Консультация для родителей по развитию игровой деятельности детей 3-4 лет.
консультация (младшая группа)

Соловей Юлия Анатольевна

МБДОУ Детский сад №27 «Сказка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

 

по развитию игровой деятельности

детей 3-4 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель:

 Соловей Ю.А.

 

 

Г.о.г Выкса, 2018

 Ваш малыш подрастает, становится все более самостоятельным, многое умеет делать без вашей помощи. Дайте ему возможность почувствовать себя независимым и самостоятельным в том, чему он уже научился: самостоятельно кушать, заправлять кровать, одеваться. Пусть ваш ребенок еще многое не умеет объяснить, но уже все понимает. Воспитывайте у него слуховое внимание: приучайте слышать то, о чем вы его просите. Поощряйте малейшие успехи малыша. Вот он научился пользоваться расческой и, посмотрев в зеркало, оценил свою прическу, аккуратный вид. Похвалите ребенка за самостоятельность и умение следить за собой, делать все вовремя. Вы увидите, что в следующий раз он проявит больше инициативы, смелости, любознательности не только в быту, но и в других занятиях.

 Ребенок стремится подражать взрослому, ведь именно взрослый является для него источником информации о мире людей. Расширяйте круг общения малыша, используйте любую возможность сообщить ему не только что-то абсолютно новое для него, но и новое об уже известном, освоенном. Так, ребенок знает о том, что в кастрюле варят суп, но открытием для него может стать то, что за супом надо следить, помешивать, чтобы он не выкипел.

Интересным для ребенка будет знакомство, например, с башенным краном. Малыша восхищает один только вид этой большой машины. Не уводите его, дайте ему возможность получше рассмотреть кран, расскажите о работе крановщика, о возможностях подобной техники. Дома еще раз напомните ребенку об увиденном, предложив отразить в рисунке свои впечатления, и вы увидите, с каким удовольствием ребенок будет рисовать. Проявляйте чуткость и тактичность по отношению к рисункам малыша: они несовершенны, но хорошо отражают чувства и настроения малышей. Главная ценность детских рисунков состоит не в том, насколько «художественно» и «достоверно» ребенок изобразил предмет, а в том, что в рисунке он выразил свои чувства, мысли, настроения – впечатления от увиденного.

 Интересуйтесь играми малыша. Если ваш ребенок бесцельно катает одну и ту же машинку, беспорядочно укладывает кукол, не заботится о кукольном уголке, то это значит, что у него не сформированы игровые умения: он попросту не умеет играть. Помогите малышу, подскажите новые действия: как нагружать в машину кирпичики (кубики), как ухаживать за куклой, что можно делать с новыми игрушками, в каком направлении продолжить игру.

 Демонстрируйте и объясняйте ребенку свои действия, например, как вы собираетесь на работу: выбираете одежду, складываете в сумку необходимые вещи – бумаги, ручки, очки, телефон. Вечером, приходя с работы или возвращаясь по дороге из детского сада домой, поделитесь с малышом тем, как прошел ваш день, спросите, что он делал в детском саду, что особенно его волнует.

 Показывайте ребенку мир вокруг, совершайте специальные прогулки к объектам, скрытым от глаз малыша в повседневной жизни: к городскому памятнику, дворцу спорта, зданию театра, железной дороге. Все увиденное вокруг и услышанное от вас обогатит его впечатления, эмоции и знания.

Как можно больше разговаривайте с ребенком. Помните, что 3–4 года – это возраст «почемучек», поэтому важно не упустить благодатное время жажды познаний и развивать его речь. Ребенку в этом возрасте интересно все: почему на небе темные облака, как работает вентилятор, почему тает лед... Чаще разговаривайте с малышом, старайтесь каждый день специально отводить время на общение с ним. В этом возрасте мальчикам очень важно выслушать компетентный ответ папы по поводу устройства того или иного механизма, а девочкам – совет мамы по поводу ухода за куклой-дочкой. Иногда нам придется заглянуть в детскую энциклопедию, продумать ответ, чтобы он был понятен ребенку. Такое целенаправленное общение даст положительные результаты: ребенок будет жить насыщенной, интересной жизнью, у него будут свои занятия и игры, он сумеет проявить инициативу, самостоятельно обустроить место для игры, подобрать необходимые атрибуты. Не пытайтесь поучать и пичкать ребенка знаниями, напротив, старайтесь увлечь малыша той или иной темой; своим тоном и атмосферой общения побуждайте к активности, самостоятельности.

 Во время игры спросите у ребенка, во что он играет, и обратите внимание на то, какие роли ему интересны: повара, мамы, папы, шофера и т. п. Помогите малышу советом, поиграйте вместе с ним, чтобы игра не стояла на месте, а развивалась и увлекала ребенка. Подскажите ребенку сюжеты, в которые можно играть, и объясните, как это лучше сделать. В совместных играх действуйте гибко, ненавязчиво. Не раздражайтесь по пустякам, наберитесь терпения; если малыш не воспринимает ваши советы, ищите другие методы взаимодействия с ним. Уважайте желания, мысли и чувства ребенка, давая ему возможность проявить инициативу.

 Ребенку необходимо общение со сверстниками. Приглашайте его друзей к себе домой, устраивайте детские праздники с продуманной программой детского активного отдыха. Покажите детям домашний спектакль кукольного театра, который вы сделали своими руками. Приобщайте к культуре детского отдыха ваших друзей – молодых родителей: пусть они помогут обустроить импровизированную ширму, примут участие в спектакле, подготовят развлечения для детей. Такой праздник надолго запомнится всем, доставит детям радость, даст возможность насладиться хорошим семейным отдыхом.

 

Используемая литература:

  1. Белая К.Ю., Сотникова В.М. Разноцветные игры. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 336 с.
  2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983.-192 с.
  3. Недопасова В.А. Растем играя: Пособие воспитателей и родителей .- М.: Просвещение, 2002.-94с.
  4. Касаткина Е.И., Иваненко С.С, Реуцкая Н.А, Смирнова Н.А., Смирнова А.Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников средствами игры - издательство Вологодского института развития образования, 2001.-46 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_vedushchiy_vid_deyatelnoti.docx20.46 КБ
Файл razvitie_igrovoy_deyatelnosti_3-4.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №27 «Сказка»

Консультация для родителей

«Игра как ведущая деятельность

в жизни ребенка 3- 4 лет».

Подготовила воспитатель:

 Соловей Ю.А.

Г.о.г Выкса, 2018

Вы когда-нибудь наблюдали за тем, как играет ваш ребенок? За тем, как он общается со своими друзьями во время игры? Какие игрушки выбирает? Нет? А зря! Как доказано учеными, именно в процессе игры закладывается своеобразная модель дальнейшего поведения ребенка в коллективе сверстников, в семье, в обществе.

Игра в жизни дошкольника является ведущим видом деятельности, так как она вызывает качественные изменения в психике ребенка. Только в игре развивается такие важные психологические процессы как воображение, без которого невозможно деятельность человека. Воображение строится на переработанном материале прошлых воспоминаний и является основой творческого мышления. С возрастом игровая деятельность влияет на формирование произвольности внимания и памяти.

Мини-тренинг – оценка воображения детей 3 – 4 лет.

• Ребенку предлагается картинка с недорисованными элементами: дом без окон, дверей, кошка без хвоста, цветок без лепестков, машина без колес и т. п. Предложите ребенку дорисовать картинку.

• Придумывает сказку. Ребенку предлагаем продолжить предложения. Жил-был мальчик. Его звали…. Однажды в парке он встретил волшебника…. Волшебник ответил… И потом случилось вот что….

• Прогулка по зоопарку. Попросите ребенка показать, как прыгает заяц, ползет змея, летает птица, охотится лев т. п.

Если в два-три года ребенок играет один или с родителями, представляя себя водителем автобуса, он со страшным рычанием мотора носится по квартире, держа в руках самодельный руль, то к четырем-пяти годам особое значение приобретают сюжетно-ролевые игры.

Сюжет игр ребенок черпает из окружающей его действительности. Он воспроизводит сцены из семейной жизни (дочки-матери, гости, социальной действительности (детский сад, магазин, заправка, полиция). Здесь участвуют все: и друзья, и братья, и сестры, и родители и у каждого своя роль. Несмотря на то, что продолжительность игры детей 3 - 4 лет составляет всего 10 – 15 мин, за это время дети проживают свою, пусть игрушечную, ненастоящую, но жизнь, где ребенок познает прелесть человеческого общенияребенок учится языку общения, учится согласовывать свои действия с действиями другого, учится взаимопониманию и взаимопомощи.

Игра развивает рефлексивное мышление. Рефлексия – это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями и поступками других людей. Рефлексия способствуют адекватному поведению человека в мире людей. В игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие (игра в больницу, т. е. ребенку приходится занимать двойную позицию – исполнителя и контролера.

Одним из важных средств влияния на психическое развитие ребенка является игрушка. Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Это не только предмет забавы и развлечений, это мощный «двигатель» детского развития. Мы поговорим о роли игрушки в плане нравственного развития личности ребенка. Особое место здесь занимают куклы и изображения животных. Игрушка здесь выступает как объект для эмоционального общения. Кукла – заменитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Ребенок учится заботиться, сопереживать, покровительствовать. Благодаря воле и воображению кукла ведет себя таким образом, как это нужно в данный момент хозяину. Она умна и послушна. Она ласкова и весела. Она строптива или упряма. Она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает с своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях.

Большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке оказывает фактура материала.

Важное значение имеет соотношение пропорций головы и тела игрушки. Установлено, что определенное соотношение пропорций игрушки вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза вызывают у ребенка прилив нежных чувств.

Куклы – герои сказок, мультфильмов (Буратино, Чебурашка, Вини-Пух и др.) несут в себе заданность образа поведения. Это эталоны поведения для ребенка. Но что интересно, в самих сказках положительные герои (Буратино, Мальвина, Чипполино) не несут в себе всего множества положительных черт, которые ребенок затем им приписывает, так же как и отрицательные герои (Баба Яга, Кощей) не имеют большого набора негативных черт. Но благодаря тому, что кукла несет в себе эталонность нравственного облика, ребенок сосредотачивает на ней весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений.

К сожалению, наш рынок сейчас наводнен игры и игрушки, совсем не предназначенные для детского потребления, а лишь для обогащения. Настольные игры не отражают зачастую реальности, куклы для мальчиков и девочек несут в себе лишь агрессивный позыв или элементы жертвенности. Это ведет к формированию у подрастающего поколения холодной отчужденности, отрицание человеческого достоинства, формирование отношения к другому человеку как у безликому, не имеющему ценности существу.

В последнее время психологам все чаще стали сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны, скованность и недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на вопрос, но при этом не боится кривляться перед чужими взрослыми. Ведут себя неуправляемо, гипервозбудимо, невнимательны, модели плохого поведения их притягивают как магнит, а взрослого они будто не слышат.

С раннего возраста эти дети играют гаджетами, игнорируя игрушками, и отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы. Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности.

В западных мультфильмах происходит фиксация на агрессии. Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения, это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т. к. если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления. Таким образом, формируется эстетическое восприятие, новая культура человека.

Часто персонажи западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Для чего это нужно? Дело в том, что ребенок идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Чудища злобные, тупые, безумные. И идентифицирует себя с таким персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц. И начинают вести соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе добряком, перенять бессмысленный оскал и стремиться «грызть гранит науки».

У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей. Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве.

Далее, хочу вам предложить для внимания рекомендации детских невропатологов и психологов по сохранению психосоматического здоровья детей.

- Детям до трех лет телевизор смотреть не следует. Если ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, или у него судороги на повышенную температуру, или у него черепно-мозговая травма, менингит, повышенная возбудимость, плохой сон, ранний отказ от дневного сна, заикание, тики то и до 5-6 лет телевизор смотреть не следует;

- здоровым детям 3 - 4 лет можно проводить у телевизора 15 мин;

- 5 – 6 летние дети 30 мин.;

младшие школьники 1 - 1,5 часа 2-3 раза в неделю.

Виртуальные образы привлекают и создают психологическую зависимость, прежде всего потому, что стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов, происходящих благодаря скорости, яркости, эффекту «мелькания». Поэтому необходимо сначала взрослым самим просмотреть мультфильмы и фильмы, которые хотят показать детям, обращая внимание на то, не вызовут ли они перевозбуждение нервной системы.

До 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, только после 12-ти лет дети учатся разделять виртуальную и действительную реальность. Поэтому не оставляйте вашего ребенка один на один с телевизором, компьютером. Сам он защитится перед виртуальной агрессией, не сможет.

На сегодняшний день, только мы с вами, дорогие родители, можем защитить наших детей от того насилия, от той деструктивной и хаотической энергии, которая врывается в нашу жизнь и сохранить наших детей здоровыми с желанием жить и любить этот мир.

Используемая литература:

  1. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. -240 с.
  2. Козак О.Н. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет» - СПб: Издательство «Союз», 2002. -336 с.
  3. Красавина Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. Кн. для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. -160 с.
  4. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. - Ростов н / Д: Феникс, 2005. -192с.
  5. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. «ИГРАЕМ?.. ИГРАЕМ!!!» Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста, - М. «Издательство Скрипторий 2003», 2005.



Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №27 «Сказка»

Консультация для родителей

по развитию игровой деятельности

детей 3-4 лет.

Подготовила воспитатель:

 Соловей Ю.А.

Г.о.г Выкса, 2018

 Ваш малыш подрастает, становится все более самостоятельным, многое умеет делать без вашей помощи. Дайте ему возможность почувствовать себя независимым и самостоятельным в том, чему он уже научился: самостоятельно кушать, заправлять кровать, одеваться. Пусть ваш ребенок еще многое не умеет объяснить, но уже все понимает. Воспитывайте у него слуховое внимание: приучайте слышать то, о чем вы его просите. Поощряйте малейшие успехи малыша. Вот он научился пользоваться расческой и, посмотрев в зеркало, оценил свою прическу, аккуратный вид. Похвалите ребенка за самостоятельность и умение следить за собой, делать все вовремя. Вы увидите, что в следующий раз он проявит больше инициативы, смелости, любознательности не только в быту, но и в других занятиях.

 Ребенок стремится подражать взрослому, ведь именно взрослый является для него источником информации о мире людей. Расширяйте круг общения малыша, используйте любую возможность сообщить ему не только что-то абсолютно новое для него, но и новое об уже известном, освоенном. Так, ребенок знает о том, что в кастрюле варят суп, но открытием для него может стать то, что за супом надо следить, помешивать, чтобы он не выкипел.

Интересным для ребенка будет знакомство, например, с башенным краном. Малыша восхищает один только вид этой большой машины. Не уводите его, дайте ему возможность получше рассмотреть кран, расскажите о работе крановщика, о возможностях подобной техники. Дома еще раз напомните ребенку об увиденном, предложив отразить в рисунке свои впечатления, и вы увидите, с каким удовольствием ребенок будет рисовать. Проявляйте чуткость и тактичность по отношению к рисункам малыша: они несовершенны, но хорошо отражают чувства и настроения малышей. Главная ценность детских рисунков состоит не в том, насколько «художественно» и «достоверно» ребенок изобразил предмет, а в том, что в рисунке он выразил свои чувства, мысли, настроения – впечатления от увиденного.

 Интересуйтесь играми малыша. Если ваш ребенок бесцельно катает одну и ту же машинку, беспорядочно укладывает кукол, не заботится о кукольном уголке, то это значит, что у него не сформированы игровые умения: он попросту не умеет играть. Помогите малышу, подскажите новые действия: как нагружать в машину кирпичики (кубики), как ухаживать за куклой, что можно делать с новыми игрушками, в каком направлении продолжить игру.

 Демонстрируйте и объясняйте ребенку свои действия, например, как вы собираетесь на работу: выбираете одежду, складываете в сумку необходимые вещи – бумаги, ручки, очки, телефон. Вечером, приходя с работы или возвращаясь по дороге из детского сада домой, поделитесь с малышом тем, как прошел ваш день, спросите, что он делал в детском саду, что особенно его волнует.

 Показывайте ребенку мир вокруг, совершайте специальные прогулки к объектам, скрытым от глаз малыша в повседневной жизни: к городскому памятнику, дворцу спорта, зданию театра, железной дороге. Все увиденное вокруг и услышанное от вас обогатит его впечатления, эмоции и знания.

Как можно больше разговаривайте с ребенком. Помните, что 3–4 года – это возраст «почемучек», поэтому важно не упустить благодатное время жажды познаний и развивать его речь. Ребенку в этом возрасте интересно все: почему на небе темные облака, как работает вентилятор, почему тает лед... Чаще разговаривайте с малышом, старайтесь каждый день специально отводить время на общение с ним. В этом возрасте мальчикам очень важно выслушать компетентный ответ папы по поводу устройства того или иного механизма, а девочкам – совет мамы по поводу ухода за куклой-дочкой. Иногда нам придется заглянуть в детскую энциклопедию, продумать ответ, чтобы он был понятен ребенку. Такое целенаправленное общение даст положительные результаты: ребенок будет жить насыщенной, интересной жизнью, у него будут свои занятия и игры, он сумеет проявить инициативу, самостоятельно обустроить место для игры, подобрать необходимые атрибуты. Не пытайтесь поучать и пичкать ребенка знаниями, напротив, старайтесь увлечь малыша той или иной темой; своим тоном и атмосферой общения побуждайте к активности, самостоятельности.

 Во время игры спросите у ребенка, во что он играет, и обратите внимание на то, какие роли ему интересны: повара, мамы, папы, шофера и т. п. Помогите малышу советом, поиграйте вместе с ним, чтобы игра не стояла на месте, а развивалась и увлекала ребенка. Подскажите ребенку сюжеты, в которые можно играть, и объясните, как это лучше сделать. В совместных играх действуйте гибко, ненавязчиво. Не раздражайтесь по пустякам, наберитесь терпения; если малыш не воспринимает ваши советы, ищите другие методы взаимодействия с ним. Уважайте желания, мысли и чувства ребенка, давая ему возможность проявить инициативу.

 Ребенку необходимо общение со сверстниками. Приглашайте его друзей к себе домой, устраивайте детские праздники с продуманной программой детского активного отдыха. Покажите детям домашний спектакль кукольного театра, который вы сделали своими руками. Приобщайте к культуре детского отдыха ваших друзей – молодых родителей: пусть они помогут обустроить импровизированную ширму, примут участие в спектакле, подготовят развлечения для детей. Такой праздник надолго запомнится всем, доставит детям радость, даст возможность насладиться хорошим семейным отдыхом.

Используемая литература:

  1. Белая К.Ю., Сотникова В.М. Разноцветные игры. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 336 с.
  2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983.-192 с.
  3. Недопасова В.А. Растем играя: Пособие воспитателей и родителей .- М.: Просвещение, 2002.-94с.
  4. Касаткина Е.И., Иваненко С.С, Реуцкая Н.А, Смирнова Н.А., Смирнова А.Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников средствами игры - издательство Вологодского института развития образования, 2001.-46 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности дошкольников»

Консультация для воспитателей, в которой даны рекомендации развития игры....

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности в свете ФГТ»

В свете современных требований выделяются два возможных  пути  организации игры в д/с. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогике воздействии взрослого на содержание...

Консультация для воспитателей " Развитие игровой деятельности в свете ФГТ"

Консультация для воспитателей " Развитие игровой деятельности в свете ФГТ"...

Консультация на тему: «Развитие игровой деятельности. Дидактическая игра»

Дидактические игры можно использовать на занятиях по различным областям знаний и в разных видах деятельности. Каждая область имеет свою специфику и поэтому педагог должен учитывать, что своеобразие то...

Консультация для родителей "Развитие игровой деятельности"

На четвертом году жизни у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра....

Консультация для педагогов "Развитие игровой деятельности дошкольников. Влияние игры на всестороннее развитие детей."

Консультация для педагогов "Развитие игровой деятельности дошкольников. Влияние игры на всестороннее развитие детей."...

Консультация для педагогов «Развитие игровых умений в младшем и среднем дошкольном возрасте»

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качест...