Главные вкладки

    теоретические знания психологического консультирования
    статья

    Федоренко Мария Сергеевна

    Психологическое консультирование - Непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа; суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Принципы психологического консультирования

    Форма проведения: занятие проводится с элементами интерактивности в виде группы самораскрытия, в которой студентам предлагается поделиться их убеждениями, чувствами, представлениями о принципах эффективного консультирования и личности консультанта.

    1. Принципы психологического консультирования.

    1. Компетентность, профессиональная и научная ответственность (Не навреди!)

    Компетентность консультанта составляет основу его работы. Консультант обязан правильно оценивать уровень своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультационные встречи ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких-либо методов или техник консультирования. Недостаток компетентности ведет к непониманию личности и состояния пациента, что составляет ядро работы консультанта.

    Чтобы быть компетентным, консультант обязан не прерывать образование и практики и постоянно повышать квалификацию и углублять специализацию. Консультант обязан знать возрастные, половые, этнические, социально-психологические и индивидуально-психологические особенности клиента. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством.

    Консультант несет прямую ответственность за последствия своих решений, действий, экспертных заключений, диагностических операций. Экспертные заключения и психологический статус должны быть обоснованы, репрезентативны и валидны, представлены в четкой и ясной форме, поскольку из этого вытекают показания или противопоказания к применению того или иного метода.

    Психолог-консультант обязан осознавать, что его профессиональные действия влияют на жизненные решения клиента и могут изменить личный и социальный статус человека.

    Понимание, что вмешательство в судьбу человека, который доверился консультанту, является огромной ответственностью, ведет к строгому самоанализу и систематическому осмыслению последствий не только каждого слова, но и каждого паралингвистического жеста.

    2 . Конфиденциальность

    Конфиденциальность, неразглашение или долг молчания консультанта по отношению к третьим лицам - важнейший принцип работы консультанта. Несоблюдение этого принципа ведет к полному краху доверия пациента к консультанту и делает его работу бессмысленной. Выделяют два уровня конфиденциальности. Первый уровень относится к пределу профессионального использования сведений о клиенте. Обязанность каждого консультанта - использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Консультант не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Это касается и того факта, что некто проходит курс психокоррекции.

    Чрезвычайно важно и одновременно наиболее трудно добиться того, чтобы данный принцип был воспринят консультантом даже на уровне бессознательного.

    Например, если клиент и консультант совершенно случайно встречаются в иной обстановке, то консультант, который знает о данном человеке почти все, не вправе даже поприветствовать, пока клиент сам не сочтет нужным дать знать об их знакомстве.

    Сведения о клиентах (записи консультанта, индивидуальные карточки клиента) должны храниться в недоступных для посторонних мест.

    Второй уровень конфиденциальности относится к условиям, при которых может быть использована полученная в процессе консультирования информация. Клиент вправе надеяться, что такого рода информация будет служить исключительно для его блага. Когда необходимо поделиться полученными от клиента сведениями с его родителями, учителями, супругом, неизбежная дилемма. О своих намерениях консультант обязан поставить в известность клиента. Если клиент не возражает, вопрос конфиденциальности из этического превращается в сугубо профессиональный.

    Консультант, обеспечивая секретность должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается. Конфиденциальность нельзя возвести в абсолютный принцип. Чаще приходится говорить о ее границах.

    1. Особенности психологического консультирования.

    К. Роджерс обнаружил, что все эффективные методы психотерапии имеют один общий элемент - взаимодействие между людьми. Таким образом, основным приемом, используемым в психологическом консультировании, является «терапия отношений».Он выделил шесть условий формирования этих психотерапевтических отношений между консультантом и клиентом.

    1. Два человека находятся в психологическом контакте. Не может быть никакого существенного позитивного изменения личности вне взаимоотношений.

    2. Клиент находится в состоянии несоответствия. В феноменологическом пространстве человека наблюдается рассогласованность между его переживаниями и Я-концепцией. Он тревожен и уязвим.

    3. Психотерапевт является гармоничным или интегрированным и настоящим (является полностью самим собой). Испытывать переживания, депрессию, тревогу, враждебность он может только вне терапевтических отношений

    4. Психотерапевт испытывает безусловное позитивное внимание к клиенту. Он относится к нему с теплом, хвалит его как человека в процессе становления, не дает оценок его чувствам и переживаниям, он не создает «ценности» для клиента и полностью принимает его без одобрения или порицания.

    5. Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента и стремится передать это ему. Т.е. он способен «переноситься» в субъективный мир клиента, поэтому он может эмпатически высказываться, что способствует его инсайту.

    6. Как минимум должна произойти передача клиенту эмпатического понимания психотерапевтом его проблем и его безусловного позитивного внимания.

    Эти условия К. Роджерс обозначил короткой фразой «Клиент всегда прав».)))) Именно при них пациент будет естественно двигаться к росту, актуализации и здоровью. Психотерапия К. Роджерса только создает эти условия, способствующие росту, а не лечит больных. Одно из названий данного психотерапевтического подхода – недирективная психотерапия.

    1. Требования к личности консультанта.


    Существуют поверхностные и более глубокие взгляды на этот предмет.

    Н.Н. Обозов [1993, с. 20-26] обращает внимание на следующие качества:

    1. Безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей.

    2. Чуткость к эмоциональному состоянию человека, который находитсярядом. В психологическом консультировании эта чуткость может выглядеть как профессиональный такт. Например, психолог-консультант избегает доводить до клиента информацию в той форме, которая может его травмировать.

    3. Пластичность (динамичность в сочетании с гибкостью). Имеется в виду способность легко переключаться с одной темы на другую, легко выходить из тупиков, быстро менять различные точки зрения при рассмотрении того или иного вопроса.

    4. Эмоциональная сдержанность и терпимость. Имеется в виду способность избегать невротических и субъективных отклонений в собственных оценках и поведении. Быть предельно сдержанным в ответ на срывы клиента, уметь снять тревожность другого, его успокоить - терпимость к возможным невротическим срывам с его стороны.

    5. Поддержание общей культуры поведения возможно только при многочисленных и разнообразных контактах психолога с другими людьми. В результате этого формируются своеобразные штампы речевых оборотов, форм общения, предпочтений относительно близости - дистантности в межличностных контактах, характерной жестикуляции и мимики. Необходимо иметь и навыки переписки для ситуации дистантного письма. Психолог-консультант должен знать лучшие образцы культурного наследия, но не замыкаться на них.

    6. Умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения. Имеется в виду, что если клиент нервничает и перескакивает с одной темы на другую, то психолог-консультант сможет своевременно возвратить беседу к заданной теме. Если обсуждение других людей начнет выходить за рамки объективности, то психолог-консультант сумеет сохранить эти рамки.

    7. Наличие знаний в области возможного поведения людей в конфликтах. Имеется в виду, что интравертирован-ному, застенчивому индивиду бывает сложно порой выйти из напряженной ситуации, он не всегда легко говорит «нет», а оказавшись в зависимости от другого, использует более экстремальные средства разрешения затруднения в отношениях, включается в эмоциональную или интеллектуальную конфронтацию.

    1. Морально-этические принципы консультирования.

    Первое требование к консультанту предъявляется уже в начале процесса консультирования. Решение клиента заключить "консультативный контракт" должно быть вполне осознанным, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования: об основных целях консультирования; о своей квалификации; об оплате за консультирование; о приблизительной продолжительности консультирования; о целесообразности консультирования; о риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования; о границах конфиденциальности.

    Консультант обязан правильно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультативные встречи с клиентами ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких-либо методов или техник консультирования. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством.

    Консультант обязан предоставить исчерпывающую информацию об условиях консультирования. Очень важно заранее согласовать с клиентом возможность аудио- и видеозаписи консультативных бесед и наблюдения третьим лицом через зеркало одностороннего видения. Недопустимо использование таких процедур без согласия клиента.

    Конфиденциальная, уважение религиозно, морально убеждений клиента. Психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, рассов. и соц. принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности. Не должны использ. власть по отнош. к клиенту, к-ую дает им профессия с целью извлечения прибыли. Не должны применять манипулятив. процедуры с целью обращ. к ним опр. клиентов. Психологи, работающ. в общ. организации не должны использ. это для увелич. своей частной практики. Психолог должен сообщать клиенту о всех терапевт. действиях. Не должен вступать в личн. взаимоотнош. с клиентом. Можно делать аудио-, видео- запись при согласии клиента. Психолог должен уважать своих коллег и не критиковать их проф. действия, не должен своими действиями способств. вытеснению коллеги.

    5.Этикет консультативного приема.

    Выбирать место своего расположения при встрече клиента таким образом, чтобы в момент встречи оказаться лицом к лицу с клиентом и проводить его на место. Если, войдя в помещение психологической консультации, клиент там никого не встретит, то он растеряется, и это скажется на его дальнейшем поведении во время консультации. Если клиент войдет в помещение и увидит людей, которые не обратят на него никакого внимания, то клиент может и обидеться, особенно если среди них был психолог-консультант. Допускается чтобы клиент сам приходил на место проведения консультации, но в этом случае должна быть обеспечена полная гарантия того, что при поиске своего места в консультации у клиента не возникнут проблемы.

    Если клиент уже вошел в помещение, где будет проходить консультация, а те люди, кто в это время находится в помещении, встречают его сидя, особенно если это делают психолог-консультант или его помощник, то клиент почти наверняка воспримет это как проявление невнимания и личного неуважения к нему. Установить нормальный психологический контакт с таким клиентом будет нелегко. Психологу-консультанту или его помощнику желательно, указав клиенту место, где он будет сидеть во время проведения консультации, пропустить его вперед и дать возможность первому занять свое место. Это рекомендуется делать потому, что данное действие может предупредить возникновение у клиента чувства растерянности и психологически определить для него ситуацию, не ставя его в неловкое положение, предоставив ему возможность вести себя раскованно и вполне самостоятельно.

    Если психолог-консультант сядет на свое место первым, то клиент — это может воспринять как демонстрацию консультантом своего превосходства перед ним, что совершенно нежелательно для нормального проведения психологического консультирования. Психолог-консультант должен занимать свое место в психологической консультации или после клиента, или одновременно с ним.

    Никаких специальных разговоров с клиентом не рекомендуется начинать до тех пор, пока клиент не займет свое место и не расположится на нем достаточно удобно. Клиенту необходимо время для того, чтобы успокоиться и психологически настроиться на серьезный разговор с консультантом.

    В момент появления клиента в помещении психологической консультации там должно быть тихо, и желательно, чтобы никто, кроме психолога-консультанта и, возможно, его помощника, в помещении не находился.

    Если клиент войдет в неубранное помещение психологической консультации, то это почти наверняка сразу же вызовет у него отрицательную эмоциональную реакцию. Несколько слов о подобающей одежде психолога-консультанта. Желательно, чтобы он был одет неброско, но со вкусом, не празднично, но и не слишком буднично.

    Весьма существенно, чтобы клиент покинул психологическую консультацию в хорошем настроении, с полной уверенностью в том, что его проблема в результате реализации полученных рекомендаций будет успешно решена.

    Безусловную уверенность в этом, прощаясь с клиентом, прежде всего должен продемонстрировать сам психолог-консультант. Ему, кроме того, следует проводить клиента до выхода из помещения психологической консультации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Актуальность психологического консультирования

    В статье рассматриваются вопросы актуальности психологического консультирования в дошкольном образовании....

    Информационно - психологическое консультирование семьи.

    Современные психолого-педагогические исследования показы­вают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, ...

    Психологическое консультирование родителей, имеющих гиперактивного ребенка

    Гиперактивность является распространенным нарушением дошкольного возраста и представляет собой сложную и актуальную мультидисциплинарную проблему. Имея в своей основе биологические механизмы, он...

    Консультация для родителей "Влияние психологического консультирования на уровень тревожности младших школьников"

    Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами влияют на нее....

    «Психологическое консультирование родителей по вопросам адаптации ребенка к детскому саду»

    Период адаптации к детскому саду один из самых сложных периодов в жизни родителей, воспитателей и детей. Поэтому психологическая помощь в такой период нужна всем.Адаптация -1) совокупность особе...

    Структура психологического консультирования

    Практика психологического консультирования в системе дошкольного образования переживает в настоящее время период своего активного становления. За психологической консультацией обращаются родители...

    Серийные рисунки и рассказы в психологическом консультировании

    Эффективность применения искусства в контексте лечения основано на том, что оно дает возможность экспериментировать с эмоциями и чувствами, исследовать их и выражать на символическом уровне....