Памятка для родителей "Кризис трех лет у детей"
консультация (младшая группа)

Бахвалова Наталья Владимировна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кризис трех лет625.56 КБ

Предварительный просмотр:

Кризис трех лет.

https://img01.rl0.ru/c7c0c623a8893a8a27872234c9f3fcb1/c500x333/trand-store.ru/wp-content/uploads/2018/01/03-15.jpg

Кризис трех лет - это важный этап в процессе психологического развития ребенка. У ребенка начинает формироваться личность. Это достаточно сложный период для родителей, так как малыш постоянно проверяет их на прочность, изучает границы дозволенного.

Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы – это движущая сила развития. Кризис трех лет – это важный этап в процессе психологического развития ребенка. У ребенка начинает формироваться личность. Обычно кризис протекает с 2,5 до 3,5 лет.

«Я сам!» - это то самое новообразование, с которого и начинается кризис трех лет. Ребенок хочет ощущать себя взрослым и самостоятельным, он уже имеет собственное «хочу»  и готов отстаивать его перед взрослыми.

Детские психологи описывают семь основных проявлений кризиса трех лет – так называемое «семизвездие симптомов».

Негативизм. Это не просто нежелание выполнять какие-то указания  взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все  наоборот, не подчиняться  ни  в  коем случае  воле  взрослого. Например, мальчик очень любит кататься  на  велосипеде. Ему  не  всегда  разрешают, но сегодня  говорят: «Иди катайся». Но он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что в голосе  матери он уловил повелительные  нотки. Дети  не  только протестуют  на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но и специально делают то, что им запрещено.

Упрямство. Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал, что он так захотел» (Л. Выготский), т. е. это «реакция не на предложение, а на свое собственное решение» (А/. Ермолаева). Например, ребенка, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели, но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и хочется поиграть с игрушками. Однако ребенок заявляет: «Сказал — не встану, значит, не встану! https://img08.rl0.ru/cd4f436bc58aa618282129d7e39ad4c8/c799x600/tyatya.ru/upfiles/images/15-11/1447225009-1.jpg

Строптивость. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше, он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до 3 лет.

Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.

http://kidsmentor.org/wp-content/uploads/2016/02/o-FATHER-AND-CHILD-facebook.jpg

Протест — бунт против окружающих. Проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто он находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.https://img08.rl0.ru/fd07497338cd34680fc3d93460ba835f/c1200x720/hlps.ru/sites/default/files/note/shutterstock_94503277.jpg

Обесценивание ребенком личности близких. Обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения.

https://img06.rl0.ru/e6e244ef0ff5e2b0aa7db3f24220a4a6/c1150x860/i.sunhome.ru/journal/45/pervie-slova-rebenka-v2.orig.jpg

Деспотическое подавление окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики и слезы. Ребенок хочет стать господином положения.

       Кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка стремление к самостоятельности, когда они пытаются во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка. Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребенке, заменяют  авторитарный стиль взаимодействия   с  ребенком,  гиперопеку на партнерское общение с ним,  предоставляют ему  самостоятельность  (в  разумных пределах), конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут носить временный, преходящий характер. https://img02.rl0.ru/3d191d8ed002269a1dc3233bcfae7960/c1000x667/medaboutme.ru/upload/medialibrary/b74/shutterstock_112564061.jpg

Рекомендации родителям

При проявлении негативизма, когда ребенок все делает наоборот, стоит попробовать применить небольшую хитрость, и действовать от обратного: «Сегодня очень холодно, но ты можешь не одеваться тепло. Тогда ты заболеешь и будешь лежать дома в постели, смотреть мультфильмы, а мы с папой в это время пойдем в цирк!». В таком случае ребенок с удовольствием натянет на себя все теплые вещи.

При правильном поведении ребенка, стоит подчеркивать его взрослость и значимость. Не воспринимайте благие порывы малыша, как должное. Если он помыл за собой тарелку после обеда – он взрослый, он как папа! Ребенок самостоятельно правильно оделся быстрее всех – он взрослый, он умеет одеваться лучше и быстрее мамы. Не забывайте хвалить за хорошее поведение, за самостоятельность; рассказывайте бабушке или папе, вернувшемуся с работы, какой молодец и умница ваш ребенок, что он сделал хорошего. Это поможет сформировать у вашего ребенка положительный образ себя.

Предоставляйте ребенку возможность самостоятельно принимать решения: «Ты сначала уберешь игрушки или сначала пообедаешь? Ты на завтрак будешь кушать манную кашу или гречневую?». В таком случае любое действие ребенка будет правильным, но осознание самостоятельности принятого решения, заставит его гордиться собой.

Старайтесь избегать ситуаций, когда ребенок может ответить «нет». Не давайте ему прямых указаний: «Одевайся, мы сейчас идем гулять», а создайте иллюзию выбора: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке?».https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1220164/1f46d90f-a6c3-4ccc-a196-83c4808422df/s1200

Применяйте ролевые игры для объяснения ребенку норм поведения. Проигрывайте ситуации капризов, подчеркивая реакцию малыша на плохое поведение куклы. В игре капризничающий персонаж должен всегда представляться маленьким, глупым, несмышленым.

Примите как должное равное положение ребенка в семье. Ведите себя с ним так, как Вы хотите, чтобы он вел себя с Вами. Советуйтесь с ним по «важным» вопросам, спрашивайте разрешения, вторгаясь в его пространство. Посеяв взаимное доверие в этом возрасте, Вы пожнете плоды откровенности в подростковом периоде, когда кризис будет значительно более сложным.

Вводя определенные запреты, расширяйте и права ребенка. Дайте ему возможность принимать решения в незначительных ситуациях и учиться на своих ошибках. Тогда запреты, направленные на его безопасность, будут более действенными. http://www.lilysbridal.net/wp-content/uploads/2015/08/blog1.jpg

Не пытайтесь воспитывать ребенка в момент истерики.  Оставьте его в одиночестве и дайте ему успокоиться. Только после полного успокоения объясните ребенку все «за» и «против», оставаясь спокойным, как бы трудно это не было. Если истерика случилась на улице или в магазине, по возможности лишите ребенка зрителей. Для этого можно просто перенести ребенка в менее людное место, и там переждать приступ истерики. После того, как ребенок успокоится, объясните ему, что вы его очень любите, но капризами он ничего не добьется.

И самое важное: ребенок учится на примере родителей. Не допускайте в своем поведении таких поступков, которые Вам не хотелось бы лицезреть, глядя на свое чадо.

        Реакция родителя на капризы ребенка при кризисе трех лет – очень важный вопрос. Трехлетний ребенок настойчиво проверяет границы дозволенного, и если вы где-то дадите слабину или наоборот чересчур жестко поведете себя – в ответ получите неадекватную реакцию. Поэтому будьте спокойны в любой ситуации, даже если это очень сложно. Помните, что кризис трех лет – это вовсе не проявление вредности или плохой наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение самостоятельности и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка. Следовательно, ваш девиз в это непростое время: терпение, терпение и терпение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кризис трех лет у детей

Кризис в жизни вашего ребенка, мы готовимся к нему!...

Консультации для родителей "Кризис трех лет", "Закаливание детей", "Роль развивающих игр в воспитании детей"

Советы, рекомендации для родителей и воспитателей "Закаливание детей", Роль развивающих игр в воспитании детей"...

Конспект занятия по физической культуре "В гостях у трех поросят" для детей средней группы

Задачи: - упражнять детей в различных видах ходьбы;- закреплять умение действовать по сигналу;- учить правильно занимать исходное положение при метании предметов в горизонтальную цель;- упражнять в пр...

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Сценка трех мам для детей старшей группы

Сценка трех мам для девочек старшей группы...

Памятка для родителей «Снижение уровня травматизма детей вследствие несчастных случаев. Безопасность детей-забота родителей»

В целях снижения уровня травматизма детей вследствие несчастных случаев, обращаем Ваше внимание на: НЕДОПУСТИМОСТЬ ОСТАВЛЕНИЯ РЕБЕНКА БЕЗ ПРИСМОТРА!...

Конспект Квест-игры по ФЭМП На тему: «Подарок от Трех Котов!» для детей младшей группы.

Закрепление пройденных математических представлений у детей младшей группы....