Рекомендации родителям по лексическим темам
методическая разработка (средняя группа)

Замаруева Наталья Николаевна

Рекомендации для родителей по лексическим темам: "День знаний", "Овощи", "Осень.Деревья","Лес. Грибы. Ягоды" Для родителей представлен материал по развитию детского словаря в рамках данной тематики, игры и упражнения для совершенствования грамматического строя речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повторяйте вместе с нами:

Стихи 

Мы приходим в детский сад-

Там игрушки стоят.

Паровоз, пароход

Дожидается ребят.      

               ***

Наш прекрасный детский сад,

Снова в гости ждет ребят,

Снова в гости ждет девчат,

Ждет меня он и тебя.

Мы учиться будем в нем.

И умнее с каждым днем

Станем этим мы путем.

Это точно решено!

Играйте вместе с нами:

Физкультминутки

«Будем прыгать и скакать!»

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик в сад пошел,

Этот яблоко нашел,

Этот яблоко сорвал,

Этот яблоко отдал

Больчишу-крепышу!

Этот пальчик сливки нашел,

Этот пальчик сливки сорвал,

Этот пальчик снес домой,

Ну а самый маленький съел все до одной

               

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по теме «День знаний»

1.Выучить имена и отчества сотрудников группы.

Допускаются ответы в любом звуковом исполнении

Как зовут воспитателей? —

Как зовут помощника воспитателя?        —

Как зовут музыкального руководителя? —

Как зовут физкультурного руководителя? —

2. Учить детей употреблять слова приветствия и прощания:

Что говорят, когда здороваются? — Здравствуйте.

Как здороваются утром? - Доброе утро.

Как здороваются днём? —Добрый день.

Как здороваются вечером? —Добрый вечер.

Как прощаются? —До свидания.

Дети должны знать:

имена, отчества воспитателей и других работников детского сада;

названия предметов мебели, игр, игрушек, пособий, место их нахождения и правила обращения с ними;

расположение, назначение и название комнат и групп в дет­ском саду: кухня, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет заведующего, каби­нет врача, прачечная;

названия профессий работников детского сада: заведующий, воспитатель, помощник воспитателя, медицинская сестра, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель, повар, завхоз и т.д.

Расширение словарного запаса детей:

названия: группа, спальня, коридор, раздевалка, туалет, кабинет и др.;

признаки: большая, маленькая, светлая, чистая, широкая, узкий, высокий, низкий;

действия: играть, кушать, заниматься, рисовать, лепить, резать, клеить, считать, писать, читать, спать, гулять и т.д.

 

http://prim-ds.balaxta.ru/news/data/upimages/s-dn-znanii-2018.jpg

 

                                

   Повторяйте вместе с нами:

Стихи

Целый воз овощей

 В огороде, в огороде,

Овощи поспели вроде…

 Здесь красавец помидор,

И укроп, и салат!

 Смастерили мы забор

 От козлят и телят!

Целый воз овощей

Мы взрастили,

А потом всех друзей

 Угостили!              

         ***

Овощная считалка

В огороде у Егора

Тыква, репа, помидоры.

 В огороде у Ивана

 Кабачки и баклажаны.

Ты посадишь патиссон,

Выходи из круга вон.

Играйте вместе с нами:

Физкультминутки

Обед на грядке

Спрятались на грядке ловко
Репка, свекла и морковка. (присесть, прикрыть глаза руками)
За ботву потянем,
Из земли достанем. (встали, руками снизу вверх имитируем движения «дергаем морковку»)
Будет малышам обед:
Борщ, пюре и винегрет. (высокие прыжки с поворотами в разные стороны)

Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)
Дети овощи учили: (Прыжки на месте)
Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)
Хрен, морковка и чеснок. (Хлопки в ладоши)

Дети в огород идут,
А там овощи растут,
Дети спинки наклоняют,
И горох они срывают.

У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Рад, два, три, четыре, пять —
Поможем урожай собрать
.

Пальчиковая гимнастика

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, (мнут капусту)
Мы капусту солим-солим, (берут щепотку соли и солят)
Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)

Поочередно загибать пальцы.

              ***
Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Рад, два, три, четыре, пять —
Поможем урожай собрать.

Прочитать произведения. Ю. Тувим «Овощи», Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки», Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородни

6 способов научить ребенка любить овощи.

Каждый родитель может рассказать, на какие хитрости приходится пускаться, чтобы накормить ребенка полезнейшими продуктами - овощами. Почему-то дети противятся им больше всего. Приходится уговаривать, сулить награду или изобретать новые блюда, маскируя в них ненавистную капусту или тыкву. Словом, накормить ребенка овощами – дело хлопотное и нервное. К счастью, существуют способы справиться с проблемой.

  • Не противопоставляйте остальной еде. Родители не замечают, как сами посылают сигнал, что овощи – это нечто особенное, с чем надо смириться. «Ты должен съесть, потому что шпинат (капуста/кабачок) очень полезен». Тем самым ребенку дается понять, что лежащее на тарелке не совсем обычная пища, и потому он воспринимает ее с настороженностью. Если не хотите, чтобы малыш просиживал в страданиях над тарелкой, а вы нервничали, не акцентируйте внимание на блюде.
  • Запеченные овощи. В одном эксперименте диетологи выяснили, что дети с аппетитом едят запеченные в тесте овощи, даже если знают об их присутствии. Вкрапления в тесте кусочков брокколи, кабачков, тыквы пошли на "ура". Поэтому пироги или булочки с овощной начинкой – прекрасный выход для родителей, дети которых плохо едят овощи.
  • Дети с удовольствием едят собранные собственноручно овощи или в выращивании которых принимали участие. Если у вас есть дачный участок, приобщайте к огородным работам. Приучите к труду и избежите проблем с кормежкой. Не получается с выращиванием? Тогда берите их в магазин и пусть сами выбирают овощи для всей семьи.
  • Проведенное в Нидерландах исследование выявило интересную особенность. Детям предложили выбрать овощные блюда по своему усмотрению. Наиболее привлекательными для них оказались сочные, крепкие, хрустящие овощи, а вялые и мягкие вызвали негативную реакцию.
  •  Подавайте пример. Как можно убедить ребенка съесть цветную капусту, если родители к ней даже не притрагиваются? А ведь дети копируют все ваши действия. Если хотите перестать воевать со своим чадом, покажите личным примером, что овощи вам нравятся – начните их регулярно есть. Тогда ребенка и не придется уговаривать.
  • Поощрять любовь к овощам можно не только обещаниями конфет (что делать нельзя). Создайте игру: за каждое съеденное овощное блюдо дарите наклейку (можно по цвету овощей) и размещайте ее на видном месте, например, холодильнике. А если в семье несколько детей, устройте им соревнование: кто больше соберет наклеек за неделю или месяц.

Главное в воспитании – настойчивость и последовательность. Будьте постоянны в своих намерениях, ищите новые способы приобщения детей к овощам: придумывайте новые блюда, создавайте картинки на тарелках, просите детей помочь на кухне (они могут чистить вареные овощи одноразовыми ножами). Словом, не сдавайтесь, и тогда все получится!

Повторяйте вместе с нами:

Стихи

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осинке,
Бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.

               ***

Осень

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад...

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают -

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем,

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибом.

Играйте вместе с нами:

Физкультминутки

Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными. Например, береза — желтые березовые листья. Клен — алые кленовые листья.

Осина — пунцовые осиновые листья.

Рябина — оранжевые рябиновые листья.

Пальчиковая гимнастика

Осень, осень, (Трем ладошки друг о друга)

Приходи!  (По очереди сжимаем кулачки)

Осень, осень, (Трем ладошки друг о друга)

Погляди!  (Положить ладошки на щеки)

Листья желтые кружатся,

(Движение ладонями сверху вниз)

 Тихо на землю ложатся. (Поглаживаем коленки)

Солнце нас уже не греет,

(По очереди сжимаем кулачки)

Ветер дует все сильнее,

(Разводим одновременно ручки в разные стороны)

К югу полетели птицы, (Скрестить ручки и пошевелить пальчиками)

Дождик к нам в окно стучится.  (Стучим пальчиками по ладошкам)

Шапки, куртки надеваем (Делаем вид)

И ботинки обуваем (Постучать ногами)

Знаем месяцы: (Похлопать ладошками по коленкам)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (Кулак, ребро, ладонь)

                              ***

Ветер по лесу летал,                              

(Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,  

(Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот с березки — золотой,                                  

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку.            

 (Спокойно укладывают ладони на стол)

***

Раз, два, три, четыре, пять, 

(Загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать

(Сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы, 

 (Загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем 

(Пальчики «шагают» по столу).

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по теме «Осень»

Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ.

Например

— Какое сейчас время года?

— Сейчас осень. 

— Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов «на улице».

— На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.

Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.

 Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы — организуйте беседу.

 — Какое сегодня небо?

— Небо чистое и голубое.

  — А каким чаще бывает небо поздней осенью?

— Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.

— Какие листья ты видишь на деревьях?

  — Листья красные, желтые, оранжевые.

— А какими бывают деревья поздней осенью?

  — Поздней осенью деревья голые.

  — Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она?

— Трава еще зеленая, в ней цветут цветы.

  — Что произойдет с травой поздней осенью?

— Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.

— Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь.

— Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме.

— Что происходит с насекомыми поздней осенью?

— Поздней осенью насекомые исчезают.

  — Посмотри на небо. Кого ты видишь?

  — Перелетные птицы летят в теплые края.

   

    Повторяйте вместе с нами:

 Стихи

«В лесу»

Сто грибов в лесу найдем,
Обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Елки и осинки
И хорошие грибы
Соберем в корзинки.

               ***

На кустах и на кусточках,

На сухих болотных кочках

Ягоды растут в лесу,

Быстро зреют на весу

Отгадайте загадки.                                   

  

Он родился в день дождливый

Под березкой молодой,

Круглый, гладенький, красивы

С ножкой тонкой и прямой. (подберезовик) 

Подберезовик

               ***

А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он в шапочке красной,

На шапке — горошки. (мухомор) 

Мухомор

Играйте вместе с нами: Физкультминутки

«Грибы и ягоды»

Мы с друзьями в лес пойдем,

 (шагаем на месте)

В лес пойдем.

Грибы, ягоды найдем, мы найдем  

 (наклоны туловища к правой – левой ноге)

Их в корзинки соберем

 (имитация движений)

Покричим в лесу: «Ау – ау»!  

 (руки рупором ко рту)

Эхо там живет в бору

(правую руку на пояс, левую к уху,

наклон туловища влево и наоборот)

«Грибочки» 

- Ножки, ножки, где вы были?

 (топают ногами)

- За грибами в лес ходили.

- Что вы, ручки, работали?

(хлопают в ладоши)

- Мы грибочки собирали.

- А вы, глазки, помогали?

(закрывают и открывают глаза)

- Мы искали да смотрели –

(повороты туловища вправо-влево)

Все пенечки оглядели.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,

(Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших).

В лес идём мы погулять.

(«Шагать» указательным и средним пальчиками обеих рук по столу)

Много ягод наберём

(Сжимать и разжимать пальцы) 

И ребятам принесём.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«В лес по грибы с ребёнком»

Как хорошо всей семьей отправиться в лес, подальше от городского шума и суеты — надышаться чистым, ароматным воздухом, вдоволь набегаться. Заодно можно «поохотиться» за грибами! Это увлекательное занятие и отличная возможность научить ребенка видеть и беречь красоту природы.

Подготовка к походу в лес

Откройте ребенку неведомый ему ранее, необычайно интересный мир грибов! И у него появится стимул, конкретная цель: найти и принести домой съедобный гриб. Но сначала нужно познакомить малыша с грибами — по красочным книжкам, атласам, наборам открыток. Вместе нарисуйте грибочки, в том числе ядовитые, — получатся своего рода шпаргалки (не забудьте захватить их с собой в лес). Важно, чтобы «уроки» не были скучными. Например, устройте викторину, загадайте загадки, шарады, вспомните вместе пословицы, сказки про грибы (например, В. Сутеев «Под грибом» и др.). Объясните ребенку, что лес — это зона повышенного риска, здесь требуется предельное внимание и осторожность. А еще, лес — это территория животных и растений, здесь они хозяева, а мы — всего лишь гости, поэтому надо уважительно относиться ко всем и всему, что встретишь, и вести себя соответственно — правильно.

Экипировка

Возможные опасности в лесу — это проливной дождь, болота, змеи, комары, клещи и другие кровососущие. Поэтому правильная одежда — одна из важнейших составляющих успешного похода. Одежда должна быть водонепроницаемой (ветровка, дождевик, куртка). Обувь надевайте удобную, легкую, непромокаемую. Самый оптимальный вариант — резиновые сапоги. Головной убор обязателен. Это может быть кепка с большим козырьком, косынка, максимально закрывающая шею (от клещей, паутины и т. п.).

Защита от комаров

Более безопасны репелленты в виде кремов и лосьонов, так как они медленно всасываются через кожу и не попадают в дыхательные пути и в глаза.

Тара для сбора грибов

Лучший вариант — легкая и прочная корзина овальной формы, «с вентиляцией» — сплетенная из прутьев. В такой корзине грибы не мнутся и не крошатся и, благодаря естественному воздухообмену, в течение суток сохраняют свежесть. Категорически противопоказана грибам металлическая посуда (кастрюли, ведра). Не годятся целлофановые мешки, полиэтиленовые пакеты, корзины из синтетики. В них развивают бурную жизнедеятельность микроорганизмы, в результате начинаются процессы гниения и разложения питательных веществ. Грибы рассыпаются, и в конце многочасового пути от них остается крошево.

Приспособления

Возьмите с собой нож (лучше всего складной) — выручит в любой ситуации. Снабдите каждого грибника палкой — не очень длинной, но прочной. Во-первых, чтобы каждый раз не нагибаться для проверки — гриб ли это, спрятавшийся под листьями, или просто листочек. Во-вторых, чтобы не трогать руками сомнительные грибы. В-третьих, чтобы, сделав следующий шаг, не попасть в болото.

Как ориентироваться в лесу

Народная мудрость гласит: «Чтобы не заблудиться вдруг, знай, где север, где юг». Отнеситесь к этому серьезно — научитесь читать ориентиры.

По компасу — намагниченный конец компаса показывает на север. Если стоять лицом к северу, за спиной — юг, справа — восток, слева — запад. По местным признакам: муравейники расположены с южной, пологой стороны деревьев и пней. Северная сторона более крутая, на ней растут лишайники и мхи. Кора у отдельно стоящих деревьев с северной стороны темнее, грубее; ветви с южной стороны гуще и длиннее. Кстати, с помощью компаса проверьте на практике, всегда ли можно доверять народным приметам.

По звукам — держаться выбранного направления помогут сигналы электропоездов, шум автомобилей на шоссе и другие звуки, которые слышны на значительном расстоянии.

По знакам и ориентирам — можно отмечать дорогу, как это делал в сказке находчивый Мальчик-с-пальчик, например, с помощью красных ленточек или флажков на деревьях, но только не пустыми банками и бутылками — берегите лес!

По карте — во время пути можно вместе с ребенком составить карту местности, указывая грибные места, расположение деревьев, пригорков, муравейников, поваленных или кривых деревьев и другие приметы — пригодится для определения обратного пути и для следующего похода в лес. Если почувствовали, что кружите на одном месте, выходите из леса.

Где искать грибы

Если лето или осень дождливые, ищите грибы на возвышенных, хорошо прогреваемых местах — на опушках, полянах, подальше от стволов деревьев. И наоборот, при жарке и сухой погоде грибы лучше растут в тени деревьев, под еловыми лапами, в густой траве, в низинах, где сохраняется влага.

Расскажите ребенку о сожительстве грибов с определенной породой деревьев. Так, на корнях дуба живут белый гриб, сыроежки, перечные грузди. Сами названия грибов (дубовик, подосиновик, подберезовик, рыжик еловый, рыжик сосновый и другие) указывают на тесную связь гриба и дерева, возле которого они растут.

Найдя хотя бы один гриб, не спешите покидать это место, внимательно осмотритесь, где-то поблизости должна быть его «семья», ведь грибы просто не могут расти поодиночке.

Грибы — великие мастера камуфляжа. Они сидят «в засаде» и умело маскируются — часто шляпка по цвету сливается с листвой, хвоей, травой. Еще бы, ведь для них это — вопрос жизни и смерти. Поэтому говорят: «Тише идешь — больше наберешь», «Кто любит земле кланяться, без добычи не останется».

Что в корзинке

Объясните ребенку, что год от года становится все труднее отличить съедобный гриб от ядовитого. Это связано с заложенным в грибах генетическим кодом — стремлением к сохранению рода и вида; в жестокой борьбе с человеком за свое выживание грибы начинают прибегать к мимикрии. Раньше ложных грибов почти не было. Теперь почти у каждого съедобного гриба есть ядовитый двойник, а то и не один. В нашей стране специалисты насчитывают до 25 видов явно ядовитых и вредных грибов. Так как же не ошибиться и не впасть в азартное состояние охотника при виде симпатичных на вид грибов?

Правило 1

Если вы хоть на миг сомневаетесь в том или ином грибе, то лучше оставить его. Берите только те, которые вам хорошо известны. Пусть вы соберете немного, зато надежных.

Правило 2

Грибы способны накапливать в себе тяжелые металлы и радиоактивные элементы из окружающей среды. Ребенок должен знать, что ни в коем случае нельзя собирать грибы рядом с автомобильными дорогами, в черте города, в местах захоронения людей и животных, возле химических производственных и складских помещений, а также вблизи промышленных предприятий.

Правило 3

Нельзя собирать старые, дряблые, переросшие грибы, так как в них быстро накапливаются ядовитые для человека вещества.

Правило 4

Грибы с малейшими признаками червивости и гниения необходимо выбрасывать без раздумий. Для определения червивости гриба отделите ножку от шляпки. Видны червоточины — гриб долой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по лексическим темам.

Информация для родителей по лексическим темам. Можно использовать и в обычных группах в свете ФГТ....

Рекомендации родителям по лексической теме "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Информация для родителей по лексической теме....

Рекомендации родителям по лексической теме "Новый год"

Рекомендации родителям по лексической теме "Новый год"...

Рекомендации родителям по лексическим темам

Краткие рекомендации родителям по лексическим темам для детей группы ЗПР. Информация лаконичная, есть возможность сделать картотеку....

Рекомендации родителям по лексической теме "Мамин праздник. Женские профессии"

Рекомендации родителям по лексической теме "Мамин праздник. Женские профессии"...

методические рекомендации родителям по лексической теме "Космос"

лексико-грамматические упражнения по лексической теме "Космос"...