Роль сказки в ФЭМП у дошкольников.
статья

Алтмишова Татьяна Васильевна

Роль сказки в ФЭМП у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki_v_femp.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

 

Алтмишова Татьяна Васильевна

Роль сказки в формировании математических представлений у дошкольников

C математикой дети знакомятся еще в дошкольном возрасте. Вхождение  в мир математики начинается с того, что у них формируется представление о форме геометрических фигур, их особенностях, элементах. Дети начинают сравнивать различные фигуры между собой, устанавливают их временные и количественные соотношения.

Методика формирования математический представлений у детей развивалась достаточно длительный период времени. Такие известные психологи и педагоги, как Я.А.Коминский,  М.Монтессори,  Л.А.Венгер,  Н.Н.Подъяков, А.М.Леушина,  А.А.Столяр,  А.В.Белошистая, рассматривали и изучали проблемы математического образования детей. Много педагогов исследовали вопрос формирования математических представлений у дошкольников, среди них  Я.А.Коменский и более современные исследователи Т.И.Ерофеева, Н.Я.Большунова, которые изучали проблему математического развития у детей младшего дошкольного возраста. Для детей старшего дошкольного возраста исследователями были разработаны специальные приемы и методы обучения (различные занятия, игры, беседы, использование математических сказок). По словам самих исследователей, формирование математических представлений должно взаимодействовать с любыми деятельностями детей, при этом обучение должно происходить по собственной воли ребенка, без принуждения со стороны педагога. Достаточно долго исследователи занимались поиском наиболее эффективных методов для формирования хороших математических представлений у дошкольников. Именно сказка была определена как эффективное  средство формирования математических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Исследователи говорят, что дети должны непринужденно и легко усваивать элементарные математические представления, им будет проще сделать это, если они будут изучать предмет на хорошо знакомом им материале, то есть с помощью сказки.

 Это сделает процесс более интересным, легким и непринужденным. В большинстве сказок их математическое начало является очевидным. Если сказка имеет интересную композицию, продуманные фантастические образы, характеризуется динамичностью событий и выразительностью языка, то она будет очень интересна детям.

Сказка - универсальное средство. Любимые сказки помогут научить малышей считать, сравнивать, отличать целое и часть. Учат количественному и порядковому счету.

Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть, – бесценные помощники. В любой из них много всевозможных математических ситуаций. И запоминаются они как бы сами собой. Сами судите. «Колобок» познакомит с порядковым счетом.

 «Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице). С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере, а также научиться моделировать по схеме. Чтение «Красной Шапочки» даст возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий».

 Этого мало - просто читать сказки. Можно в старших группах попробовать сочинять математические сказки самим. Ведь там, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение. Вот почему в процессе формирования элементарных математических представлений предлагается детям поиграть в сказку, стать ее непосредственными участниками, используя прием «вхождения в сказку», в этот удивительный волшебный мир.

Это позволяет не только формировать у воспитанников интерес к данному виду деятельности, но и в занимательной форме упражнять детей в счёте, ориентировке во времени, пространстве, а также решать другие программные математические задачи. Через сказку можно не только повторить и закрепить пройденный материал, но и знакомить детей с новым, научить их самостоятельно добывать знания.

Присутствие сказочного героя на занятии по математики придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.

Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с картошкой и грибами. С картошкой было 4 пирожка, а с грибами - 2. сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?».

Множество разнообразных математических сказок разработано на современном этапе. Таких как: "Путешествие в Цифроград" автор Т. А. Шорыгина, "Приключения Треугоши", автор Шевелев К. В. В содержании этих математических сказок обязательно включены математические понятия и представления: о форме, величине, длине предметов, о геометрических фигурах, о времени, о пространстве, а также числа и др.

Именно, благодаря тому, что при использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.

Можно поэтому утверждать, что сказка и ее возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста безграничны. Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому, что используются и дома, и в детском саду.

Трудно представить мир ребёнка без сказки. «Детство» и «сказка» — понятия неотделимые.

Список литературы

1.Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании//Вопросы психологии.-2002.-№2.

2. Филиппова Л.В. Сказка как источник творчества детей.-М.: Владос, 2001.

3. Шаталова Е.В. Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров//Дошкольное воспитание и образование.-2007.-№9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы " Роль сказки в экологическом образовании дошкольников"

                                                      ...

Мастер - класс "Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников"

Мастер - класс "Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников"...

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников...

Презентация "Роль сказки в речевом развитии дошкольников"

Воспитательные возможности сказки широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, а...

Роль сказки в психическом развитии дошкольников

Выступление на общем родительском собрании....

«Роль сказки в формировании личности дошкольника»

о значении сказок в развитии ребенка дошкольного возраста...

Роль сказки в жизни детей дошкольников. (Консультация для родителей)

Сказки в жизни детей имеют огромное значение. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Данная консультация предназначена для родителей и воспитателей....