Главные вкладки

    "Дидактические игры .Их значение и применение с детьми младшего дошкольного возраста."
    консультация (младшая группа)

    Минина Мария Анатольевна

    Значение дедактических игр в педагогическом процессе.

    Дидактическая игра - такая деятельность,смысл и цель которой дать детям определённые знания и навыки , развитие умственных способностей.Дидактические игры - это игры , предназначенные для обучения.Дидактические игры в педагогическом процессе , играют такую важную роль ,они являются методом обучения ,ещё самостоятельной игровой деятельностью.В качестве первого , они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим.С живой природой ,по ФЭМП,развитие речи в целях обучения детей определённым способом. При этом содержание игры и ее правила подчинены воспитательно-образовательным задачам,выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятия.

    В руководстве играми  следует выделить три этапа : подготовка , проведение , анализ результатов (мониторинг)

    1.В подготовку к игре входит следующее : отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группе с учётов времени проведения.(в часы занятий или внеучебное время),места ,это может быть,групповое помещение,на участке,где производится прогулка,определение количества участников,это вся группа,подгруппа,один ребёнок.

    В подготовку к игре входит также отбор необходимого дедактического материала(пособий,игрушек,картинок,природного материала)Воспитатель выбирает игру,предлогает детям поиграть ,начинает сама и приглашает детей.Младший возрас : наглядное разъяснение всего хода игры в процессе совместной игры со взрослыми.

    2. Если воспитатель тщательно подготовился к игре,то само её проведение не вызовет никаких затруднений.В любойдидактической игре должны быть , как игровые правила,так и игровые действия.Если одно из условий отсутствует  ,она превращается в дидактическое упражнение.

    Воспитатель контролирует процесс игры ,закрепляет умение играть ,следит за выполнением правил , используя напоминания, дополнительное объяснения,вопросы и советы.

    Младший возраст : воспитатель выполняет роль ведущего ,в ходе игры связывает игровые действия с правилами.

    3.Подведение итогов игры- ответственный момент.Воспитатель отмечает тех,кто хорошо справился с поставленной задачей в игре.Анализ игры должен быть напрвлен на выявление эффективных приёмов её проведения,а так же допущенных ошибок ( что не получилось и почему.)

    Структурные элементы игры

    Структура дидактической игры включает в себя : задачу ,действие,правило,результат и заключение игры.Задача в каждой дидиктической игре имеется точно усановленная задача,которая подчинена соответственно дидактической цели,детям предлагаются такие задачи ,решение которых требуют определённого интелектуального напряжения,умственной работы.Выполняя задачу в игре ,ребёнок активизирует своё мышление ,упражняет памать ,наблюдательность.

    Задачи дидактических игр делятся на несколько видов:

    1.Сравнивать и выбирать предметы по одинаковым ,различающим или сходным признакам ( задача усложняется в соответствии с возрастом детей).

    2. Классифицировать и распределить предметы или картинки ,дети кклассифицируют картинки или предметы по виду или по материалу,из которого они изготовлены.

    3.Определять предмет по нескольким или только по одному признаку.Дети угадывают предметы по простому описанию или кто - нибудь из них описывает вещь ,а остальные угадывают.

    4. Упражнять внимание и память.Дети должны запомнить какой либо факт или определённый состав предметов,группу игроков и прочие, и определить изменение ,которое произошло в их отсутствие.

    Действие.В каждой дидактической игре задача выполняется действием,которое определяет и организует поведение каждого ребёнка и сплачивает детей в единый коллектив.Оно непосредственно привлекает интерес детей и определяет их эмоциональное отношение к игре.

    Действие в игре должноотвечать двум основным условиям:

    1.Обязательно подчиняться задаче и выполнять учебную цель игры;

    2. Быть занимательным и увлекательным вплоть до окончания игры.

    В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать , что они чему нибудь учатся.Здесь деятельность должна в большей  или меньшей степени скрывать учебную , дидактическую цель игры.

    Правило : Деятельность в дидактической игре строго связана с правилами.Они определяют как ребёнок должен вести себя во время игры,что он может и чего не должен делать.Важно,чтобы правила соответствовали возрастным особенностям и компенсировались занимательной деятельностью.Поэтому она должна быть интересной , чтобы ребёнок охотно подчинился правилам.

    Результат ,заключение игры : Результат игры- это решение поставленной задачи и выполнение правил.

    Результат оценивается с двух точек зрения ; с точки зрения детей и точки зрения воспитателя.с точки зрения детей,мы учитываем ,какое моральное и духовное удовлетворение принесла игра детям.Выполняя дидактические задачи ,дети проявляют сообразительность ,находчивость ,внимание,память.Всё это даёт детям моральное удовлетворение,повышает веру в свои силы,наполняет их чувством радости.

    Воспитателю важно выполнена ли заданная задача , осуществлены ли предписанные действия , принесла ли она с этой стороны определённые результаты.В конце которых дидактических игр,нужно наградить ее участников ,похвалить детей либо поручить им роли в игре.

    Виды дидактических игр

    Дидактические игры различаются по обучащему содержанию ,познавательной деятельности детей,игровым действиям и правилам,организации и взаимоотношениям детей , по роли воспитателя.

    Дидактические игры можно раздлить натри основных вида:

    Игры с предметами : для них необходимо подбирать предметы ,отличающейся по свойствам ; цвету,величине,назначению,использованию...

    Настольно - печатные игры - это очень увлекательное занятие для детей.Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками,разрезными картинками и кубиками.При этом для детей младшего возраста должен быть изображен один или несколько предметов : игрушки,одежда или посуда.Дети самостоятельно могут дифференцировать их отличия по признаку: величину,цвет,форму ,назначение.

    Словесные игры: Они построены на сочетании слов и действий играющих.В таких играх требуется использовать ранее приобретённые знания в новых связях,в новых обстоятельствах.Поэтому в младших группах игры со словом направлены в основном развитие речи ,воспитание правильного звукопроизношения ,уточнения,закрепление и активизацию словаря,развитие правильной ориентировки в пространстве , формировании диалогической и монологической речи.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

    Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....

    Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

    Развитие ручной моторики у детей младшего возраста связано с речевым, психологическим, а также личностным развитием. Дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребен...

    Консультация для воспитателей Дидактические принципы фольклорных занятий в работе с детьми младшего дошкольного возраста

    Использование русского фольклора следует рассматривать как яркое общение с малышами....

    Статья. Использование дидактических игр на занятиях по математике с детьми младшего дошкольного возраста

    Статья. Использование дидактических игр на занятиях по математике с детьми младшего дошкольного возраста...

    Особенности использования дидактических игр на занятиях по математике с детьми младшего дошкольного возраста.

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА На тему: Особенности использования дидактических игр на занятиях по математике с детьми младшего дошкольного возраста....