Консультация для родителей "Знакомство с чувашским фольклором"
консультация (старшая группа)

Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержит в себя чувашское устное народное творчество. Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_chuv._folklor.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Пукане» комбинированного вида

города Ядрин Чувашской Республики

Консультация для родителей

«Знакомство детей с чувашским фольклором»

                                   Разработал:

                                                             воспитатель Тувалева Л. В.

Ядрин, 2019

Широкие круги общественности обеспокоены тем состоянием, в котором оказался чувашский язык. Поэтому, 27 октября 1990 года был принят закон «О языках в Чувашской Республике». Государство берет на себя обязанности гаранта полноценного и полнокровного функционирования языка коренного населения республики и тем самым обеспечивает существование и будущее чувашского народа, как нации.

Обучению детей чувашскому языку с дошкольного возраста является ведущим средством полноценной реализации Закона «О языках в Чувашской Республике».

Изучая язык, ребенок приобщается к истории города, где он живет, с памятными местами, которые его окружают, с истоками народной мудрости: сказками, потешками, пословицами, поговорками, песнями, хороводами, загадками.

Основными задачами работы МБДОУ в этом направлении является:

воспитание у ребенка интереса к чувашской устной речи;

развитие способности воспринимать своеобразие её звучания, чувствовать её красоту;

формировать желание слушать и понимать чувашскую речь.

Эти задачи решаются не только на занятиях обучения чувашскому языку, но и в повседневной жизни и в самостоятельной деятельности детей.

Чувашский народ создал огромное количество устной литературы: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струи, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа - героические, волшебные и бытовые.

Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении нравственного облика ребенка. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Дошкольники активно реагируют на воздействия окружающей среды, отличаются высокой  восприимчивостью.

Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержит в себя чувашское устное народное творчество. Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами. Среди этих сокровищ чувашского устного творчества пословицы и поговорки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Пословицы - не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра.

Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали педагогическими средствами. Пословицы и поговорки содержат педагогическую идею и оказывают воспитательное влияние.

Çăкăртан аслă пулаймăн.

Ĕçлесе выçсан, çăкăр та кулачран тутлă.

Тăрансан, пыл та йÿçĕ.

Ир тăнă кайăк тутă пулнă, тет.

Нумай пĕтĕ, сахал çитĕ; пĕрле пурăннине мĕн çитĕ.

Фольклор даёт прекрасные образы чувашской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать чувашским языком.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Они образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, метких определений.

Тема труда прочно утвердилась в песнях и играх детей. В них воспевается труд, трудолюбие, высмеиваются лентяи - лежебоки или же такие мастерицы, как Дуня - тонкопряха, чьи нитки «потолще  каната, потоньше ослабли».

Касрăм,касрăм пĕрене,

Турăм лартрăм шурă пÿрт.

Шурă пÿртре шур сĕтел,

Шур сĕтел çинче шур чашăк,

Шур чашăкра шур кулач.

Суха мĕнле тăваççĕ?

Акă та çапла тăваççĕ.

Сÿрене мĕнле сÿреççĕ?

Акă та çапла сÿреççĕ.

Тырра мĕнле акаççĕ?

Акă та çапла акаççĕ.

Çăнăха мĕнле авăртаççĕ?

Акă та çапла авăртаççĕ.

Чустана мĕнле çăраççĕ?

Акă та çапла çăраççĕ.

Çăкăра мĕнле хываççĕ?

Акă та çапла хываççĕ.

Çăкăра мĕнле кăлараççĕ?

Акă та çапла кăлараççĕ.

Çăкăра мĕнле леçеççĕ?

Акă та çапла леçеççĕ.

Как гармоническое слияние труда и искусства выступает традиционные трудовые праздники, имеющиеся у каждого народа. Праздники эти обычно связаны с завершением весенне-полевых работ. У чувашей традиционным праздником является «Акатуй». На этих праздниках используется песни на чувашском языке, музыка, хороводы, танцы и игры.

Приобщение же к искусству, любовь к родному краю, к родному языку начинается с первых дней жизни ребенка - колыбельными песнями убаюкивали ребенка. Матери, бабушки, сестры, нередко братья поют эти песни над колыбелью или укачивая ребенка на руках. Творцами колыбельных песен преимущественно являются матери и бабушки, а пользуются ими все, кто нянчит детей. В колыбельные песни вложено очень много ласки, любви. Как отмечает Г.Н. Волков, слова песни детям, лежащим в колыбели, ещё не понятны, но нежность, вложенная в мелодию, не проходит бесследно.

Колыбельная песнь - это, действительно, вызывающий изумление гениальный сплав мелодии, ритма, ласкового движения и слов, рассчитанный содействовать росту и развитию ребенка.

Утьтя-утьтя, утьăкка,

Пулах, пепкем, пысăкка!

Сăну пултăр уйăхран,

Чĕлхÿ пултăр чĕкеçрен.

Утьтя-утьтя, утьтя пул,

Ӳссен сатур ача пул.

Яту пултăр — ял çинче,

Чысу пултăр — çĕр çинче.

 Народная песня чрезвычайна разнообразна. Немало чувашских песен, сочиненных специально для детей. Ни одна возрастная группа не обижена, песни есть для каждого. Недавно малыши засыпали под песню матери, а теперь сами поют колыбельную своим куклам. Известный чувашский просветитель Иван Яковлевич Яковлев говорил о песнях, как о наиболее яркой части духовного богатства чувашского народа.

Важную роль в воспитании личности ребенка занимают загадки.

Загадки умны, высокопоэтичны, иные несут в себе нравственную идею. Они соответственно оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадки призваны развивать мышления детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете (явлении) позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Много загадок имеется о человеке в целом, есть загадки о ребенке, затем следуют загадки об отдельных органах человека. Например:

Пĕр çăмхан çичĕ шăтăк (голова - пуç).

Икĕ тăван урам урлă пурăнаççĕ, нихăçан пĕр-пĕрне курмаççĕ (куç - глаза).

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал, что сказки, потешки, песни, пословицы, поговорки, загадки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Практические цели, задачи воспитания постоянно активизировали мыслительную деятельность людей, способствовали возникновению воспитательных идей и традиций, воспитание было и будет всегда.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Напрасно мы хотим выдумывать воспитание: воспитание существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека татарского, марийского, мордовского, чувашского фольклора.

Данная картотека содержит произведения фольклора  народов Нижегородского края для дошкольников....

Доклад «Знакомство детей с чувашским фольклором»

Фольклор даёт прекрасные образы чувашской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать чувашским языком....

Конспект организованной образовательной деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с чувашским фольклором «Путешествие в прошлое».

Аннотация к методической разработке. В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традиция...

Знакомство детей с чувашским фольклором. Консультационный материал для педагогов ДОУ. (Из личного опыта)

Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении нравственного облика ребенка. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности...

Чувашский фольклор в развитии речи детей раннего возроста

Степанова О.Ю.ЧУВАШСКИЙ ФОЛЬКЛЕР В РАЗВИТИИ РЕЧИДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРОСТААннотация. В данной статье раскрывается особенности развития речи детей 2-3 лет. Представлен опыт работы по формированию у детей р...

Мастер-класс «Знакомство дошкольников с малой формой чувашского фольклора посредством музыкальной импровизированной игры»

Мастер-класс посвящен знакомству дошкольников с историей и устройстовом колыбели, особенностями и функциями  чувашских колыбельных песен, традициями чувашского народа....

Консультация для воспитателей. Использование чувашских народных игр в работе со старшими дошкольниками.

Консультация поможет воспитателям обогатить игровую деятельность дошкольников народными играми, поможет в подборе приемов для организации....