Возрастные особенности детей 3-4 лет
консультация по психологии (младшая группа)

Коровина Ольга Владимировна

Возрастные периоды развития детей связаны с определёнными новообразованиями. В возрасте от 2 до 3 лет ребёнок переживает так называемый кризис 3 лет. Их поведение  - непрерывная череда желаний, которые выражаются в виде бесконечных "хочу - не хочу", "буду - не буду". Это не капризы. Чем строже вы будете вести себя с детьми, тем упрямее и несноснее они будут становиться. Причина кроется не в упрямстве малышей, а в неверном поведении взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_rebyonka_3-4_let.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Ребёнок 3-4 лет

Возрастные периоды развития детей связаны с определёнными новообразованиями.

В возрасте 3-4 лет малыш учится ставить перед собой цели и пытается достигать их. Для развития этого навыка старайтесь в каждом случае находить форму, в которой он может реализовать свои намерения и планы.

В период от 2 лет 6 месяцев до 3 лет 6 месяцев ребёнок переживает так называемый кризис 3 лет. Общаться с детьми, которые проходят кризис, трудно. Их поведение – непрерывная череда желаний, которые выражаются в виде бесконечных «хочу - не хочу», «буду – не буду». Важно понять, что это не капризы. Чем строже вы будете вести себя с детьми, тем упрямее и несноснее они будут становиться. Не случайно говорили в Древней Индии: «До 5 лет ребёнок – ваш царь. С 5 до 10 – ваш слуга. С 10 до 15 – ваш брат, а после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали».

Часто так называемые ужасные трёхлетки обязаны своей репутацией слову «нет». «ты хочешь пойти в магазин вместе с мамой?» - «Нет». – «Мы сейчас поспим немножко?» - «Нет». Взрослые, задающие подобные вопросы, действительно хотят получить на них ответ, а дети чувствуют свою значительность, отклоняя предложения взрослых, и именно от этого получают удовлетворение. Некоторые этим выводят из себя родителей, но причина кроется не в упрямстве малышей, а в неверном поведении взрослых. Ваше требование должно выполняться независимо от мнения ребёнка. Не вступайте с ним в конфронтацию. – просто перехитрите его. Малыш не хочет уходить с игровой площадки. «Ты знаешь, что мы с тобой будем делать? Мы пойдём домой и будем…». Пока маленький упрямец поглощён разговором, вы уже дошли до подъезда. С детьми следует обращаться мягко, без физического принуждения.

Некоторые родители буквально вбивают в детей послушание и покорность, но это проигрышная позиция. Наиболее опасен вариант, когда взрослые начинают бить детей, считая, что дают им хороший урок послушания. Дети не извлекают урока из оскорблений. В присутствии наказывающих взрослых они внутренне съёживаются, а позже вымещают агрессию на товарищах по играм.

Не задавайте детям вопросов, на которые не хотите получить отрицательный ответ. Не спрашивайте, хочет ли ребёнок пойти с вами к врачу, пока не будете готовы принять его «нет» в качестве ответа. Просто сообщите ему, куда вы идёте. Если же в этом посещении нет ничего привлекательного для ребёнка, придумайте что-нибудь.

Как поладить с детьми

  • Не принимать их слишком всерьёз.
  • Проводить свою линию, независимо от их мнения и желания.

Дети этого возраста требуют уважения к себе, своим намерениям и воле. Их упрямство, как правило, имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть. Различные качества – упрямый, умелый, добрый, храбрый – они теперь относят к себе, и ля них очень важна положительная оценка взрослых.

Индивидуализм детей зачастую становится причиной обострения их взаимоотношений, поскольку каждый стремиться настоять на своём. От взрослого в этот период требуется большое терпение. Показывайте детям способы разрешения конфликтов, позволяющие учитывать  интересы обеих сторон, учите договариваться. Когда вам будет особенно тяжело, вспомните, что период кризиса закончится и малыш станет более миролюбивым и покладистым.

В этом возрасте возможны конфликты из-за «расхождения во взглядах». Одна девочка считает, что мишка, наблюдающий в детском саду за одеванием детей, может простудиться, и хочет убрать его в шкаф. Другая же настаивает, что он должен сидеть на своём месте и наблюдать за всеми детьми.

Трёхлетний ребёнок – неутомимый деятель. Он постоянно что-то строит, с удовольствием клеит, лепит, рисует. В то же время он ещё не готов выслушивать долгие рассказы о чём-то отвлечённом, чего он не может непосредственно наблюдать. Его мир существует здесь и сейчас. Он активно исследует и познаёт то, что попадается ему на глаза и с чем можно практически манипулировать.

Ребёнок начинает гордится своими умениями. Поэтому, научившись клеить, он может подолгу просто наклеивать одну бумажку на другую, осваивая новый способ деятельности и наслаждаясь тем, что у него это получается. 3-4 года – наиболее благоприятный возраст для овладения навыками ручного труда. Не случайно в так называемых традиционных культурах детей именно с 3лет начинали учить пользоваться охотничьим ножом, управлять парусом и т.п.

Подробно и не спеша показывайте детям все этапы осуществления какого-либо действия, совершенствуйте навыки самообслуживания. Если именно в этом возрасте вы научите малыша правильно мыть руки и вытирать их, чистить зубы, полоскать рот после еды, складывать одежду в шкафу, он и в дальнейшем будет педантично придерживаться заведённого порядка.

Ребёнок с удовольствием будет упражняться во вновь освоенном способе действия, если вы попросите его показать вам, как это надо делать, научить вас. Используйте этот приём для совершенствования тех навыков, которым вы обучаете малыша.

Если в 2 года ребёнок доволен любым результатом своей деятельности, то к 3 годам он становится более критичным и более реально оценивает свои успехи. Рассматривая то, что у него получилось, и сопоставляя результат с тем идеальным образом, который теперь ясно присутствует в его сознании, он начинает стремиться к совершенству. Поэтому малыш уже может огорчиться, если у него не получается задуманное. Показывайте детям, как можно улучшить их работу.

Непосредственные наблюдения – источник расширения кругозора ребёнка, развития его представлений о мире. Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как можно более разнообразным. Гуляйте с малышом по городу, ходите на небольшие экскурсии, учитывайте реальные познавательные интересы детей. Мальчиков, например, скорее будут интересовать подробности устройства автомобиля, чем домашнее хозяйство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...