родителей (буклеты).

Ход            встречи.

I     Психологическое просвещение: «Правила эффективного общения»

Игровая гостиная: «Играйте вместе с детьми».

Повестка мероприятия:

  1. Психологическое просвещение: «Правила эффективного общения»;
  2. Игровой тренинг: « Поиграй со мной, мама!».

В.: Доброго дня и здоровья вам желаю! Я рада встрече с вами. Сегодня мы собрались в «Игровой гостиной», чтобы пообщаться друг с другом, поиграть,  рассмотрим правила общения, чтобы оно приносило нам радость. Собрались мы в тесном,  семейном кругу, ведь  детский сад – это одна большая, дружная семья.  Предлагаю начать нашу встречу с приветствия и обращения, пожелания  ко всем присутствующим.  (начинает игру психолог).

«Приветствие».
Каждый участник тренинга передает «мягкое сердечко» и произносит какую-нибудь фразу, обращенную ко всем участникам: «Добрый вечер, желаю вам здоровья!», «Я рада вас всех видеть», «Желаю сегодня всем узнать много нового и интересного», «Рад встречи, желаю мира и добра», «Хочется чаще встречаться».

 

Психологическое просвещение: «Правила эффективного общения»

В: Вот мы и поприветствовали друг друга, зарядились позитивным настроением.

Думаю, что на такой позитивной ноте нужно начать нашу встречу.

Важная составляющая семейного общения и семейного воспитания - игровое взаимодействие детей и родителей.
Семья –величайшая  ценность, созданная человечеством за период существования. Семья, родственники – своеобразный центр формирования личности ребенка, воспитание его характера, воли, общественного сознания. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери
для ребенка – пример для подражания.

Уважаемые родители, согласитесь, что для создания полноценных отношений с ребенком, взрослому необходимо уметь эффективно общаться с ним. Как так говорить, чтобы дети слушали и слышали, и радовались общению?

В.: Большое значение имеет стиль взаимодействия взрослого с ребенком. Иногда получается так, что взрослый, обращаясь к ребенку, сам того не желая,  придирчив, склонен к критике, советам и оценкам. Сегодня мы рассмотрим правила эффективного общения взрослого и ребенка, которые помогут нам честно и открыто выражать мысли и чувства,  лучше понимать друг друга и радоваться общению.

Так что же такое эффективное общение?

Эффективное общение – это, прежде всего  принятие того, что сообщает партнер, и отказ от осужденияего чувств.

Помните, что вы можете и не согласиться с ребенком, но вы в силах принять его.

 ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.

 «ОТПРАВИТЕЛЬ» – СООБЩЕНИЕ – «ПОЛУЧАТЕЛЬ»

- ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ –

- ПОДТВЕРЖДЕНИЕ –

В.:Чтобы понять  сказанное,  как можно точнее, полезно применять обратную связь – это ни что иное, как сообщение о том, что именно вы услышали. В свою очередь, собеседник дает вам подтверждение «Да, именноэто я имел ввиду».

Пример: «Мама, сегодня  на  занятии Антонина Васильевна  сказала, что я молодец  - Здорово, тебя похвалили, значит,  ты старался, ты умница! -  Да, я сегодня очень постарался, я молодец!»

Активное слушание:

  • «О-о-о», «Расскажи мне еще что-нибудь»;
  • Молчание, но при этом демонстрируется заинтересованность в разговоре;
  • Открытые вопросы вместо закрытых. Открытые вопросы помогают ребенку прояснить его проблемы.

В:Полезнопри общении  использовать  приёмы активного слушания.Активное слушание — способ ведения беседы, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего. Показать, что вы сосредоточены на общении и слушаете ребенка  можно как с помощью слов («да», «конечно», «Расскажи мне еще что-нибудь», повтор последней сказанной реплики), с помощью невербальных средств общения  (кивок  головой, мимика), так и с помощью  открытых вопросов.Хочется отметить, что  вопросы бывают открытыми и закрытыми. 

В:Например: открытый вопрос - «Скажи, что произошло сегодня в детском саду?» - (открытый вопрос предполагает развернутый ответ,побуждает ребенка на размышление, на выражение своих чувств и эмоций).

закрытый вопрос      -   «У тебя был хороший день?» - предполагает ответ в виде «да» или «нет».

В: Во время беседы с ребенком, взрослому необходимо не только слушать, но и понимать чувства ребенка, как негативные, так и позитивные.

Упражнение  «Восприятие чувств ребенка».

ГОВОРИТ

ЧУВСТВУЕТ

Осталось 10 дней до моего дня рождения

радость, восторг

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора.

гордость, радость, приятно

Ты будешь держать меня за руку, когда мы пойдем в д/сад.

страх, боязнь

Я никогда не буду лучше Саши, делаю, делаю, а он все равно лучше меня.

чувство неадекватности, обескураженности

Все дети пошли гулять, мне не с кем играть.

оставленность, покинутость, одиночество

Саше родители разрешили поехать в детский сад  на велосипеде, а я езжу лучше него.

чувство родительской несправедливости, обида

Я сам могу это сделать. Мне не надо помогать, я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам.

компетентность, нежелание принимать помощь

Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. Вам наплевать на то, что со мной случается.

боль, злость, чувствует, что его не любят.

В: Уважаемые родители! Я предлагаю Вам внимательно посмотреть на  каждое высказывание. Давайте попробуем вместе подобрать  и сформулировать те чувства, которые испытывает ребенок.(обсуждение ответов родителей).

В: Это очень хорошо, что мы помогаем детям  осознать свои чувства, но  а  как же быть с нашими чувствами? Как о них сказать ребенку?

 В:Сообщать ребенку о чувствах можно как эффективно, так и не эффективно. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, то лучше говорить от ПЕРВОГО ЛИЦА: О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании,  а неО НЕМ, не о ЕГО поведении. Высказывания такого рода психологи назвали « Я-сообщениями».

«Я - сообщение» показывает, какие чувства у вас вызывает поведение ребенка. Например: «Мне не нравится, что игрушки разбросаны по полу», «Я не люблю, когда  дети ходят  растрепанными», «Меня очень утомляет  громкий звук телевизора».

Многие сообщения, которые взрослые посылают детям, содержат слово  ты, тебе, тебя. «Ты не должен так делать», «Ты мне мешаешь», «Что у тебя за вид?». Их можно назвать – «Ты-сообщениями», они обижают и заставляют ребенка чувствовать себя несчастным. В ответ на них дети начинают дерзить. Поэтому их желательно избегать.

  МОДЕЛЬ «Я-СООБЩЕНИЕ» состоит из трех частей:

  • Событие (когда…, если…);
  • Ваша реакция ( я чувствую…);
  • Предпочитаемый вами исход (мне хотелось бы, чтобы…., я был бы рад…).

Упражнение «Построение «Я – сообщений» ».

Ситуация

Ты - сообщение

Я - сообщение

Отец хочет почитать газету. Ребенок лезет к нему на колени.

Ребенок приходит к столу с очень грязными руками и лицом.

 Ребенок смотрит телевизор, сделав звук очень громко.

Ребенок выпрашивает  у родителей купить новую игрушку. Покупка не входит в планы и возможности родителей.

Ты не должен мне мешать, когда я читаю!

Ты до сих пор не умылся! Так ведут себя только малыши.

Почему ты так громко включил телевизор?

Ты мне уже надоел! Хватит, прекрати истерику немедленно!

Я сегодня очень устал. Мне бы хотелось почитать газету в тишине.

Мне не нравится, когда за стол садятся с грязными руками. Я была бы рада, если бы ты умылся!

Меня очень утомляет  громкий звук телевизора.

Я очень расстроена твоим поведением! Мне приятно делать тебе подарки, но сейчас я не могу этого позволить.

В.: Уважаемые родители, пользуясь примерной схемой, давайте попробуем построить «Я сообщение». Внимание на экран.

Обсуждаются ситуации и примеры «Я» и «Ты» сообщений... (Активизировать большее количество родителей: давайте попробуем вместе, обратите внимание на схему и т.д..).

В.: Построение позитивных отношений между взрослым и ребенком требует огромной работы и терпения. Если к соблюдению «Я – сообщения» прибавить «Активное слушание», то взаимоотношения с ребенком, да и со взрослыми людьми тоже, будут просто замечательными.Главное следовать простым рекомендациям, научиться слушать и понимать чувства ребенка, правильно выражать свои чувства  и результат не заставит вас долго ждать.

                         Игровой тренинг: «Поиграй со мной, мама!»

В.:«Поиграй со мной!» - как часто приходится  слышать эту просьбу от своих детей.Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. В игре так же развивается и общение!

Общение в игре не проходит бесследно для ребенка. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между родителями и ребенком в дальнейшем.

Игра-задание

В.:Уважаемые родители, я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то возьмите фишку  красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда - синего.

 Всегда -             не всегда -              никогда -

Каждый вечер уделяю время на игры с детьми

Рассказываю о своих играх из детства

Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком

Купив ребёнку игру, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры

Слушаю рассказы, ребёнка об играх и игрушках в детском саду

Знаю любимую игру ребенка

Считаю игру средством развития ребенка

В.: Если у вас  оказалось больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Ну а кого случайно оказались синие смайлики – есть к чему стремиться.

  Послушайте – и вы забудете, посмотрите – и вы запомните, сделайте – и вы поймете! (Конфуций).

В.:Уважаемые родители, давайте вспомним, в какие игры в детстве любили играть Вы? Назовите свою любимую игру! (Родители называют игры «Светофор», «Колечко», «Казаки-разбойники», «Испорченный телефон», «Гуси, гуси», «Калимба-ба», «Да.Нет – не говори», «Садовник»).

В.:  А вы играете в эти игры, когда в вашем доме праздник и собирается много гостей? Молодцы!  Я предлагаю вам окунуться в детство и вспомнить, поиграть в эти игры. Может, они вам понравятся,  и вы начнете в них чаще играть в семейном кругу, их  можно легко  использовать дома в индивидуальных занятиях с ребенком, а также во время прогулки или на дне рождения ребенка.

Готовы?

                            «Колечко, выйди на крылечко».

Игроки садятся в ряд и складывают перед собой ладони лодочкой. Водящий зажимает в ладонях какой-нибудь мелкий предмет, обычно монетку или колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в "лодочку" свои сложенные "лодочкой" руки и приговаривая:

Я ношу-ношу колечко, и кому-то подарю

и незаметно вкладывает этот предмет в ладони одного из игроков. Затем произносит:

Колечко-колечко, выйди на крылечко!

- и «отмеченный» игрок должен  выбежать. При этом задача остальных игроков - удержать убегающего в своих рядах, поэтому "избранный" старается не показывать, что именно ему достался заветный предмет.

В.: Молодцы, вот мы и поиграли в первую игру. Вторая игра, которую я хотела бы предложить вашему вниманию – это «Разноцветное меню». Количество игроков – любое, но главное условие, чтобы в каждой команде был взрослый человек, так как понадобится навык письма. Я вам предлагаю разделиться на две команды.

2. Игра «Разноцветное меню». Одной группе даётся красный лист бумаги, другой – жёлтый, необходимо составить перечень тех продуктов, которые соответствуют цвету бумаги. Затем каждая группа по очереди называет по одному продукту, кто больше.

В.: А сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Я знаю пять имен», приглашаю желающих. (5 имен мальчиков, 5 имен девочек, я названий цветов, 5 круглых предметов и т.д.)

3. «Я знаю пять имен своих друзей»

Один из участников игры ударяет мячом об пол со словами: «Я знаю пять имен моих друзей. Ваня - раз, Лена - два ... " и т. П., а затем передает мяч другому игроку. Тот делает то же самое и передает мяч следующему. Мяч должен обойти всю группу.

В.:Следующая игра, которую я предлагаю вспомнить – это «Краски», очень похожа на нее игра «Светофор». Кто помнит эти веселые игры? Желающие поиграть  с нами в «Краски» попрошу  - выходите.(человек 6-7)

4.Игра «Краски»

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучит: Тук, тук!

Кто там?

Покупатель.

Зачем пришел?

За краской.

За какой?

За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».

В.: Молодцы! Мы вспомнили много игр,  поиграли.  Прошу  послушать вас одну притчу.

                                                           ПРИТЧА.

Я пытался  достичь сердце ребенка словами – они часто проходили мимо него неуслышанными. Я пытался достичь его сердца книгами – он бросал на меня озадаченный взгляд. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я смогу пройти к сердцу этого ребенка?!» – закричал я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, - сказал он, - поиграй со мной!»

В.:Пришла пора пригласить ребят и поиграть с ними.

(Под музыку дети входят в зал и присаживаются рядом с родителями).

                                               Игры научат нас

В.: Добрый вечер, дорогие ребята! Мы рады вас видеть! Давайте вспомним, для чего мы с вами здесь собрались такой большой и дружной компанией? Правильно, мы собрались, чтобы поиграть с родителями и друг с другом.

В.: Ребята, мы настоящие друзья!  Предлагаю  вам, научить мам здороваться как друзья!   «Здравствуй, друг».  

                                   

                          5. Упражнение «Здравствуй, друг».

Здравствуй, друг!         жмут  друг другу руку,

Как ты тут?                    легкое похлопывание по плечу

Где ты был?          легкое пощипывание мочек ушей,

Я скучал!              кладут  руки на грудь,

    Ты пришел!          руки в стороны,

   Хорошо!!!              Обнимаются

В.: Вот вы ребята, и научили своих мам первой игре! Родители, вам понравилось здороваться необычным способом? Хорошо! (родители и дети присаживаются на места).

В.:Уважаемые родители, может кто-то хочет поделиться веселой, интересной игрой, в которую вы играете вечерами или на праздниках?  (Желающие родители играют).

В.:Все молодцы! Много игр знаете. Я бы хотела вас познакомить, а кому-то просто напомнить игру «Назови ласково». В неё можно играть и большой компанией, и просто вдвоем. Можно использовать мяч, а можно обойтись и без него. Сегодня я  воспользуюсь «аленьким цветочком».

6. «Назови ласково.

Правила игры: Родитель называет любое слово, а ребенок должен назвать его ласково, например:  морковь-морковочка, тарелка-тарелочка , кошка – кошечка, собака – собачка, мама – мамочка, ложка – ложечка, дочка- доченька, тарелка – тарелочка, солнце – солнышко  и т.д.

7. Охота на тигров, поймай рыбку, найди бабочку!

В.: Для следующей игры количество участников  должно быть не менее 4 человек. У нас, конечно больше. Попрошу желающих выйти в круг.

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр, бабочка). В зависимости от того, какая игрушка у вас будет, так игру можно и назвать.

Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

В.: Уважаемые родители, предлагаю немного подвигаться.  Следующую игру дети очень любят, играют в нее и в группе, и на улице. Хотят играть «в козочек» и дома с родителями.  Игра проводится два раза. (Выходят все дети и желающие родители).

8. Игра «Козочки».

Прибежали, прибежали козочки, козочки. (Имитируют бег).

Собирали, собирали розочки, розочки. (Собирают цветочки).

Прискакали, прискакали белочки, белочки. (Складывают лапки, как белочки).

Ну-ка, дружно, ну-ка вместе! (Качают головой из стороны в сторону).

Мальчики! (Произносят низким голосом).

Девочки! (Произносят высоким голосом).

В. : Следующая игра очень интересная. Вы, наверняка, часто в неё играете. Можно играть в неё не только на семейном празднике, но даже по дороге домой: «Скажи наоборот».  Я попрошу остаться желающих поиграть и образовать круг, чтобы нам было удобно играть.  Водящий называет слово, а игрок, у которого мяч – называет противоположное слово. Например: Горячий – холодный. Кто хочет быть водящим? С помощью считалочки!

9. «Скажи наоборот»

Горячий — холодный, Много — мало, Быстро — медленно, Старый — молодой, Высокий — низкий, Длинный — короткий, Прямо — криво, Больной – здоровый Веселый – грустный; Легкий – тяжелый, шершавый – гладкий, Добрый – злой; Теплый – холодный; Ясный – мрачный; Сухой – мокрый, Медленный – быстрый; Молчаливый – общительный; Тихий – шумный.

10. Дотронься до... (для детей с 5 лет)

В.:  Вы устали?  Тогда продолжим играть. Можно остаться  на своих местах. Игра называется: «Дотронься до….» .  В этой игре нужно быть очень внимательными.  Все играющие одеты по-разному. Давайте рассмотрим себя и  своих друзей. Посмотрим внимательно, какой цвет присутствует у них в одежде!

Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.

Замечание: Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

В.: Молодцы! Присаживайтесь.Я хочу поделиться с вами игрой, которую сама узнала на прошлой неделе. Называется игра «Дракончики». Она не займет много времени и сил, и с тоже время эта игра веселая, развивает реакцию, закрепляет математический счет и  поднимает настроение.  Ребята с ней еще  плохо знакомы, так что попрошу родителей запоминать слова и действия.  Мне нужен один помощник, чтобы показать пример.

11. Играть в «Дракончики» можно как вдвоем, так и  вдесятером. (Игра с помощью ладошек).

Летели дракончики, ели лимончики!

Сколько лимончиков съели дракончики?

(игрок называет любое число, все считают) Последний игрок должен успеть убрать руку. Кто не успел – выходит из игры.

В.: В завершении хочу предложить вам поиграть в «Ручеек». Для этой игры я приглашаю всех родителей и всех ребят.

12. «Ручеек»

Это очень простая игра. Скорее, даже, не игра, а развлечение. Она учит детей преодолевать стеснение, помогает выявить симпатии. В нее можно играть и самым маленьким деткам и подросткам. Желательно собрать побольше участников (нечетное количество). Игроки разбиваются по парам и, взявшись за руки, образуют «живой коридор - ручеек». Оставшийся без пары игрок проходит внутри коридора, выбирая себе пару. Обычно, по правилам, мальчик выбирает девочку, а девочка – мальчика. Новая пара, пройдя через коридор, становится впереди, а оставшийся без пары игрок снова ищет пару.

В.:Уважаемые родители, вам приятно было играть с ребятами?Ребята, а вам понравилось играть вместе с родителями? Ну а мне, очень приятно было видеть ваши добрые и нежные улыбки и счастливые глаза ваших детей.

В: Желаю вам любви и понимания в вашем доме, чтобы у вас всегда было время просто играть, немножко шалить с детьми, или просто разобраться с правилами новой игры.

В.:Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не покидали нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

По окончании встречи родителям вручаются  памятки  с рекомендациями по общению и картотекой игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тренинг для родителей детей старшей группы «Играйте вместе с детьми»

Игровой тренинг позволит акцентировать внимание родителей на соучастие, переживание и поддержку ребенка....

Консультации для родителей средней группы «Играйте вместе с детьми»

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для...

выступление на родительском собрании в старшей группе "Играйте вместе с детьми"

    Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают  игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. ...

Игровой тренинг для родителей детей старшей группы «Играйте вместе с детьми»

Игровой тренингдля родителей детей старшей группы«Играйте вместе с детьми»...

Конспект педагогической гостиной в старшей группе «Играем вместе".

Конспект педагогической гостиной в старшей группе "Играем вместе". Участники: воспитатели, родители и дети.Цель: повышение педагогической компетентности родителей. Привлечь внимание родителе...

Игровая гостиная с родителями и детьми старшей группы. «Играйте вместе с детьми».(ПБП, ПДД)

Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую, наших детей подстерегает множество опасностей, и ребёнок, попадая в различные жизненные ситуации - может просто растеряться. Задача ...