Рубрика "Воспитываем с любовью"
консультация

 Мария Александровна

Эмоциональные нарушения детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agressivnyy_rebenok.doc38.5 КБ
Microsoft Office document icon giperaktivnyy_rebenok.doc84 КБ
Microsoft Office document icon trevozhnyy_rebenok.doc37 КБ
Microsoft Office document icon upryamyy_rebenok.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Рубрика «Воспитываем с любовью»

      АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК

Признаки агрессивности:

  • по темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем.
  • по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.

Причины: Нарушения эмоционально-волевой сферы:

  • неумение ребенка управлять своим поведением;
  • недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения.
  • Неблагополучная семейная обстановка:
  • •        отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;
    • нет единства требований к ребенку;
  • •        ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования;
  • физические (особенно жестокие) наказания;
  • асоциальное поведение родителей;
  • плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения;
  • Трудности обучения.
  • Психологический климат в дошкольном учреждении.

Советы родителям

  • Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.
  • Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные
    правила.
  • Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
  • Давайте понять ребенку, что вы его любите таким, какой
    он есть.
  • Направьте его энергию в положительное русло, например в спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс,
    ушу), а также рисование, пение.

•        Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

  • Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
  • На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией,
    служит для ребенка своеобразным «развлечением».
  • Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.
  • Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый.
    Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!»
  • Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление
    доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.
  • Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре.
    Можно предложить ему следующее: подраться с подушкой; порвать бумагу; используя «стаканчик для криков», выплеснутьсвои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору;
    покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче
    крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
  • Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.

Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.

Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.

                                                                                          Педагог-психолог

Максимович Мария

        



Предварительный просмотр:

Рубрика «Воспитываем с любовью»

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК

Причины неусидчивости ребенка:

  • расстройства слуха или зрения,
  • заболевание щитовидной железы,
  • недостаточные умственные способности,
  • скука,
  • депрессия,
  • тревога,

-интоксикация и побочные действия некоторых лекарственных препаратов,

  • насильственные действия на сексуальной почве,
  • психические заболевания и др.

Причиной неусидчивости могут также являться расстройства, которые называются гиперактивностью вследствие дефицита внимания. Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания.

Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста.

Никто не может сказать, почему возникают эти расстройства. Некоторые ученые предполагают, что дело здесь в нарушении функций мозга в его лобной части. Вместе с другими отделами мозга эта область отвечает за контроль движений и внимания.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка имеются явления повышенной активности вследствие дефицита внимания, обратитесь к врачу. Если будет установлено наличие указанного синдрома, то существуют различные виды лечения, которые помогут вам в данной ситуации.

Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является благоприятным, если они получают соответствующее лечение. Тогда они хорошо занимаются в школе, многие из них прекрасно устраиваются в жизни, став взрослыми.

Если будет начато лечение специальными препаратами, вы должны будете заметить улучшение в поведении ребенка через одну-три недели в зависимости от препарата. Если вы обнаружите побочное действие лекарственного препарата или отсутствие эффекта в пределах указанного времени, настаивайте на смене или прекращении лечения.

При воспитании гиперактивного ребенка:

  • Используйте метод поощрения. Мотивация поступков ребенка с чрезмерной активностью и неустойчивым вниманием
    хорошо регулируется системой поощрения. За правильное поведение или выполнение какой-либо задачи ребенок может получить вознаграждение. При использовании этого метода следует
    иметь в виду, что поставленные задачи должны соответствовать
    возможностям ребенка, а вознаграждение - осуществляться незамедлительно. Если ребенок не получает положенного ему вознаграждения в течение трех недель, ему трудно осознать, почему он старался вместо неправильных действий совершить что-то
    хорошее.
  • Постарайтесь избегать скандалов. Неусидчивые дети
    часто отличаются неуравновешенностью. Есть простой способ
    смягчить эти расстройства. Нужно удалиться куда-нибудь на то
    время, когда у ребенка возникает вспышка гнева. Если ребенок
    пойдет следом за вами в другую комнату, закройтесь в ванной
    или спальне, чтобы он не мог добраться до вас. Когда ребенок
    увидит, что некому наблюдать за его спектаклем, его раздражение быстро пройдет. Таким образом можно дать понять ребенку,
    что он должен сам успокоиться, и вы увидите, что это в действительности происходит.

^ Будьте осторожны в отношении критических замечаний. Если даже ваш ребенок не слишком хорошо справляется с задачей или ведет себя неидеально, постарайтесь все-таки похвалить его. Так, если на обувание ему понадобится 30 минут, постарайтесь избегать таких выражений: «Посмотри, сколько времени ты тратишь на то, чтобы надеть ботинки!» Вместо этого попробуйте сказать: «Ну вот, теперь ты, наконец, надел ботинки. Я был уверен, что ты справишься с этим. Но давай посмотрим в следующий раз, сможешь ли ты сделать это немного быстрее». Да же если вы уверены на 200 %, что это достижение является плодом ваших усилий, не забудьте сказать ребенку, что он справился с задачей.

> Занимайтесь с ним специальными упражнениями. Многие неусидчивые дети не имеют правильного представления о времени и скорости. Если вы попросите такого ребенка быстро пройти по комнате из одного конца в другой, а потом в обратном направлении медленно, то вряд ли он поймет различие. Здесь на помощь ему могут придти упражнения по релаксации - глубокое дыхание или йога. Есть специальные игры, которые помогают ребенку научиться внимательно слушать и вовремя решать задачи. С помощью этих игр можно сформировать у ребёнка умение действовать не спеша и концентрировать внимание.

Что делать в сложной ситуации?

1. Научиться не придавать «поступку» чрезмерного значения, сохранять спокойствие (не путать с показным спокойствием, когда взрослый всем своим видом даёт понять: «Давай, давай, мне это безразлично, это твои проблемы»). Это не означает, что нужно всегда идти на поводу у ребёнка, не замечать его поступков, потакать ему, не контролировать его действия и не предъявлять к нему никаких требований. Наоборот, необходимы жесткие требования (в пределах возможностей ребёнка), не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения взрослых. Нужны требовательность плюс спокойствие и доброжелательность. Ребёнок должен осознать, что требование не прихоть взрослого, а отказ не демонстрация враждебности, не наказание за поступок или просто ваше невнимание к просьбе.

  1. Никогда не наказывать, если проступок совершён впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.

Не отождествлять проступок (нарушение поведения) и ребенка. Тактика «ты плохо себя ведёшь - ты плохой» прочна, она закрывает ребёнку выход из ситуации, снижает самооценку, создает ситуацию страха. Видимо, поэтому непослушные дети так часто спрашивают родителей: «Ты меня любишь?»

  1. Обязательно объяснить, в чем проступок и почему так себя вести нельзя. Однако если мама чуть что срывается на крик,
    а папа всегда готов шлепнуть, вряд ли можно объяснить ребёнку, что кричать и драться не хорошо.
  2. Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нём (для профилактики), стыдить перед другими взрослыми
    и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребёнок может, не осознавая этого, ответить тем же. Не стоит удивляться в этих случаях детскому «ненавижу» или «я тебя тоже не люблю», «ты злая».
  3. Не следует ставить в пример непослушному ребёнку хороших братьев и сестёр, сверстников, укоряя «есть же нормальные дети, которые не изводят своих родителей». Родители, которые легко выходят из себя, не умеют держать себя в руках,
    а значит, не умеют себя вести, не очень хороший пример для
    детей.

Жестокое обращение как вариант отрицательного реагирования или негативного подстегивания менее эффективно, чем так называемое положительное подкрепление.

Рекомендации для родителей гиперактивного ребёнка

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

  • Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании.
  • Стройте взаимоотношения с ребёнком на доверии и взаимопонимании.
  • Контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил.
  • Не давайте ему категорических указаний, избегайте слов
    «нет» и «нельзя».
  • Реагируйте на действия ребёнка неожиданным способом
    (пошутите, повторите его действия, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного).
  • Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз.
  • Не настаивайте на том, чтобы ребёнок принёс обязательно
    извинения за проступок.
  • Выслушивайте то, что хочет сказать ребёнок.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Изменение микроклимата в семье:

  • Уделяйте ребенку достаточно внимания.
  • Проводите досуг всей семьей.

•        Не допускайте ссор в присутствии ребёнка.
Организация режима дня и места для занятий:

  • Установите четкий распорядок дня для ребенка и всех членов семьи.
  • Чаще показывайте ребенку, как выполнить задание, не отвлекаясь на посторонние действия.
  • Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком заданий.
  • Оградите от длительных просмотров телевизионных передач, занятий на компьютере.
  • Избегайте по возможности больших скоплений людей.
  • Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Специальная поведенческая программа:

  • Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо
    выполненное задание и наказаний за плохое поведение, используя знаковую систему или дневник самоконтроля.
  • Не прибегайте к физическому наказанию! Целесообразнее
    использовать спокойное сидение в определенном месте после
    совершения проступка.
  • Чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому ребёнок не воспринимает выговоры и наказания, однако чувствителен к поощрениям.
  • Составьте список обязанностей ребёнка и повесьте его
    на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ.
  • Постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком.
  • Не давайте поручений, не соответствующих уровню развития, возрасту и способностям.
  • Не разрешайте откладывать выполнение задания на другое
    время.
  • Помогайте ребёнку приступить к выполнению задания,
    так как это самый трудный этап.
  • Не давайте сразу несколько заданий, задание не должно
    иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев.
  • Объясните ребёнку о его проблемах и научите с ними
    справляться.
  • Помните, что вербальные средства убеждения, призывы,
    беседы редко оказываются результативными. Наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

  • лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
  • запрет на приятную деятельность;
  • прием «выключенного времени» (скамья штрафников);
  • внеочередное дежурство по кухне и т. п.
  • Помните, что вслед за понесённым наказанием необходимо
    позитивное эмоциональное подкрепление (поощрение желательного поведения и игнорирование нежелательного).
  • Помните, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью - это патология, требующая своевременной диагностики
    и комплексной коррекции (медико-психолого-педагогической).
    Успешная реабилитация возможна, если она проводится в возрасте 5-10 лет.

Как помочь гиперактивному ребёнку?

^ В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. С ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно. При выполнении домашнего задания желательно, чтобы не было окриков, приказания, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона тоже не должно быть, так как ребёнок чувствителен и восприимчив к вам, эмоции его захлестнут и станут помехой для дальнейших действий.

^ Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (чтение, раскрашивание).

•^ Следует избегать большого количества кружков, секций, так как завышенные требования и увеличение нагрузок ведут к переутомляемости и капризам.

^Для ребёнка необходимы чёткие границы дозволенного и обязательно «обратная связь» от взрослого, иначе при вседозволенности ребёнок начинает манипулировать взрослыми.

^ Так как ребёнку делают часто замечания и в школе, и дома (страдает самооценка), поэтому надо чаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Но похвала неискренняя, незаслуженная недопустима, ребёнок может перестать доверять вам. Хвалить за удачное выполнение задания, за усидчивость или аккуратность лучше не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить ребёнка.

^ Инструкции и указания следует давать в короткой и немногословной форме, они должны содержать не более 10 слов, так как в противном случае ребёнок просто «выключится» и не услышит вас.

^ Большие задания лучше давать частями (вторую часть предлагать только после того, как он выполнит первую). Не нужно давать и несколько заданий сразу. Выполнение коротких заданий следует проконтролировать.

^ Запретов не должно быть слишком много, их необходимо заранее оговорить с ребёнком и сформулировать в очень чёткой и непреклонной форме. Ребёнок должен знать, что последует, какие санкции будут введены за нарушение того или иного запрета. При выполнении санкций надо выдерживать последовательность, иначе ребёнок будет бояться не наказания, а «эмоциональной бури» родителей, начнет скрывать происшествия от родителей, отношения ухудшатся.

^ Избегать слов «нет», «нельзя» и резких запретов. Ребёнок может отреагировать непослушанием, агрессией. Если вы что-либо запрещаете ребёнку, лучше говорить спокойно и сдержанно. Вместо категоричного «нет» дайте возможность выбора другого занятия.

^ За несколько минут до начала новой деятельности предупредите ребёнка об этом. Можно завести будильник или таймер для напоминания о прекращении происходящей деятельности. Если ребёнок выполняет условия, то заслуживает вознаграждения. Здесь уместно использовать систему поощрения и наказания.

^ Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

^ С целью предупреждения перевозбуждения ребёнка следует ограничить его пребывание в местах большого скопления людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей.

•^ Соблюдать чёткий распорядок (режим) дня: время приёма пищи, приготовления уроков, прогулки, сна.

^ Оградить ребёнка от длительных занятий на компьютере, просмотра телевизионных программ, так как это способствует эмоциональному возбуждению.

"'Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки с родителями. Показано плавание, бег и другие виды неколлективного спорта.

Три «западни», которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребёнка

Западня

Содержание

Пути преодоления

№1

Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом

Больше общаться с ребёнком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам»

№2

Недостаток твёрдости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребёнка

Составить список запретов и чётко следовать ему. Составить список того, что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю)

№3

Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом

Работу по коррекции детского гнева родители могут осуществлять, используя «Лестницу гнева»

Памятка взрослому, воспитывающему гиперактивного ребенка

• Помните, что тактильное прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Поощрительно прикасаясь к ребёнку и сопровождая это доброжелательными словами, можно добиться от ребёнка положительных результатов. Старайтесь игнорировать его нежелательное поведение.

  • Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологи-ческий диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики.
  • Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми
    усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями. Ребёнок, имеющий нейрофизиологические проблемы,
    не сможет справиться с ними самостоятельно.
  • Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, окриков, замечаний, нотаций не приведут к улучшению
    поведения ребенка, а скорее ухудшат его.
  • Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита
    внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические
    коррекционные программы.

Педагог-психолог

Максимович Мария



Предварительный просмотр:

Рубрика «Воспитываем с любовью»

                        ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК

 Рекомендации педагогам по работе с тревожными детьми

  1. Хвалите ребенка даже за незначительный успех.
  2. Спрашивайте ребенка в середине занятия.
  1. Избегайте заданий на ограниченное время, особенно заданий с необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких приведенных.
  2. Сравнивайте результаты ребенка только с его собственными результатами (неделю, месяц назад).
  3. Предъявляйте адекватные возможностям ребенка требования.
  1. Используйте на занятиях визуальную поддержку.
  1. Перед началом занятия выполняйте с детьми упражнения
    на снижение тревожности.
  1. Снижайте количество замечаний.
  2. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

10.        Наказывая ребенка, не унижайте его.

  1. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии
    его одноклассников.
  2. Постепенно приобщайте ребенка к новым заданиям.
  3. По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.
  4. Избегайте длинных нотаций!
  5. Обратите внимание на ваш стиль преподавания (авторитарный стиль может усилить тревожность ребенка).

Повышение самооценки тревожного ребенка

Заниженная самооценка ребенка может выражаться в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Как правило, такой ребенок чаще других подвергается манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожный ребенок иногда любит покритиковать других.

Для того чтобы повысить самооценку ребенка, оказывайте ему поддержку, проявляйте искреннюю заботу о нем и как можно чаще давайте позитивную оценку его действиям и поступкам.

Прежде всего необходимо как можно чаще называть ребёнка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых.

Отрицательное влияние на формирование адекватной самооценки ребёнка оказывает сравнение его результатов с результатами других детей. Если вы все-таки хотите провести сравнение, то лучше сравнить результаты ребёнка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад.

При общении с ребёнком постарайтесь установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребёнка.

Рассказывайте ребёнку о своих собственных затруднениях, испытанных вами в тех или иных ситуациях (в нынешний период, в детстве), и как вы с ними справлялись. Это поможет расширению поведенческого репертуара ребёнка и осознанию того, что и у других людей существуют проблемы, сходные с его собственными.

Необходимо быть последовательными в воспитании ребенка. Повышению самооценки ребенка способствует демократический стиль воспитания. Обратного эффекта можно достичь, используя авторитарный и попустительский стили.

Общайтесь с ребенком так, как будто он лучше, чем в действительности.

Положительное влияние на самооценку ребенка оказывает большое количество приятных событий (поездки, путешествия и т. д.) и отсутствие или снижение количества отрицательных

событий.

Выработке адекватной самооценки способствует хорошее

физическое развитие и здоровье.

Для детей робких, замкнутых, не умеющих поддерживать отношения с другими детьми, существуют особые тренинги уверенности в себе.

                                                                                  Педагог-психолог

                                                                               Максимович Мария



Предварительный просмотр:

Рубрика «Воспитываем с любовью»

УПРЯМЫЙ РЕБЁНОК

     В психологии существуют представления о причинах упрямства и возрастных периодах, когда дети упрямятся особенно активно. Что же стоит за проявлением упрямства?

В развитии детей существуют возрастные периоды, когда желание настаивать на своем, делать наперекор другим (особенно взрослым) усиливается. Это связано, прежде всего, с так называемым кризисом трех лет и подростковым возрастом. В это время желание делать многое, если не все, по-своему, самостоятельно столь сильно, что любые действия со стороны взрослых, противоречащие ему, вызывают реакции протеста. Поведение ребенка определяет девиз «Я сам». Несмотря на то, что все дети проходят через периоды возрастных кризисов, у одних они протекают в мягкой форме и довольно быстро, другие же переживают их остро, бурно, с сильным обострением отношений с родителями, причем процесс этот может затянуться на долгое время. Как будет протекать кризис, зависит не только от особенностей самовыражения ребенка, но и от поведения взрослого. Как показывают исследования, мягче эти периоды проходят в семьях, где взрослые проявляют уважительное отношение и интерес к мнению ребенка, его точке зрения, где часто звучат вопросы: «Как ты думаешь?», «Что было бы тебе интересно?», «А как считаешь ты?» и т. д., а также где ребенку время от времени предоставляют возможность выбора.

Детское упрямство может вызываться чувствами обиды, злости, гнева, обращенными к родителям.

В этом случае оно выступает средством мести, когда ребенок поступает вопреки («назло») взрослым. Такое поведение может свидетельствовать об имеющемся в настоящее время кризисе в отношениях между родителями и ребенком, о каком-то конфликте в общении.

Упрямство - это доступная для ребенка форма заявления о себе, о своих желаниях, чувствах. Осознавать свои желания и выражать их в понятной для окружающих форме - непростая задача для ребенка.

Какие чувства могут возникать у взрослых, когда упрямятся дети, нам более или менее понятно, а что может чувствовать ребенок, когда его заставляют делать что-то, чего он не хочет, борются с его упрямством?

Вспомните свою детскую ситуацию, когда вы упрямились, но взрослые не считались с вашим «не хочу». Это может быть какая-то конкретная ситуация, возникшая всего раз в жизни или раз за разом повторяющаяся. Вспомните, где это происходило, сколько вам было лет. Оживите в памяти, как взрослые заставляли делать что-то так, как они считали нужным, что они говорили при этом. Как вы себя чувствовали в этой ситуации? Что вам хотелось сделать?

А теперь вернитесь в настоящее время. Через призму своих воспоминаний бывает легче понять и разглядеть собственного ребенка. Часто дети воспринимают борьбу с их упрямым поведением как борьбу с ними самими, они могут чувствовать беспомощность, ненависть, грусть, жалость к себе, обиду, злость, страх. У ребенка в этот момент могут возникать разные желания: пошалить еще, ударить родителя, сломать что-либо, убежать и спрятаться, плакать, кричать.

Как перейти от противостояния к взаимопониманию: • Если ребенок упорствует в своем нежелании делать что-либо, имеет смысл уточнить, расспросить, чего именно он не хочет. Доброжелательные вопросы со стороны взрослых дают ребенку возможность почувствовать, что его хотят понять, а это не что иное, как первый шаг к диалогу.

•        Чаще всего за детским «не хочу» прячутся либо какие-то
опасения, страхи, либо определённые желания ребенка. Если это
опасения, то он, прежде всего, нуждается в поддержке и, получив ее, вероятно, сможет с помощью родителей преодолеть свое
«не хочу», которое в этом случае скорее означает «не могу».

•        Если за нежеланием делать что-то стоят какие-то другие
желания, то надо понять, чего же хочет ребенок. Это непростая
задача, поскольку, как уже упоминалось выше, детям сложно
осознать свои желания, они часто ощущают их как неопределенное беспокойство, неудовлетворенность. Если ему сложно,
предложите несколько вариантов ответов на выбор, но не в утвердительной, а в вопросительной форме: «Маша, ты сейчас хочешь послушать сказку, порисовать со мной, полепить из пластилина или что-то еще?»

Обратите внимание на следующие моменты:

- Набор предлагаемых вариантов формулируется в виде вопроса, а не утверждения или предложения.

-Используется слово «сейчас», которое фокусирует внимание на желаниях, возникающих «здесь и теперь».

-Родитель не предлагает исчерпывающий список возможных желаний, а интересуется мнением ребенка («Что-то ещё?»).

- Прояснение желаний - это не допрос с пристрастием, самый важный результат заключается в ощущении ребенка, что им интересуются, его хотят понять.

Если ребенок настаивает на своём желании (часто вопреки разумным доводам со стороны родителей), то первый шаг заключается в прояснении, чего же он хочет, в выяснении конкретных подробностей.

Когда становится понятно, чего же хочет ребенок, не торопитесь выполнять его желание или, напротив, отговаривать его (такой соблазн тем сильнее, чем более нереалистично желание ребенка, а желания могут быть разные, вплоть до абсолютно фантастических).

Следующий шаг - признание права ребенка на его желание. Обратите внимание, что признание права ребенка хотеть того, чего ему хочется, и соглашение выполнять это желание - совершенно различные действия с совершенно различными последствиями.

Когда мы чувствуем, что кто-то признает наше право на то или иное желание, то на первый план выступает состояние радости, легкости, а также возникает или усиливается расположенность к диалогу, сотрудничеству. Опираясь на свой опыт, нам, взрослым, бывает легче понять ценность принятия, признания права на желание для ребенка.

Когда желание ребенка обозначено, конкретизировано, когда родитель обозначил свое принятие этого желания и права ребенка на него, становится возможным конструктивное обсуждение его реализации.

Иногда желание ребенка вполне реалистично, но выполнить его можно не сразу, а только через некоторое время. В этом случае надо поговорить о том, когда это будет возможно, обсуждая не абстрактное «потом, когда-нибудь», а вполне конкретное «когда». Важно, чтобы, определяя конкретное «когда», взрослые учитывали свой реальный потенциал, так как нарушение договоренности с вашей стороны может привести к возникновению (или усилению) недоверия со стороны ребенка к вашим словам. Конечно, существуют невозможные желания (сложно превратить зиму в лето, достать луну с неба). Не все подвластно нам в реальности, но мы все можем делать в стране фантазий. Предложить ребенку помечтать о его желании, эмоционально прожить его, представить, как бы это могло быть, - иногда более действенный способ удовлетворения, чем реализация желания в действительности.

Что значит «быть чувствительным к миру ребенка»? Это означает давать работу глазам и ушам, то есть видеть ребенка, слышать, что и как он говорит. При всей банальности и очевидности этой фразы в реальном взаимодействии с нашими детьми у нас значительно расширяются возможности для того, чтобы строить отношения с ними на основе взаимопонимания.

Как вести себя с ребенком, который упрямится

• Упрямство возникает на фоне постоянного стресса, в условиях которого вынужден находиться ребенок. Стимуляторами стрессового состояния могут стать постоянные конфликты в семье, непоследовательное воспитание ребенка, а также перестановка семейных ролей (например, когда мать вынуждена играть в семье роль мужчины или воспитанием ребенка занимается бабушка).

  • Постарайтесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки запретов (желательно, чтобы их было немного - лишь самые основные) и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках.
  • Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
  • Не фиксируйте внимание на упрямстве, «не помните зла».
  • Не забывайте хвалить ребенка, когда он этого заслуживает.

•        Не относитесь к ребенку предвзято. Предъявляйте разумные требования, соответствующие его возрасту.

•        Не соглашайтесь с ребенком только ради того, чтобы он
от вас «отстал».

•        Прежде чем обвинять ребенка в упрямстве, подумайте:
а не проявляете ли упрямство вы сами? Часто упрямство ребенка становится реакцией защиты на чрезмерное упрямство родителей. Не будьте слишком властны по отношению к ребенку!

  • Постарайтесь увлечь упрямого ребенка игрой - таким образом вы сможете победить то или иное проявление упрямства,
    не ущемив детского самолюбия. Ребенок должен выполнить ваше требование с мыслью, что оно совпало с его желанием.
  • Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир «его
    глазами».
  • Предоставьте ребенку право выбора. Например, вы собрались идти на прогулку, не следует спрашивать его хочет ли он
    гулять, если вы знаете заранее его ответ. Поинтересуйтесь, хочет ли он пойти гулять в парк или во двор, хочет ли он надеть
    на прогулку ту или другую одежду.
  • Старайтесь не создавать ситуаций, в которых была бы возможность для проявления упрямства ребенка.
  • Играйте вместе с ребенком - это улучшает взаимоотношения.
  • Не используйте силовых методов, не показывайте своего
    морального и физического превосходства - таким образом вы
    разовьете у ребенка комплекс неполноценности, ожесточите его.

Как не надо вести себя родителям с маленьким упрямцем !!!

^ Ни в коем случае не требуйте от ребенка невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства.

^ Не ведите борьбу с ребенком по разным поводам и пустякам.

V Не старайтесь одерживать сплошные победы в своих воспитательных мероприятиях, касающихся особенно неукоснительного выполнения основных режимных моментов (еда, сон и т. д.). Помните, что здоровый ребенок не может беспрекословно подчиняться вам, а, невольно поддерживая упрямство, вы создаете почву для неврозов.

•^ Если ваш ребенок особенно упрям, прежде чем перевоспитывать его, убедитесь, что он не левша (при некотором доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство).

        

Педагог-психолог

Максимович Мария


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Прививаем ребёнку любовь к чтению - развиваем любовь к книге с детства »

В наши дни особенно актуален вопрос, как привить детям любовь к чтению книг. Необходимы не только разработанные специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения...

Консультация на тему: «Прививаем ребёнку любовь к чтению - развиваем любовь к книге с детства »

Консультация позволит воспитателям организовать совместную  работу с  родителями,  для того, чтобы дети полюбили читать....

Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Памятка для родителей«Прививаем детям любовь к чтению» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна  МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Что такое любовь к детям? Научное обоснование этико-педагогического понятия «любовь к детям»

Статья представляет собой научное обоснование этического профессионального педагогического понятия «любовь к детям»...

Конспект (сценарий) родительского собрания По теме: «Что означает слово любовь? Любовь в воспитании детей»

Природа, как и человек, созданы для любви. без любви не растут цветы, не поют птицы. Любовь согревает наши сердца и наполняет их светом, теплом и нежностью. Семья без любви не имеет смысла. В своей ра...

Мы горим желанием воспитывать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, в ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и важная ступень. Дошк

Мы горим желанием воспитывать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, в ведь это основа из основ нравственно-...

"Любовь воспитывается любовью" - тема для размышления

   За всю историю нашего мира никогда еще образование не было таким доступным, как сейчас. Технический прогресс, легкий доступ к любой информации, высокий уровень жизни и доходо...