Портрет современного первоклассника
консультация (подготовительная группа)

Новикова Ирина Александровна

Материал повящен описанию особенностей развития современных первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret_sovremennogo_pervoklassnika.docx35.37 КБ

Предварительный просмотр:

Портрет современного первоклассника

Да, безусловно, современный ребенок не тот, который был несколько лет, тем более, несколько десятилетий тому назад. Современный первоклассник имеет следующие особенности:

  • У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
  • У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
  • У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение, более высокая самооценка.
  • Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Нет авторитета.
  • У современных детей более слабое здоровье.
  • Они перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие – дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся:

  • несформированность произвольной деятельности,
  • отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества,
  • недостаточно развита саморегуляция поведения.


        Перечисленные  особенности развития современных первоклассников влекут за собой ряд проблем, с которыми они встречаются на начальной ступени общего образования. Причин, по которым дети не успевают в начальной школе, очень много, они плавно перетекают одна в другую, да еще и встречаются, как правило, не изолированно, а в совокупности. Очень условно их можно разделить на биологические, социальные и психологические причины.

Психологические причины

  • у детей не достигнут уровень школьной зрелости (шестилетние дети, которых родители не захотели больше «держать» в детском саду, или дети, достигшие календарных семи лет, но умственный возраст которых, на момент поступления в первый класс слегка меньше)

Биологические причины

  • соматически ослабленные дети (часто болеют и пропускают занятия, быстро устают)
  •  детей с врожденными или приобретенными нарушениями в развитии
  • леворукостъ ребенка. «Правополушарные» люди обладают особым взглядом на мир, им зачастую присуще тонкое, художественное и интуитивное восприятие действительности
  • тот или иной неврологический диагноз (задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, гипер- или гиподинамический синдром, последствия ММД)

Социальные и эмоциональные причины

  • педагогическая запущенность ребенка
  • неправильно выбранная программа для обучения
  • неумение или нежелание ребенка выстаивать со сверстниками адекватные, дружеские отношения
  • личный конфликт или просто непонимание между учителем и учеником.

Портрет идеального первоклассника

Педагогическая готовность

  • обладает навыками чтения, письма, рисования,
  • сформирована звуковая культура речи,
  • имеет хороший словарный запас,
  • имеет общую осведомленность,
  • умеет развернуто ответить на вопрос.

Интеллектуальная готовность

  • обладает хорошей памятью,
  • развиты воображение,
  • регулирующая функция речи,
  • мышление,
  • внимание, тонкая моторика рук,
  • интеллектуальная активность.

Мотивационная готовность

  • выражает познавательные интересы,
  • стремится освоить роль школьника,
  • принимает систему требований, предъявляемых школой.

Эмоционально-волевая готовность

  • умеет управлять своим поведением,
  • сохраняет работоспособность в течение одного урока и в течение учебного дня,
  • обладает эмоциональной устойчивостью,
  • произвольной регуляцией внимания,
  • умеет задерживать свои импульсы,
  • умеет продлить действие, приложив к этому волевое усилие.

Коммуникативная готовность

  • желает общаться со взрослыми и детьми,
  • умеет войти в детский коллектив и найти свое место в нем,
  • выполняет совместную работу,
  • поддерживает равноправные взаимоотношения со сверстниками,
  • умеет устанавливать контакт со сверстниками и с учителем.

Это идеал к которому надо стремиться. Но для этого надо приложить максимум усилий как педагогам так и родителям будущих первоклассников.

9 подсказок для родителей первоклассника.https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/08/31/s_5b899cf1dbcd6/943916_1.png

1. Поддержите в ребенке его стремлении стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портрет будущего первоклассника (анкета)

Примерные качества будущего школьника...

Портрет будущего первоклассника

Сегоднявсеспециалистыпризнаютважностьпривлеченияродителейкучастиювработедетскогосада, однаковреальныхвзаимоотношенияхвоспитателейиродителейсуществуетиногдаопределеннаядисгармония. Препятствовать...

Портрет будущего первоклассника

В этом документе приведены все критерии, которым должен соответствовать будущий первоклассник...

Портрет будущего первоклассника.

Каждый первоклассник должен обладать определенными качествами...

Буклет для родителей "Психологический портрет идеального первоклассника"

Памятка для родителей о готовности ребенка к школе - это педагогическая, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная готовность.(по книге Е.В.Шитовой Практические рекомендац...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Консультация для родителей будущих первоклассников«Портрет будущего первоклассника»....