Буклет для родителей "Игры и упражнения для развития произвольного поведения"
консультация (подготовительная группа)

Для психологической готовности к школе детей 6-7 лет, необходимо развивать у них произвольное поведение (произвольную память, внимание). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буклет для родителей46.39 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Игра "Сохрани слово в секрете".

Цель: развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его.

Вы будете называть ребенку разные слова, а он их четко повторять. Но нужно помнить об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ребенок должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

 Примерный список слов:

окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.

 Примечание.

 Неважно, какое именно правило вами выбрано - подойдет любое.

Варианты:

 - нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];

 - нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;

 - нельзя повторять названия животных; и т.д.

 Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.

 Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.

  1. Как превратить "о" в "и".

Цель: развитие произвольности и внимания.

 Ребенок  доброй феи говорил: "Я не волшебник, я только учусь". Эти слова относятся и к нам: мы еще не умеем делать серьезных превращений, но превратить одну букву в другую нам под силу. Детям, умеющим читать, можно дать напечатанные  слоги. Они должны не просто читать их, но во всех случаях, когда встречается звук [о], меняй его на [и].

Столбики со слогами:

ПО                      ОРХ                        КРОТ

РИ                       КРА                        СЛАМ

КА                      ФРЕ                         ПОРТ

ТУ                      ШКА                       ГРИБ

ТО                      БЛО                         ШКАФ

ПА                      ПРЕ                         КАРТ

ВА                      КРО                         СТОЛ

ГО                      ТРО                         ТОРТ

ДЕ                      ФРУ                         ИРИС

КО                      СЛЕ                         ОКНО

Примечание.

 Работая с этим упражнением, можно задать ребенку самые разнообразные задания:

 - пропускать (не читать) все слоги, начинающиеся на звук [п] или [к] или на гласный звук. Вместо этого надо произносить слово "лишний";

 -  менять в слогах звук [п] на звук [с]и т.д.

3. Горка спичек.

Цель: развитие произвольности поведения, общей координации

Перед ребёнком вываливается коробок спичек в одну кучку. Предлагается по - очереди вытаскивать по одной спичке, чтобы не сдвинулись остальные (в игру могут играть до 6 детей) .

4. Пять спичек.

Цель: развитие произвольности поведения, общей координации

Перед ребёнком на столе лежат пять спичек одна под другой. Первую спичку необходимо поднять со стола двумя большими пальцами, вторую – двумя указательными, третью – двумя средними. Затем четвертую – безымянными пальцами, пятую – двумя мизинцами. В конце необходимо удержать все поднятые спички в течение 10 секунд.

5. «Да» и «Нет» не говорите.

Цель: коррекция импульсивности, развитие произвольности, лабильности мышления

По ходу игры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» или «нет».

6. Кулак – ладонь – ребро 

Цель: развитие произвольного внимания, зрительно – моторной координации, коррекция импульсивности.

По команде дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки, ставят ребром. Темп и последовательность положения рук меняются. Затем взрослый путает детей: своими руками показывает одно, а говорит – другое. Дети должны внимательно слушать и не ошибаться.

7. Молчу - шепчу - кричу 

Цель: развитие волевой регуляции громкости речи и поведения.

Ребенку предлагается действовать и говорить в соответствие с определенными знаками. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

Можно предложить цветовые знаки: красный – молчать, желтый – шептать, зеленый – кричать. Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

8. Дидактические игры 

«Домино», «Мозаика», «Сложи квадрат», «Найди игрушку».

9. Сюжетно - ролевые игры

 «Больница», «Почта», «Парикмахерская», «Ателье», «Больница» и т. д.

10. Театрализованные игры 

«Кот, петух и лиса», «Гуси - лебеди», «Лиса и волк» и т. д.

Рекомендации:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида

«Ласточка»

               https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/069c/0000a2db-e42a49de/img12.jpg

Игры и упражнения для развития произвольного поведения

Педагог-психолог

Седых Т.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста".

Формирование произвольности поведения лежит в основе многих процессов дошкольного детства. В связи с этим большую значимость приобретает поиск эффективных средств развития произвольности поведения. Я ...

«Игра и развитие произвольного поведения»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Произвольность поведения– умение управлять своими поступками, стремлениями, настроением.Произвольность поведения является  необходимым компонент готовности ребёнка к...

Развитие произвольного поведения

Этот материал пригодится как воспитателям, так и родителям. На сегодняшний день родители понимают готовность ребенка к школе, как сформированные умения чтения, счета и т.п. Но ведь эти умения относятс...

Игры и упражнения для развития произвольности поведения

Произвольность поведения, как развивать?...

Буклет для родителей. Развитие произвольного поведения дошкольников.

Буклет для родителей. Развитие произвольного поведения дошкольников....

Игры и упражнения для развития произвольного поведения и самоконтроля у дошкольников

Произвольность поведения – необходимое условие успешного обучения в школе.Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционн...