Исследование влияния мультипликационных фильмов на развитие мышления дошкольников
опыты и эксперименты

Руденко Лилия Леонидовна

 Исследование влияния мультипликационных фильмов на развитие  мышления дошкольников

проводилось в рамках ВКР

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Исследование влияния мультипликационных фильмов на развитие  мышления дошкольников

  1. Исследование влияния мультфильмов на развитие мышления.

Наше исследование мы проводили на базе МОУ«Детский сад № 28» г. Саратова в старшей возрастной группе 4-5лет

Цель исследования: выяснить способствуют мультфильмы развитию мышления детей дошкольного возраста;

Для решения поставленной цели, мы должны решить следующие задачи:

1.        Взрослые осуществляют подбор мультфильмов по содержанию и учитывают возраст ребенка;

2.        Просматривают мультфильмы вместе с ребенком;

3.        После просмотра обсуждают сюжет, действия и поступки героев  

Мы провели исследование – показали различные мультфильмы разного производства воспитанникам старшей группы детского сада. Для эксперимента взяла мультфильмы:«Фунтик», и «Губка Боб»

Первым показали американский. Сначала дети вели себя спокойно, сидели, как положено, но когда дети слышали слова недопустимые в детском лексиконе, они смеялись. А смеялись они, от того, что не знали, что эти мягко сказать «неправильные слова» означали. Далее показала российский. От просмотра мультфильма «Фунтик»детям стало немного скучно, но они не потеряли бодрости. Они видели его много раз и поэтому повторяли фразы из него. От просмотра этого мультфильма они были не в восторге, но при просмотре были уравновешены и спокойны. Но кроме этого эксперимента, я провела анкетирование среди 22 воспитанников старшей группы и их родителей. И вот что показали результаты:

На вопрос: «Нравятся ли вам мультфильмы?»«Да»-100%

Какие именно российские, советские, американские?
А)российские-6ч
Б)советские -8 ч.
В)американские-8ч.
Что в них нравится?

Большинство ребят сказало, что в мультфильмах им нравятся герои, совершающие добрые поступки, ведь их сейчас так не хватает!

Как показало анкетирование, самыми популярными советскими мультиками стали: « Винни-Пух»– 1 человек, «Ну, погоди!» – 3 человека, «Золушка»-5человек.

В отличии от русских мультфильмов иностранные чаще подразделяются на мультики для мальчиков и девочек:

Из 8 девочек выбрали:

Винкс – 1 человек

Чародейки – 3 человека

Барби – 4 человека

Из 10 мальчиков выбрали:

Том и Джерри – 2 человека

Черепашки – ниндзя – 4 человека

Человек – паук – 3 человека

Трансформеры -1ч.

И, наконец, я задала несколько вопросов родителям:

1.Какие мультфильмы вы покупаете своим детям чаще: зарубежные или советские?

2. Какие мультфильмы любят смотреть ваши дети?

3. Как долго проводят дети за просмотром мультфильмов?

Опрошенные родители школьников на вопросы анкеты ответили следую- щим образом: «Какие мультфильмы любит смотреть ваш ребёнок?» 56% ответили - зарубежные мультфильмы, 14%- русские, 30%- смешанные.

Анализ при беседе с детьми показал, что 48% детей любят смотреть зару-бежные мультфильмы, 37%- смешанные, 15%- русские. Сравнивая ответы родителей и детей, наглядно можно увидеть то, что в целом родители понимают предпочтения своих детей, но в незначительной мере контролируют выбор и время просмотра мультфильмов.

После проведенного эксперимента с детьми была проведена беседа, в ходе которой было выяснено, что дети 5-7 лет не успевают осмыслить увиденное на экране, так как сюжеты завораживают их внимание. Они не умеют отличать плохое от хорошего, не смогли ответить на вопрос по мультфильму «Том и Джерри» - Чему учит этот мультфильм? По второму мультфильму дети сразу высказали ответ – «Учит не обманывать». Это может говорить о том , что зарубежные мультфильмы отвлекая яркими картинками и частыми сменами сюжета совершенно не оказывают положительного влияния на развитие мышления детей, а вот советский мультфильм более динамичен и благотворно влияет на мышление ребенка.

Большинство родителей не желают ограничивать своих детей в выборе мультфильма, отдают право выбора в руки своего ребенка. Это очень тревожный знак. Большинство детей останавливают свой выбор на зарубежных мультфильмах, отдавая предпочтение таким мультфильмам как «Феи», «Чародейки», «Школа волшебниц». Смотрят мультфильмы больше четырёх часов в неделю, что вредно для зрения и здоровья в целом. Любимыми героями детей становятся такие, которые могут совершить жестокий поступок и даже убийство. Представляете, если и в жизни ребенок начнет копировать поведение своих любимых героев?! Дети в анкете даже затрудняются назвать десять «советских» мультфильмов, а ведь это наша история и культура.

Родителям необходимо об этом задуматься и следить за тем, что смотрят дети.

По результатам анкетирования трудно судить: какой мультфильм хороший, какой плохой. Все мультфильмы, кажется, интересные, смешные, поучительные. И все- таки хотелось бы сделать вывод:

Мультфильмы являются очень важной частью в развитии и понимании окружающего мира ребенком, а наши родители должны помогать разобраться, где «хороший» мультик, а где «плохой». А так же контролировать время просмотров любимых мультфильмов.

Проанализировав и сделав выводы, мы составили маленькую памятку для родителей, которая поможет родителям оградить своих детей от отрицательного воздействия со стороны мультфильмов:

- строго лимитируйте время пребывания ребенка у телевизора. Выбирайте короткометражные мультики, а длинные или многосерийные смотрите в несколько заходов;

- обязательно обсуждайте с ребенком увиденное. Возможно, малыш что-то понял неправильно или чего-то испугался. Важно вовремя это прояснить и объяснить;

- при просмотре мультика малыш погружается в мир эмоций, но у него нет свободы действия. Накапливаясь, эмоции могут привести к взрыву. Поэтому важно чередовать активный и пассивный отдых и не давать малышу засиживаться перед экраном;

- не заменяйте живое общение мультиками. Часто мультики выполняют рольтеленяни. Крохе важнее личное общение.

Заключение

Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста. С одной стороны, - это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

С другой стороны, сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в основном американские. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.

Необходимо регулировать частоту просмотра дошкольниками различных западных и отечественных мультфильмов. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе.

      В ходе исследования, проанализировав отечественные и зарубежные мультфильмы, выявив их влияние на развитие детей дошкольного возраста, мы выяснили ,что более положительное влияние на мышление ребенка дошкольника оказывают  мультфильмы в отличии от зарубежных, именно после их просмотра ребенок может с помощью взрослого,а иногда самостоятельно сделать выводы о просмотренном мультфильме, об его поучительной стороне. В ходе нашего исследования поставленная нами цель достигнута


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактических игр на развитие мышления детей подготовительной группы

Данная статья была опубликована в журнале "Аспирант и соискатель" № 1, 2014....

Доклад на тему: «Использование мультипликационных фильмов в работе с дошкольниками»

В наше время существует множество методов воспитания, и они весьма разнообразны. Мультфильм - оказывает на ребенка огромное влияние. Предлагаю познакомиться с моим опытом работы....

Использование мультипликационных фильмов в работе с дошкольниками.

Мультфильмы могут развивать, а могут подавлять, одни будят воображение,доугие закрепощают мышление, а другие пораждают агрессию. Все, что ребенок видит на экране, для него абсолютно живое и настоящее....

Семинар-практикум для родителей «Влияние мультипликационных фильмов на речевое и психическое развитие детей дошкольного возраста»

На семинаре-практикуме родители  старшей логопедической группы знакомятся с влиянием мультипликационных фильмов на  развитие  речи и психику детей дошкольного возраста. Они упражняются ...

Семинар-практикум для родителей «Влияние мультипликационных фильмов на речевое и психическое развитие детей дошкольного возраста»

Цель: познакомить родителей с влиянием мультипликационных фильмов на развитие речи и психику детей дошкольного возраста. Задачи: формировать представление родителей об эмоциональном благополучии дошк...

Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей дошкольного возраста.

Инъекция нравственности прививается только в детстве....

Влияние речи на развитие мышления дошкольников.

1. Особенности мышления старших дошкольников....